Библейский ликбез
Экзегеза и герменевтика.
Толкование Библии, уяснение ее смысла называется экзегезой (греч.).
У православной экзегезы есть свои правила герменевтики (от греч.
эрменеуен
–
объяснять) и методы:
1)
Читать и изучать Библию следует как Слово Божие, которое дано людям
не для удовлетворения их любознательности, а для научения в вере и
жизни.
2) Толкование должно быть согласно с догматами и учением Церкви.
3) Ветхий Завет необходимо оценивать в свете Нового.
4) Важно учитывать пояснения, которые давали к Ветхому Завету св.
Отцы.
Они "имеют огромную ценность для православного ветхозаветника,
который, однако, должен учитывать и различия толкования Отцов, не
возводя автоматически ни одного из них на степень Предания Церкви.
Православные библеисты с полным правом обращают внимание и на
церковно-богослужебное (литургическое, иконографическое)
истолкование Ветхого Завета, выясняя общецерковное экзегетическое
предание, отделяя позднейшие и случайные элементы" (Б. И. Сове.
Указ. соч.).
5) Экзегезе предшествует критика текста. Слово "критика" в данном
случае означает научное и литературное исследование. Библеист, по
словам свт. Иннокентия Херсонского, "должен узнать те источники, в
которых заключается Откровение, должен проверить подлинность
памятников и достоверность свидетельств, должен познать, как
содержатся в них и как из них вытекают истины религии" (Соч., т.
XI,
с.171).
Для НЗ:
Св. Игнатий Брянчанинов
1)
При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи
блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую
Истину.
2)
Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся
исполнять его заповедания, читай его делами.
Это — книга жизни, и надо читать ее жизнию.
3)
Стяжи такое расположение души, чтоб тебе быть способным к получению
исцеления. Способны получить его сознающиеся в своей греховности,
решившиеся оставить ее
[4].
Горделивому праведнику, то есть, грешнику, не видящему своей
греховности, не нужен, бесполезен Спаситель
4)
Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтоб ум
твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и деятельность
твоя удобно соделается евангельскою.
Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением
Евангелия.
5)
Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного
Писания. Писание произнесено святыми Пророками и Апостолами,
произнесено не произвольно, но по внушению
Святого Духа
[7].
Как же не безумно истолковывать его произвольно?
6)
Святой Дух, произнесший чрез Пророков и Апостолов Слово Божие,
истолковал его чрез святых Отцов. И Слово Божие и толкование его —
дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая
Православная Церковь!
Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!
7)
Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно: тот этим самым
отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом. Кто
отвергает истолкование Писания Святым Духом; тот, без всякого
сомнения, отвергает и самое Священное Писание.
8)
На кого воззрю, токмо на кроткаго и
молчаливаго и трепещущаго словес Моих
[9],
говорит Господь.
Таков будь относительно Евангелия и присутствующего в нем Господа.
9)
Иоанн Лествичник: «и не безбедственно носится по нему ум
безмолвника: опасно плавать в одежде, и касаться богословия
страстному» (Сл. 27, о безмолвии). Эта опасность, это бедстие,
очевидно, заключается в произвольном толковании, в ложном понятии
Писания, отчего многие иноки впали в гибельное заблуждение.
Иларион (Троицкий), сщмч.
Священное Писание
– одна из сторон общей благодатной церковной жизни и вне Церкви
Священного Писания, в истинном смысле этого слова, нет
достаточно
вспомнить арианство и первый вселенский собор, чтобы понять, что и
всякая ересь основывается на Писании
Вне Церкви
живущему непостижимо ни Писание, ни Предание, ни дело. Внутри же
Церкви пребывающему и приобщенному к Духу Церкви единство их явно по
живущей в ней благодати
мудрые слова
Климента Александрийского: “Люди, предавшиеся страстям, насилуют и
Писание сообразно со своими пожеланиями” [28]. А новозаветные книги Священного Писания для всевозможного
насилия над ними дают самый широкий простор, – потому именно, что
Христос ничего Сам не писал
В словах Христа:
“ищите и найдете” гностики видели прямую заповедь искать в Писании
скрытого таинственного смысла. Отсюда безграничный аллегоризм в
толковании и в результате в Писании находятся все положения
гностических систем.
Без Церкви,
во-первых, нет никакой опоры при толковании Священного Писания и не
Писание учит человека, а наоборот, человек навязывает Писанию
содержание, какое угодно.
Без Церкви,
во-вторых, будет потерян всякий определенный путь ко Христу и Его
учению, потому что Христос Сам ничего не писал, апостолов же можно
заподозрить в том, что учение Христово передано ими неточно.
Без Церкви,
в-третьих, не имеет никакого значения канон Священных книг и все
протестанты и сектанты на вопрос: почему каноничны эти именно книги?
– могут остаться только безответными или принуждены будут прибегать
к постыдным “словесам лукавствия”.
Общее заключение
всех наших предыдущих рассуждений таково.
Священное Писание
есть неприкосновенная и неотчуждаемая собственность Церкви, как одно
из проявлений ее благодатной жизни. Вне Церкви Священного Писания и
нет, и быть не может. Не может быть вне Церкви Слова Божия; живого и
действенного, потому что нет вне Церкви благодати Св.
Духа.
Не может быть без Церкви Священного Писания и как определенного
письменного памятника, потому что не останется никакого надежного
руководства для правильного понимания Писания и ничто не может
ручаться за его подлинность и каноническое достоинство. Отметим еще,
что, утверждая тезис: вне Церкви нет Священного Писания – мы
повторяем истину, которую церковные писатели проповедывали еще во
втором веке. Св. Ириней Лионский говорил, что только в Церкви
неподдельное соблюдение Писания, без прибавления и убавления, и
чтение Писания без искажения [48].
Печатается по изданию: “Архимандрит Иларион. ““Священное Писание
и Церковь”. Москва.
Печатня А.И. Снегиревой. 1914г.”.
Закончил
01.12.11
|