Евангелие
от Матфея, конспект
Конспект по
главам Евангелия от Матфея. Цель – вычленить скелет – события,
притчи, принципы, ключевые фразы….
Непонятные
места:
1.
Гл.II, 19-22 в сравнении с
Лк., XXШ, 7-12 = Ирод (умерший у Мф., и правящий у Лк)-???
2.
Гл.
IY- искушения. Знал ли дьявол, что искушает Сына Божия? Почему
выбраны именно такие искушения – а) камни в хлеба – магия
(обыкновенное чудо). Очему не превратил сам дьявол и не предложил
выбор? Даже для человека, претерпевшего 40 дней – или что-то еще?;
б) предложение "полетать" – не самое сильное искушение, когда
хочется просо есть?; в) власть – самое сильное искушение, но Господь
не отказывается от власти, а прогоняет сатану…
3.
Десятиградие -???
4.
Притча о двух сыновьях, гл.XXI, 28-32. Оба сына не правы, но второй
(нераскаявшийся) – более…?
5.
Гл.
XXШ, 23 – оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру???
6.
Гл.
XXIY, 3-44 – каков признак Твоего пришествия и кончины века?
7.
Гл.
XXYI, 29 "…буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего."
1.
Родословие и рождество
a.
Род –
важность приемственности; передачи от Адама до Христа. Было родов 3
Х 14 = 42 рода – зачем Евангелист так точно подсчитал?
b.
"прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от
Духа Святаго…". Ангел Иосифу – не бойся…
2.
Рождение
a.
волхвы с востока
b.
и,
войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав,
поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары:
золото, ладан и смирну.
c.
Ангел
Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца
и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе…
d.
Ирод,
увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить
всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и
ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
3.
Иоан
Креститель
a.
покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное
b.
Я
крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не
достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и
огнем (***крещение Духом Святым мы получили, крещение огнем
предстоит каждому.)
c.
крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему
небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как
голубь, и ниспускался на Него.
d.
глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором
Мое благоволение…
4.
Иисус
в пустыне
a.
Иисус
взалкал и приступил к нему искуситель:
·
скажи, чтобы камни сии сделались хлебами – магия, чудо, предложение
поставить плотское превыше.
Ответ: не
хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст
Божиих.
*
Пресыщение. Сверх потребности, но не отказался от материального, но
и добавил духовное
·
бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на
руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Ответ: не
искушай Господа Бога твоего
*символика
предложения полета дьяволом - тщеславие, но ответ очевиден – цени,
что имеешь в данную минуту… не искушай – значит, не требуй, не проси
сверх имеющегося!
·
берет
Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира
и славу их
Ответ:
отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся
и Ему одному служи.
* власть
(или богатство, как страсть любостяжания) – сильнейшее искушение в
арсенале лукавого. Пожалуй, нет возможности противостоять ей,
приняв. Только жесткий отказ и служение Высшему спасает.
5.
Нагорная проповедь. Заповеди блаженства
·
5.1:
b.
10
заповедей, первая из которых – духовная нищета, т.е. умение
чувствовать смирение, антигордыня;
c.
плачущие – о грехах, плач – как постоянный процесс
d.
кроткие – умеющие владеть собой, всегда отвечать конструктивно, а не
агрессивно
e.
алчущие и жаждущие – готовые искать справедливость и ее отстаивать
f.
милостивые – так и есть. Помочь и простить;
g.
чистые сердцем – не грешащие и исповедующиеся. Свободные в помыслах,
чисты в помыслах даже
h.
миротворцы – активно понижающие градус агрессии в социуме. Не
трансформирующие чужую агрессию в собственную ненависть;
i.
изгнанные ради правды – и не только активно отвергнутые, но и
сознательно устоявшие
j.
будут
гнать и злословить за Меня – апостолам, но и тем, кто будет нести
Его правду и даже сейчас;
k.
Радуйтесь и веселитесь – потому, что понимание Истины – это и есть
жизнь
-
Вы —
соль земли. = Только понимание придает жизни вкус. Правильное
понимание – его всегда мало, как и соли.
-
Вы —
свет мира. = нельзя прятать то, что Он дает. Можно понимать как
обязанность нести Евангелие всем, а не только добрым и хорошим…
5.2:
усиление Ветхозаветных заповедей:
- вместо
жертвы – примирись с братом;
- даже
помысл – это уже действие;
- простота
обещания, вместо клятвы: да – да, нет –нет
- давать
просящему, занимать хотящему занять = формула социального
взаимодействия
- любить
врагов – вершина роста
6.
Твори
милостыню тайно
a.
Технические рекомендации достижения блаженства: не выставляй на вид
то, что твоё;
b.
Не
то, что гордиться, но и делиться своими успехами в духовном росте –
предельно опасно для этого самого роста;
c.
Не
злопямятствуй, не делай другим то, что не хочешь, чтобы сделали
тебе;
d.
Будь
всегда положителен, радостен
e.
Не
стяжай земных богатств – "ибо где сокровище ваше, там будет и сердце
ваше…"
f.
Предельная концентрция на главном – ибо "Не можете служить Богу и
мамоне…"
g.
Основа состояния блаженства в процессе поиска, следование которому и
награда, и цель, и смысл: "Ищите же прежде Царства Божия и правды
Его, и это все приложится вам."
7.
Не
судите…
a.
"каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою
мерите, такою и вам будут мерить.", - роль человека в мировой
коммуникации. Или ты генерируешь чистую частоту, или "белый шум",
засоряющий пространство. Квинтэссенция христианской технологии.
b.
"Не
давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями,
чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали
вас.", 6 (Не дадите святая псом: ни
пометайте бисер ваших пред свиниями: да не поперут их ногами своими,
и сращшеся расторгнут вы.) - Псы - неверные, а свиньи -
хотя верующие, но ведущие жизнь нечистую.
c.
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
- снова процесс, т.е. то, что делать необходимо постоянно и то,
какой результат будем иметь
d.
"Итак
во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и
вы с ними, ибо в этом закон и пророки." – основа православного
общения, смысл христианской социализации. Действует только на
подобных (сказано после замечания о псах и свиньях)!!!
e.
Как
проявляется результат? = "Итак по плодам их узнаете их."
f.
Исполняющий слова – строит дом на камне, а не исполняющий – на
песке…
8.
Сотник и его слуга
a.
Сотник попросил только Слово, что впервые удивляет Иисуса –"…иди, и,
как ты веровал, да будет тебе."
b.
"иди
за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов." – однажды
обратившись и познав путь Его, не возвращайся к мертвому, даже если
оно тебе так же дорого, как родители.
c.
Буря
– маловерие
d.
Стадо свиней… и весь город просил Иисуса отойти… даже видящие чудеса
иногда отгоняют его от себя ради … того, что имеют – крайняя степень
консерватизма.
9.
Расслабленный – "дерзай, чадо!..."
a.
Встреча с Матфеем – пир с грешниками и мытарями: "не
здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что
значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не
праведников, но грешников к покаянию."
– шанс есть у каждого, но чтобы можно было им воспользоваться надо
иметь мужество увидеть болезнь именно в себе. Причем, болезнь "не
престижную", а такую, как сифилис…
b.
Кровоточивая, но верующая "она
говорила сама в себе…"???,
прикоснулась к Его одежде (не имела права, т.к. была нечистой): "
дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя."
c.
Два слепых, излеченных по вере
d.
Плавное подведение читателя к мысли о всемогуществе Веры,
обрамленное в мистическое:
e.
"…говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите
Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою."
10.
"Практические занятия апостолов", после теоритического курса.
Технология и правила обучения других:
a.
"проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное…"
b.
чудотворите (так просто!), но ДАРОМ
c.
идите без запасов и без подготовки
d.
не выбирайте где учить и останавливаться, не ищите лучшего места –
куда пришли, там и служите;
e.
"Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии,
и просты, как голуби."
f.
Не заботьтесь о собственной защите, о том, как будете выглядеть в
глазах общества, что будете говорить, чтобы вас не осудили и не
насмехались… если путь правилен, Он и защитит
g.
Не упорствуйте: гонят – бегите!
h.
Но не отрекайтесь
i.
"Не
думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я
принести, но меч," , 34
j.
"и
кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.",
38
k.
"Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня
сбережет ее"
l.
Обучаемым: "И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной
воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды
своей.", 42
11.
Иоан
Креститель посылает узнать о Христе
a.
"и блажен, кто не соблазнится о Мне."
b.
"Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают
его,"
c.
"Кто имеет уши слышать, да слышит!"
d.
"славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых
и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое
благоволение." , 25-26
e.
кроме того:
"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен
сердцем, и найдете покой душам вашим;
ибо иго Мое
благо, и бремя Мое легко.", 28-30
12.
О
субботе в частности и о том, что и когда можно делать
a.
"если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не
осудили бы невиновных,"
b.
"всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город
или дом, разделившийся сам в себе, не устоит."
c.
"Кто
не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот
расточает.", 30
d.
"от
слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.",
37
e.
Притча о злом духе и выметенном доме, куда приводит семь злейших
f.
Моя
семья – те, кто исполняет волю Отца Небесного
13.
Притчи:
a.
О
сеятеле (2 притчи): зерно – семя – 1) при дороге (лукавый); 2)
каменистая почва (камни – соблазны); 3) терние (забота века,
богатства или социум); 4) Добрая земля - образ жизни. Плевелы –
враг;
b.
Зерно
горчичное
c.
Закваска в трех мерах муки
d.
Сокровище, скрытое на поле
e.
Жемчужина и купец
f.
Невод
(хорошее отбирается, плохое выбрасывается вон)
ВСЕ ПРИТЧИ О
ЦАРСТВИИ НЕБЕСНОМ, т.е. и о Пути к нему!
14.
Казнь
Иоана Крестителя
a.
Не
обещай не подумав. Подумав, тем более не обещай
b.
Чудо
накормления пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами;
c.
Шторм. Шествие по водам. Петр: верю – не верю… не сомневайся.
По духовному изъяснению, корабль означает землю, волнение - жизнь
века сего, возмущаемую злыми духами, ночь - неведение. Христос
предстал в четвертую стражу, то есть к концу веков. Первая
стража есть завет с Авраамом, вторая - закон Моисеев, третия -
пророки, четвертая - пришествие Господа во плоти.
15.
Что
оскверняет человека?
a.
"не
то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из
уст, оскверняет человека.", 11 (наши мысли, помыслы, грезы, что
внутри. Даем им силу, облекаем в слова и образы – оскверняемся)
b.
Хананеянка (язычница, к которым Господь запрещал даже ходить
ученикам) – попросила о своей дочери: "нехорошо
взять хлеб у детей и бросить псам."…
c.
Повторное чудо семи хлебов на четыре тысячи человек
16.
Род
лукавый
a.
Фарисеи и саддукеи просят знамения
b.
"род
лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему,"
c.
Притча о закваске – надо беречься чужого образа мысли
d.
Христос – Сын Бога Живаго
e.
Создам Церковь и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства
Небесного – церковь – ключ понимания
f.
И
снова технология Пути:
g.
"если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой,
и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее,
а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;", 24-25
17.
Преображение
a.
Изгнание беса Христом, когда не справились ученики
b.
Вопрос "Почему не справились?" – в ответе снова часть технологии
Пути:
c.
"по
неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с
горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она
перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;", 20
d.
и
технический прием: "сей же род изгоняется только молитвою и
постом.", 21
e.
Иисус сказал Петру: "итак сыны свободны;", стал Сыном, стал
свободным, но осознавая потенциал, не соблазняй их!!!
18.
Дитя
– больший в Царствии Небесном
a.
если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство
Небесное;
b.
Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому
человеку, через которого соблазн приходит.
c.
Снова технологии Пути:
d.
"что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите
на земле, то будет разрешено на небе." – не оставляй за собой узлов
и нерешенных проблем;
e.
"если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то,
чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного," –
f.
где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них
g.
Прощать до 77 раз
h.
Притча о царе и должнике-рабе
i.
Результат: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит
каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.", 35
19.
О
семье:
a.
"Итак,
что Бог сочетал, того человек да не разлучает.",
6
b.
Добровольные скопцы – монахи. Только, кто может вместить;
c.
Дети
– не препятствовать, ибо таковых ЦН.
d.
Встреча с желающим быть учеником, повторение заповедей (6 выделенных
Христом):
-
не убивай;
-
не прелюбодействуй;
-
не кради;
-
не лжесвидетельствуй;
-
почитай отца и мать; и:
-
люби ближнего твоего, как самого себя.
+++
готовность все раздать, т.е. полностью стать ассоциальным, нищим …
"И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или
мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во
сто крат и наследует жизнь вечную.
Многие же
будут первые последними, и последние первыми.", 29-30
20.
Чему
подобно Царствие Небесное?
a.
Притча о хозяине-нанимателе на работы с двумя смыслами: не важно в
котором часу тебя призвали, все получат ровно и нет никакой правды
роптать на несправедливые расчеты в жизни… и после смерти
b.
"Так
будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а
мало избранных.",
16
c.
Точное предсказание Христом Его дальнейшего пути
d.
"кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою"
21.
Вход
в Иерусалим
a.
Как
Его встречали… так и мы – импульсивны и зачарованы. Сегодня любим,
завтра ненавидим.
b.
Выгнал торгующих из храма: сотни аналогий – от обмена и продажи себя
за …, до разделения на торгующих и молящихся во власти. Вероятно,
первый гнев Христа?
c.
Дети,
как глашатаи истины
d.
Смоковница. Второй гнев. С Верою можно все свершить. Аналогия
возможного наказания по молитве.
"истинно
говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только
сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей
скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;
и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите."
e.
Отказ
отвечать на вопрос первосвященников, как наука использования
слабостей;
f.
Притча о двух сынах: не
согласился и раскаялся; согласился и не пошел
g.
Притча о хозяине
винградника, посылавшего за плодами рабов и сына. "
отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему
плоды его",
- это не только о евреях. Народ здесь, как собирательный образ
учеников и последователей, а не национальный признак.
22.
Притчи:
a.
Царь
и брачный пир. "брачный
пир готов, а званые не были достойны,"
8 и "собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир
наполнился возлежащими." = Критерий званных не доброта или злость, а
все, без исключения. Призывает Бог, но быть избранным или нет – наш
выбор.
b.
Подать кесарю. Монета. Отвечая на вопрос, рассмотри основание его
производства.
c.
Бог живых
d.
Наибольшая заповедь в законе – любить Бога и ближнего
23.
Учитель, Отец, Наставник
a.
"кто
возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится,"
b.
обличение фарисеев:
·
знать, но не следовать и других не пускать;
·
притеснять сирых и слабых
·
лицемерить
·
научая, развращают
·
десятина (счет), вместо суда, милости и веры (нравственность)
·
погоня за "картинкой" и внешним, вместо содержания
·
окрашенные гробы: бренчат красиво, но веры нет никакой – содержание
пусто и скверно
·
правоприемники беззаконных убийц - отцов
c.
"Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий
посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица
собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется
вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе
не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!", 37-39
24.
Признаки кончины века (сначала предсказание о разрушении Иерусалима
и храма, а затем о втором Пришествии):
a.
многие придут под именем Моим;
b.
услышите о войнах и о военных слухах;
c.
восстанет народ на народ, и царство на царство;
d.
будут глады, моры и землетрясения по местам;
e.
будут предавать вас на мучения и убивать вас;
f.
соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят
друг друга;
g.
по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь!!!
h.
И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во
свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
i.
когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила,
стоящую на святом месте,
j.
Второе пришествие не определено. Туманны и предвестники его, кроме
как прихода Антихриста и лжепророков…
k.
"бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш
приидет"
25.
Ждать
всегда.
a.
Притча о 10 девах со светильниками (масло – знание)
b.
Притча о талантах. Талант – это поручение от Господа, а не дар
c.
В
результате отберет Господь напоивших, приютивших, милостивых…
26.
Тайная вечеря
a.
Женщина с алавастровым сосудом – подготовила к погребению;
b.
Механизм предательства: инициатива (пошел сам) – алчность (спросил -
что дадите?) – уверенность, что обойдется (согласился, не спорил и
не торговался)
c.
Отклонение видно всегда, вор себя сам выдаст (ты сказал)
d.
Хлеб
и вино –Кровь и Тело Нового Завета (установление Нового порядка)
e.
Хвастовство Петра и урок
f.
Скорбь в Гефсимании. Одиночество Избранного.
g.
Поцелуй Иуды.
h.
Бегство учеников.
i.
Суд
первосвященника: подгонка и подтасовка.
j.
Первосвященник осудил Христа за Богохульство
k.
Предательство Петра
27.
Страдания Иисуса
a.
Иуда,
раскаявшись, возвращает 30 серебренников. Не принимают обратно.
Самоубийство Иуды.
b.
Понтий Пилат. Нашел одну "вину" – Ты Царь Иудейский? Ты говоришь…
c.
Страдания Христа.
d.
"и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть
Иисус, Царь Иудейский.", 37
e.
Смерть Христа – чудеса
f.
Погребение и выставление стражи первосвященниками у гроба
28.
Воскресение
a.
"Ангел
же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы
ищете Иисуса распятого;
Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. "
b.
"
Иисус встретил их и сказал: радуйтесь!", 9
c.
"Я с вами во все дни до скончания века."
|