Главная

 

Библейские первоисточники

 

Целевая выборка текстов Священного писания, рекомендуемых в качестве домашних заданий, структурно   выстраивает  управляющие команды головного мозга с постановкой под контроль

 

Цель - техника безопасности, не допускать психически не контролируемых,  эмоциональных реакций, провоцируемых извне.

Первоимпульс-реакция всегда носит эмоциональный характер (агрессия на агрессию и т.д.), и потому действие в таком состоянии  всегда ошибочно, не адекватно. Когда нет времени думать, вступают в силу инстинкты по Павлову "стимул (раздражитель) - реакция" стереотипного поведения без понимания в тот момент последствий. Первопричина - следствие - цепочка последствий = отсутствие управления своей жизнью

 

Первая заповедь Человеческого образа жизни - умение владеть собой - библейская норма - "самое движение гнева не достойно человека"

"Человек в злобе убивает, но не может вернуть исшедшего Духа"

 

Выборка текстов

см.   Учебный план

"Библия Живая Книга Живой Благодати Живого Бога"

Екклесиаст Конспект – идеальный образец для адаптации в современных условиях с полным, развернутым анализом первоисточника, показом рецептов и рекомендаций для применения в повседневности, октябрь 2011

1.     Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? … и возвращается ветер на круги свои. … Все реки текут в море, но море не переполняется… Все вещи – в труде…. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. … Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после. … …исследовать и испытать мудростью всё, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем…  Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа! Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать. … во многой мудрости много печали; и ко умножает познания, умножает скорбь.

*** Суета, вероятно, неизмерима. Кроме того, см. Св.Григория Неокесарийского (с.1, № 1 и № 2). Мы только начинаем понимать, что человеку важно и необходимо иметь что-то кроме собственных дел и собственного я, что должна быть и есть другая дорога, другой путь, который выведет нас из неизмеримого круга напрасных, пустых, суетных дел. Если такой путь есть, значит его можно найти, т.е. познать. Однако, Соломон предупреждает,  что путь этот опасен и сложен, ибо "кто умножает познания, умножает скорбь." Почему и о чем? Во-первых, потому, что сила суетной круговерти такова, что сметет любого, пытающегося самонадеянно встать поперек, во-вторых, опасность познания в том, что оно может увести в два одинаково печальных тупика: тупик уныния (невозможно познать и найти выход) и тупик гордыни (я столько познал, что все остальные – просто отстой…). Путь познания – путь ошибок, разочарований, но не греха. Путь этот ведет вверх, с него становится очень много видно и видно намного яснее и отчетливее, чем до его начала. И мудрый предупреждает: то, что ты увидишь поднимаясь по пути познания вызовет у тебя скорбь и страдания. Однако, ни знания, ни мудрость не гарантируют сами по себе ничего хорошего.

 

2.     О смехе сказал я: "глупость !", а о веселье: "что оно делает?" … И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! … у мудрого глаза его  - в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех. … И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку , который будет после меня. …все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета!... Я увидел, что и это – от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него? Ибо человеку, который добр  пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим.

*** Развертывание доказательств о суетной круговерти, в которой находится большинство людей.

Что самое желанное было и есть у людей?

-       Наслаждения, удовольствия, слава, политика, накопление богатства до немыслимых размеров…

-       Какие?? – и сравнить с теми, что испытал Екклесиаст = все, включая мудрость

Копить так же бессмысленно, как и гоняться за ветром.

***Мир делится на две части: 1) под небом – то, где Екклесиаст производит свои опыты и 2)мир "от руки Божией", т.е. "небесный", в котором , собственно, радость.

 

3.     Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать…время убивать, и время врачевать,…время разбрасывать камни, и время собирать камни;… время молчать, и время говорить…Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это – дар Божий.

(Еккл., 3, 13)

…всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить…

*** после демонстрации "суетности" всего земного, как концепции, Екклисиаст показывает, что мы должны быть благостными и довольными от того, что Бог нам дает.

сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные… (по-еврейски: шхем бхема хемма лахем)

И сказал я в сердце своем: "праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там". (Еккл., 3, 17) – ***указание на загробную жизнь, что вызывает удивление для того времени?

…нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?

 

4.     всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа! (Еккл., 4, 4)

 

Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.

(Еккл., 4,6)

человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. "Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?" И это - суета и недоброе дело! (Еккл., 4, 8)

*** Жадность, себялюбие, алчность, раб своих дел и своего бизнеса; сюжет скупого рыцаря в одном абзаце.

Двоим лучше, нежели одному… - пример того, что бизнес может приносить пользу, когда понимаешь ради кого и ради чего. Дружелюбие – исцеление от зла одиночества.

Бедная мудрость – лучше глупой и богатой старости, увенчанной положением.

Народ – всегда мечется, всегда бросает кумиров старых и устремляется за новыми.

5.     Средство против суетности – поклонение Богу. Надо сознательно исполнять свой долг и позновать Его. Средство против суеты – страх Божий. Наша задача – правильно использовать то, что дает нам Господь.

Не торопись языком твоим,  сердце твое да не спешит произнести слово перед Богом…

Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. …

Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою… 

превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране…

И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий.

6.     Можно иметь всё, но не уметь этим пользоваться. Безрассудно надеяться обрести блаженство в благах этого мира.

…Лучше видеть глазами, нежели бродить душею.

"Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше?" (6-11)

***То, что мы желаем себя как блага, на самом деле приносит вред. Лучше только то, что не умножает суеты.

7.     *** Рекомендации для читателя, что укрепляет и поддерживает, чему стоит уделять силы и внимание: доброму имени, серьезность, спокойствие Духа, благоразумие в управлении, подчинение воли Божьей в любых обстоятельствах и умение приспосабливаться к условиям, сознательное уклонение от крайностей, терпение,  не будь слишком строг, не выставляй себя мудрым, не обращай внимание на слухи и новости.

А самое страшное следствие – гнев:

"Да не обращает в ничто жизнь твою гнев, да не губит ее грех; иначе ты — всецело мертв, потому что совершенно лишен жизни. Если гнев вселится в душу твою, то им уже уничтожен день твоей жизни; по крайней мере, не дозволяй гневу переходить на другой день, чтобы не погубил он целой жизни твоей. Довлеет дневи злоба его (Мф. 6, 34), как говорит Спаситель наш. Довольно гневу, если погубит и один день твоей жизни; не давай ему переночевать в душе твоей; да не зайдет солнце прежде, нежели удалится от тебя гнев. Не добрый странник поселился у тебя: гони, понуждай его выйти, не давай ему места. С протекшим днем пусть пройдет и гнев и не остается в душе твоей; как без замедления протекает каждый час, так да не медлит в тебе и гнев. Не давай гневу почить в душе твоей; если переночует он, гораздо труднее будет удалить его... За необдуманное слово, которое сказать подустил сатана. широко растворяешь ты двери гневу, чтобы вошел и поселился он в душе твоей; за презренную корысть ближний заводит с тобою тяжбу, а ты призываешь к себе вражду, чтобы пришла и расположилась в недре твоем. Когда ярость, как бешеный пес, в тебе лает и изрыгает свою слюну, — ты, вместо камня, брось в нее миром и запрети гневу лаять. Гони его ясностию чела своего, кажись веселым, а не досадующим, и попрепятствуешь гневу погубить вдруг две души." (Свт.Г.Неокесарийский)

 

Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения. …Сетования лучше смеха… Сердце мудрых – в дому плача, а сердце глупых – в доме веселья. Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых… Претесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце. … терпеливый лучше высокомерного. Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых. … Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй…

(Еккл.7,9)

…Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; ибо сердце твое знает много случаев, КОГДА и сам  ТЫ ЗЛОСЛОВИЛ других…

горче смерти женщина, потому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы… - женщины сильнее в страсти суеты. Не только сами там, но и затянут тех, кто рядом.

Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщины между всеми ими не нашел.

8.     *** Мудрость – как противоядие от искушений, томлений. Требования, которым подчиняется мудрость: повиновение власти, готовность к тому, что зло может обрушиться на нас, в т.ч. в виде внезапной смерти. Безнаказанность угнетателей делает их более дерзкими, но праведные правы.

… сердце мудрого знает и время и устав…

"Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло." (8-11)

"нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом." (8-13)

"Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников." (8-14)

 человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек не трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого…

 

9.     Заключения Соломона:

a.     Внешне жизнь хороших и плохих людей похожа;

b.    Смерть – конец всему для нас здесь (мы мудры, если умеем наслаждаться даваемым и имеемым, делаем то, что нам по силам;

c.     Божие проведение иногда противодействует самым честным нашим планам, а великие бедствия поражают до того, как мы успеем это осознать…;

d.     Мудрость часто делает людей полезными, но не приносит им уважения, мудростью пренебрегают …

… Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим.

"Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву." (9-4) - ***пока жив, всегда есть шанс стать луше – вот в чем принципиальное  отличие жизни от смерти.

 … Наслаждайся дизнью с женой, которую любишь…  Все, что может рука твоя делать, по силам делай…. "…и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их. … Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми.

10.  Рекомендации:

a.     Всем без исключения

·        аккуратность во всем и всегда, чтобы не испортить;

·        сотрудничество с начальством, даже когда начальник гневается;

·        плохое управление – большое зло, когда невежественные берут верх над мудрыми и рабы руководят;

·        любое соделанное зло вернется к тебе же и тем же злом;

·        остерегайся злоязычных (хулящих, врущих и т.п.)

·        сам не злословь ни на власть, ни на сильных

·        твори милостыню, не жадничай

b.    Начальникам:

·        Внимательность к подчиненным – орудиям делания;

·        Назначать достойных, а не услужливых (рабов)

"Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью." (10-1)

"Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей." (10-8)

"Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить." (10-10)

"От лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом." (10-18)

Слова из уст мудрого – благодать, а уста глупого губят его же…

11.  Призыв быть добрым, благотворить

Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его…. Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей… Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только зная, что за все это Бог приведет тебя на суд. - ***с юности можно идти разными путями, но всегда стоит помнить, что придется ответить и за грехи молодости.

 И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета. - ***потратил в суете – ответишь…

12.  Заключение и самое важное:

" И помни Создателя твоего в дни юности твоей" (12-1)

" задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно…" - *** придет старость, уйдут силы, зубы выпадут и глаза откажут…

 … Слова мудрых- как иглы и как вбитые гвозди, и составители их – от единого пастыря. … и много читать – утомительно для тела…

 

- возврат на главную -

Главная

 

Учебный план

 

Категориальный аппарат. Матрица смыслов и понятий

 

Образцы

Заданий

- 1-   

 

Образцы выполненных домашних заданий

 

Екклесиаст

-  1  3

 

Песня Песней Соломоновых

- 1  2  3

 

Евангелие от Матфея

-  1    2    3

 

 

Образец

таблицы  результатов изменений

 - прошлое (до занятий),

- настоящее (нов. состояния , встречи, события)

- будущее (мыслеобразное моделирование)

 

Образцы

-  1  2

 

Архив - стадии роста для осознания своих результатов

 

- 2  3 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz
Сайт создан в системе uCoz