Евангелие от марка
1:1-5 НАЧАЛО ЕВАНГЕЛИЯ
1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
Обзор: Начало Евангелия глубоко связано с пророчествами древнееврейских Писаний, и откровение закона исполняется в откровении Евангелия (Ориген). Два Завета провозглашают не двух разных богов, а единого Бога Создателя и Промыслителя, совершающего спасение через откровение в истории (Ириней Лионский, Кирилл Иерусалимский). Марк начинает Евангелие с пророчеств Исайи и Малахии (Ориген, Иероним Стридонский), в то время как Иоанн Креститель, величайший из пророков (Кирилл Иерусалимский), на которого указывает Малахия (Тертуллиан, Евсевий Кесарийский), связует два Завета, что опровергает Маркиона, разделявшего их (Августин Иппонский). Иоанн приготовляет путь Для Христа, проповедуя суд и милость, покаяние и веру (Тертуллиан, Амвросий Медиоланский, Максим Турский). Иоанн крестил в покаяние, предваряя крещение во оставление грехов, установленное Иисусом (Тертуллиан, Иероним Стридонский). Сила его крещения была в согласии с его праведностью (Августин Иппонский). Господь Иисус принимает крещение от Иоанна, одного из Своих рабов (Киприан Карфагенский), чтобы утвердить важность его проповеди (Иоанн Златоуст). Крещение Иоанна -одно из четырех видов крещения (Григорий Назианзин).
1:1а Начало
Приготовь путь в своем сердце
Не внутри ли нас, не в сердце ли нашем приготовить прямой и ровный путь Господу?.. Велико сердце человека, широко, вместительно, если только стало чистым. Ты хочешь познать его величие широту? Взгляни, сколь много божественных чувств вмещает оно... Но не на величину его смотри только, а и на твердость знания истины... Готовь путь Господу добропорядочной жизнью, делами славными держись пути, чтоб из-за какого-нибудь беззакония не прошло мимо тебя Слово Божие.
Ориген, Гомилии на Евангелие от Луки87.
Начало согласно Марку
Евангелист Марк опустил историю рождения, детства и юности Господа и начал свой рассказ как раз с этого места, то есть проповеди Иоанна.
Августин Иппонский, О согласии евангелистов88.
1:16 Евангелия
Связь Нового и Ветхого
Евангелие есть прежде всего Евангелие Христа Иисуса, главы всего спасаемого тела89, как говорит Марк: Начало Евангелия Христа Иисуса... Однако начало Евангелия (ибо у него есть величина, имеющая начало, продолжение, середину и конец) - это весь Ветхий Завет, образ которого и есть Иоанн. Но и ради связи Нового с Ветхим окончание Ветхого Завета тоже представлено здесь через Иоанна. Поэтому приходится удивляться, как иные90 приписывают эти два Завета двум богам, что их и обличает помимо всего прочего.
Ориген, Комментарии на Евангелие от Иоанна91.
Отношение к Евангелию и закону
Те, кто идет впереди92, не бесчестят написанного в законе, как вы заявляете, а уделяют ему еще большую честь... Когда Марк говорит: Начало Евангелия Иисуса Христа, как написано у пророка Исаии93: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою, он показывает тем самым, что начало Евангелия связано с Писаниями иудеев.
Ориген, Против Цельса94.
Конец и начало
Крещение есть конец Ветхого и начало Нового Завета. Иоанн же был зачинателем, и потому более его нет никого из рожденных женами95. Он есть конец пророков (ведь все пророки и закон до Иоанна96) и евангельских дел начало. Ибо сказано: Начало Евангелия Иисуса Христа, и затем вскоре после этого: Явился Иоанн, крестя в пустыне97.
Кирилл Иерусалимский, Огласительные слова для просвещаемых98.
1:2 Вот я посылаю Ангела Моего
Иоанн и пророки
В начале Евангелия ясно звучат голоса святых пророков и Того, Кого они сами исповедывали как Господа Бога - Отца Господа нашего Иисуса Христа, Который по обещанию послал ангела Своего пред лицом Его. Это был Иоанн, в 'духе и силе Илии возглашавший в пустыне: Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему99. Так и каждый из пророков проповедовал не какого-то своего бога, но все они говорили об одном и том же Боге: они по-разному Его обозначали и давали многие Ему имена.
Ириней Лионский, Против ересей100.
Почему Иоанн назван ангелом
Известно, что Сам Сын Божий говорил с Моисеем и сказал народу: «Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицом твоим», то есть лицом народа; «он сохранит тебя в пути и введет тебя в землю, которую Я уготовил тебе; отправляйся за ним и внимай ему, и не будь непокорным - потому что он не простит греха вашего, ибо на нем Имя Мое»101. Ибо Иисусу Навину, не Моисею, предстояло ввести народ свой в землю обетования102. Он называет его ангелом по причине многих чудес, которые ему предстояло сотворить (чудес, которые Иисус, сын Навина, совершил, как вы и сами читаете), и из-за его обязанностей пророка, состоящих в возвещении воли Божией. Точно так же Иоанна, Предтечу Христа, апостол назвал будущим ангелом103, когда Дух Святой от лица Отца произнес: Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, то есть лицом Христа, который приготовит путь пред Тобою104. Не новое дело для Духа Святого называть ангелами тех, кого Бог избирает служителями Своей славы.
Тертуллиан, Против иудеев105.
Внезапное появление Иоанна
Иоанн выходил из пустыни, одетый в странную одежду. Он уклонялся от всякого общения с людьми, и потому не заходил ни в города, ни в деревни, ни в собрания мужей, и даже трапезу ни с кем не делил. Потому и написано: ...и был в пустынях до дня явления своего Израилю, а также: ...имел одежду из верблюжьего волоса, а пищею его были акриды и дикий мед…106 Неудивительно, что все изумлялись, видя перед собой мужа с волосами, как у назорея Божия107, лик же являвшего боголепный, одетого в странного вида одежды, который внезапно появлялся неизвестно откуда из пустыни, а после проповеди удалялся обратно в пустыню и снова неизвестно куда; который не пил, не ел, не общался с толпой. Потому они думали, что он даже и не человек. Ибо как он мог быть человеком, если даже в пище никакой не нуждался? Поэтому и принимали его за ангела, того самого, о котором возвестил пророк. Евсевий Кесарийский, Доказательство в пользу Евангелия108.
Особая благодать Иоанна
Крещение Иоанна было таким, каким и сам Иоанн: крещение настолько же праведное, насколько праведен человек. Однако этот человек принял от Господа особую милость, такую, что удостоился идти впереди Судии, и указывать на Него перстом, и возвещать пророчество: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу109.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна110.
1:3а Глас вопиющего в пустыне
Глас и вопль
Видите, что Он сказал! Он не просто говорит: «Я есть глас», но: Глас вопиющего. Тем самым Он хочет сказать, что глас, зовущий следовать вере, достигает слуха, а вопль потрясает сердца; что глас проповедует царство, а вопль грозит судом.
Максим Турский, Собрание проповедей111.
1:36 Приготовьте путь Господу
Источники, которые цитировал Марк
Марк свел воедино два пророчества, произнесенные двумя пророками в разных местах Писания. Глас вопиющего в пустыне112 встречаем в книге пророка Исайи по окончании истории о царе Езекии, восставшем от болезни113, в то время как вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим - у пророка Малахии114. Марк сделал то же, что евангелист Иоанн, который изменил приведенное им высказывание115. Пророк говорит: Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему, а у Марка читаем: Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Схожее сокращение Марк употребил во фразе: Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой, опустив идущие далее слова предо Мною.
Ориген, Комментарии на Евангелие от Иоанна116.
Соединение пророчеств
Этот фрагмент составлен из двух пророчеств, а именно пророчеств Малахии и Исайи. Первая часть: Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Тебе, взята у Малахии, и на этом Марк его прерывает117. Продолжение, то есть Глас вопиющего в пустыне и далее, он берет у Исайи118. Почему же Марк в самом начале своего сочинения поставил: Как сказано у пророка Исайи: вот, Я посылаю Ангела Моего, а этого, как было отмечено, нет у Исайи, зато есть у Малахии, последнего из двенадцати пророков?.. Нам же понятно, откуда апостол взял такое свидетельство и что он повторил пророчества не дословно, но передал их смысл своими словами119.
Иероним Стридонский, Послания120.
1:4 Крещение покаяния для прощения грехов
Покаяние и очищение
Иоанн собирал народ и щедро согревал его своей добротой. Он, который часто испытывал неблагодарность, всегда призывал к покаянию; проповедуя покаяние, он вобрал в себя голоса всех пророков. Призывая тех, кто был избран унаследовать обетование, данное семени Авраама, он обещал им милость, которая воссияет в конце времен всему миру. Но прежде он повелевал им взять на себя обязательство покаяния... Он указывал на необходимость покаяться и очистить помыслы, чтобы никакой прежний проступок не пятнал людей и никакое невежество не оскверняло их сердца. В телах таких людей покаяние -выметающее, выскабливающее и выбрасывающее вон - приготовляет чистое жилище сходящему на них Святому Духу, через Которого в нас охотно входят блага небесные.
Тертуллиан, О покаянии121.
Приготовление пути
Крещение покаяния совершалось ради последующего прощения и освящения во Христе, как написано: «Он проповедовал крещение покаяния во оставление грехов...»122. Если сначала происходит покаяние, а за ним следует прощение, то это и означает «приготовить путь»123. Кто же готовит, не сам завершает, но заботится о том, чтобы завершили другие.
Тертуллиан, О крещении124.
Крещение от раба
Господь принимает крещение от раба. Дарующий отпущение грехов не считает недостойным омыть Свое тело в купели возрождения125.
Киприан Карфагенский, О добром терпении126.
Путь к благодати
Как могло совершиться прощение, когда еще не была принесена жертва, и Дух не сошел, и грех не разрешился, и вражда не устранилась, и проклятие еще не уничтожилось? Взгляни, как точно апостол это выразил. Ибо, сказав, что Иоанн «пришел, проповедуя крещение покаяния в пустыне иудейской», он добавил: ...для прощения, будто бы говоря: «Он убеждал их исповедаться и покаяться в согрешениях не для того, чтобы они были наказаны, но чтобы легче восприняли прощение». Ведь если бы они не осудили себя самих, то не попросили бы и благодати, а не попросив, не получили бы и прощения.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея127.
1:5 И Крестились от него в реке Иордане
Ради будущего прощения
Крещение Иоанна не столько отпускало грехи, сколько было крещением во отпущение грехов, то есть ради будущего прощения, которое последует через освящение во Христе128.
Иероним Стридонский, Спор люциферианина и православного129.
Виды крещения
Порассуждаем немного о различии крещений... Моисей крестил, но водою, а до того - облаком и морем. В этом было указание на будущее, как полагает и Павел: море было прообразом воды, облако - Духа, точно так же, как манна была прообразом хлеба жизни, а вода из камня - божественного пития130. Крестил и Иоанн, но уже не по-иудейски, ибо крестил не только водою, но и в покаяние, хотя еще и не всецело духовно (ведь не прибавлено в тексте: «...и Духом»). Крестит и Иисус, но Духом - вот совершенство! Как же не Бог Тот - скажу кое-что посмелее, -от Кого ты сам становишься богом? Известно мне и четвертое крещение: мученичеством и кровью, которым и Сам Христос крестился, - и оно намного почетнее других, поскольку его нельзя осквернить повторно. Знаю еще и пятое крещение: слез, - но оно требует большого труда, ибо в нем каждую ночь орошаем ложе свое слезами131.
Григорий Назианзин, О святых светочах (Слово 39)132.
1:6-8 ПРОПОВЕДЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7 И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
Обзор: Иоанн презрел роскошь и удобства и ушел в пустыню ради служения Богу (Климент Александрийский), духовного очищения и воздержания (Иероним Стридонский). Иоанн Креститель - провозвестник и предтеча нового священства (Беда Достопочтенный), образ непрестанного труда и молитвы, заповеданных святым (Иоанн Златоуст). Покаяние, которое он проповедовал, подобно узкому проходу в новую жизнь; он -величайший из пророков (Кирилл Иерусалимский), завершающий закон и указующий на его умаление перед Христом (Иероним Стридонский). Креститель не только предсказывает, но и видит Христа, и потому он больше, чем пророк (Августин Иппонский). Крещение Иоанна было более открытым и полным, чем предписания Моисеева закона, но оно лишь указует на будущее крещение Святым Духом (Василий Кесарийский), которое становится возможным лишь благодаря кресту и воскресению Христа (Иероним Стридонский).
1:6а Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса
Аскетизм Иоанна
Блаженный Иоанн презрел даже овечью шерсть как отдающую роскошью, и избрал себе шерсть верблюжью. В нее он и облекся, знаменуя простоту и прямодушие жизни. Он ел акриды и дикий мед133 - эту сладчайшую духовную пищу, приготовляя смиренные и целомудренные пути Господни. Разве мог одеться в дорогую одежду тот, кто отвернулся от бахвальства общественной жизни и жил в пустыне для Бога -в спокойном уединении, вне суеты, глупости и мелочности?!
Климент Александрийский, Педагог134.
Духовные последователи Иоанна
У Иоанна Крестителя была праведная мать, а отец его был священник. Однако ни любовь матери, ни власть отца не смогли удержать его в родительском доме, где непорочность его могла подвергнуться мирским искушениям. Он поселился в пустыне, где глаза его, ищущие Христа, отказывались видеть что-либо другое. Его грубая одежда, кожаный пояс, пища, состоявшая из саранчи и дикого меда, - все было ради нравственного совершенствования и воздержания. Следуя его примеру, монахи, сыновья пророков, о которых мы читаем в Ветхом Завете, тоже строили себе лачуги рядом с Иорданом; они уходили от шума городов и питались ячменем и полевыми травами135. Пока ты сам пребываешь в родной земле, считай свою келью раем, срывай разнообразные плоды Писания, наслаждайся ими и радуйся их сочетанию136.
Иероним Стридонский, Послания137.
Провозвестник нового священства
Иоанн, казалось бы, сам мог стать высшим служителем закона138, однако он предпочел роль провозвестника нового служения, а не последователя и наследника старого, и учил незыблемому пониманию истины. Просвещенный Духом, он избрал проповедь новозаветных таинств людям, позванным в пустыню, а не служение в Храме для тех, кто приходил бы к нему, как к члену почетного ветхозаветного священства, существовавшего в то время. Иоанн выбрал жажду и голод в долгом одиночестве, а также одежду из шерсти верблюдов, которую он подпоясывал кожаным ремнем, поставив такое одеяние выше шитых золотом одеяний священников. Именно так, братья мои, заслугами высшей праведности он и снискал себе славу пророка. И хотя явил небрежение священничеством отца, он, несомненно, стал лучшего священничества провозвестником и предтечей.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия139.
1:66 И пояс кожаный на чреслах своих
Жизнь в труде и терпении
Некоторые спрашивают, отчего он подпоясывал свою одежду поясом?.. Илия, так и прочие святые были поставлены на службу Господом так, чтобы им постоянно быть в работе: в путешествиях, в трудах или в стараниях о чем-либо еще, необходимом для жизни. Но не только для этого, но и для того, чтобы попирать всякое украшение и вести во всем суровую жизнь... Потому ограничим свою неумеренность и, испивая спасительное лекарство умеренности... со тщанием будем приносить молитвы. И даже если не получим то, о чем просим, будем ожидать в терпении, чтобы получить; а если получим, то наберемся терпения еще более, потому что уже получили. Ибо Господь не стремится отложить даяние, но промедлением вразумляет нашу терпеливость.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея140.
Иоанн и Илия
Иоанн опоясан кожаным поясом; об Илии, в котором нет ничего изнеженного или женственного, но лишь мужское и твердое (он даже видом своим был обросший), тоже написано, что он носил пояс141.
Иероним Стридонский, Об Исходе142.
1:6в И ел акриды и дикий мед
Пример новой жизни
Предтече грядущего надлежало разрешить все ветхое: страдания, проклятья, скорбь, пот, - и самому тоже иметь некие знаки такого дара, и уже быть выше того осуждения. Посему он не пахал землю, не прокладывал борозду и не ел хлеб в поте лица своего, но трапеза его была какая придется, а одежда еще легче трапезы, а жилье еще беспечнее одежды. Он не нуждался ни в крыше, ни в ложе, ни в столе, ни в чем-либо подобном, но в этой плоти показывал ангельскую жизнь. Потому и был у него шерстяной плащ, чтобы этим примером научить нас отказу от всего человеческого и от всего общего с землей и возврату к прежнему благородству, в котором Адам был до того, как стал нуждаться в одежде и платье.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея143.
Сбрасывая старое, облекаясь в новое
Употребляя в пищу акриды, он окрылялся душою; насыщая себя медом, делался способным вести речи более сладостные и полезные, нежели мед; облекая свое тело в одежду из верблюжьей шерсти, он показывал собой образец подвижничества... Змея сбрасывает с себя старость, протискиваясь сквозь узкое место, и, через стеснение сняв с себя ветхость, омолаживается всем телом. Так и ты: войди через узкую и тесную дверь144, стесни себя постом, отврати себя от погибели и сложи с себя ветхого человека вместе с делами его145.
Кирилл Иерусалимский, Огласительные слова для просвещаемых146.
1:7а Идет за мною Сильнейший меня
Иоанн и пророки
Илия Фесвитянин был вознесен на небо147, но и он не больше Иоанна. Енох был взят148, но и он не больше Иоанна. Моисей был величайшим законодателем, да и все другие пророки достойны восхищения, но и они не больше Иоанна. Не дерзал бы я сравнивать одних пророков с другими, если бы не сам Господь Иисус, Владыка их и наш, не объявил: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна149 - не из рожденных девами, но женами.
Кирилл Иерусалимский, Огласительные слова для просвещаемых150.
Покаяние и милость
Не бывает ни покаяния без милости, ни милости без покаяния, однако прежде раскаяние должно осудить грех, чтобы милость смогла его уничтожить. Итак, Иоанн, представитель закона, крестил для покаяния, Христос же - для милости.
Амвросий Медиоланский, Послания151.
Крещение Предтечи
Как сам он был предтечей Господа, так и крещение его предшествовало крещению Господа.
Иероним Стридонский, Спор люциферианина и православного152.
Одежда из Агнца
Иоанн говорит: Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви, и еще: Ему должно расти, а мне умаляться153, что означает: Евангелию должно возрастать, мне же, закону, - умаляться. Иоанн, то есть закон в Иоанне, одет был в верблюжью шерсть; он не мог носить рубашку из шерсти агнца, о котором сказано: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира154, а также: Как овца веден был Он на заклание155. Пребывая в законе, мы не можем носить одежду из агнца.
Иероним Стридонский, Трактат на Евангелие от Марка156.
Очевидец Христа
Из всех тех, кто предсказывал пришествие Христа, Иоанн был ближайшим к Нему благовестником. Все праведники и пророки древнейших времен желали увидеть свершившимся то, что они, по откровению Духа, считали, должно произойти в будущем. Вот и Сам Господь говорит: Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали157. Потому Иоанн, как сказано, был больше, чем пророк. Среди рожденных матерями не было большего158, ибо прежним праведникам выпала честь только предсказывать Христа, ему же - и предсказывать Его, пока Он еще отсутствовал, и увидеть Его присутствующего. Именно поэтому ему стало доступно то, к чему прежние пророки только стремились.
Августин Иппонский, Против сочинений Петилиана159.
1:76 Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его
Смирение Иоанна
Выставив маловажность собственного крещения и показав, что в нем нет ничего, помимо приведения людей к покаянию (ведь он сказал, что не «водою прощения», но «покаяния»), Иоанн представляет нам крещение Иисуса исполненным несказанных даров. «Услышав, что Он идет после меня, -как бы обращается к нам Иоанн, - не пренебрегай Им как появившимся позже, но узнай о силе Его дара. Тогда ты поймешь, что я не сказал ничего достойного или великого, объявив себя недостойным развязать ремень Его сандалия. И не подумай, будто слова: «Он сильнее меня»160, я сказал в смысле сравнения. Ведь я недостоин быть причисленным к рабам Его, даже к последним рабам, и принять на себя даже малую часть служения». Поэтому Иоанн говорит не просто о «сандалии», но о «ремне сандалия»161, то есть о том, что казалось последним из всех.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея162.
1:8а Я крестил вас водою
Как крестит Иисус
Христос не крестит водой, но предоставляет это Своим ученикам. Для Себя Он сохраняет крещение Святым Духом и огнем.
Ориген, Комментарии на Евангелие от Иоанна163.
Крещение Моисея и крещение Иоанново
Крещение, переданное через Моисея, прежде всего различало между прегрешениями, ибо не все прегрешения могли получить благодать прощения. К тому же оно требовало разнообразных жертвоприношений, было строгим и точным в отношении ритуальных очищений, исключало на время того, кто был в нечистоте и осквернении, требовало соблюдения дней и часов. Только тогда крещение принималось как некая печать очищения. Иоанново крещение, напротив, было намного более открытым и полным, потому что оно не делало различия между прегрешениями, не требовало разнообразия жертвоприношений, не было строгим и точным в отношении ритуальных очищений, не включало в себя наблюдения за днями и часами. По благодати Бога и Его Христа любой человек мог без промедления прийти, исповедовать свои грехи - сколь бы многочисленны и тяжелы они ни были - и креститься в реке Иордане, тотчас получая отпущение прегрешений.
Василий Кесарийский, О крещении164.
1:86 Он будет крестить вас Духом Святым
Тайна Крещения
Крещение Господне имеет значение больше всякой вещи человеческой, славу выше всякого желания и прошения человеческого, преизбыток благодати и силы настолько великий, насколько солнце превыше звезд. Лучше вспомнить слова святых, которые это несравненное превосходство представляют с еще большей силой. Однако и сами мы не должны по этой причине хранить молчание, но, взяв в проводники слова Господа нашего Иисуса Христа, будем идти по намеченному пути - как будто через некое зеркало и в тайне165. Наши объяснения, хотя и будут произнесены в немощи тела и слова, нисколько не умалят Его славы, но позволят еще раз подивиться величию долготерпения и человеколюбия благого Бога. Бог же потерпит на нас, пока мы будем лепетать о Его величайшей благодати и любви, пришедшей во Иисусе Христе.
Василий Кесарийский, О крещении166.
Закон и Евангелие
Он говорит о сравнении Закона и Евангелия. Я крещу вас водою - это Закон; Он же будет крестить вас Духом Святым - это Евангелие.
Иероним Стридонский, Трактат на Евангелие от Марка167.
О связи крещения и Креста
Крещение не может быть названо совершенным, если оно не через крест и воскресение Христа.
Иероним Стридонский, Спор люциферианина и православного168.
1:9-11 КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА
9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Обзор: Иисус крестился от Иоанна не для очищения, но для освящения вод (Григорий Назианзин), обновления ветхого человека и отверзения небес (Ипполит Римский). Иисус, новый Ной и кормчий терпящей крушение человеческой природы, есть Сын Божий, на Которого указует Иоанн (Григорий Неокесарийский). Святой Дух сходит в виде голубя, чтобы явить мир, кротость и простоту, которые дарует благодать (Ориген, Тертуллиан). Голубь принес благую весть о том, что потоп закончился; и голубь явился, указуя на Спасителя вселенной (Иоанн Златоуст). Голубь - образ дара, милости (Августин Иппонский), непорочности и беззлобия (Беда Достопочтенный). На Иордане является людям непостижимая Божественная Троица (Ориген, Августин Иппонский, Ипполит Римский, Амвросий Медиоланский). Через крещение Иисуса от Иоанна совершается богоявление (Ефрем Сирин).
1:9 И крестился от Иоанна в Иордане
Освящение вод
Он крестился как человек169, но разрешал грехи как Бог170. Крестился Он не ради собственного очищения, но чтобы освятить воды.
Григорий Назианзин, О Сыне (Слово 29)171.
1:10а Разверзающиеся небеса
Воссоединение небесного и земного
Ты видел, возлюбленный, скольких и каких благ нам предстояло лишиться, если бы Господь уступил призыву Иоанна и отказался принять от него крещение? Ибо до того небеса были заперты172 и вышнее место было недоступно для нас: мы могли только спускаться вниз, вверх же не восходили. Однако как только Владыка крестился, то обновил нашего ветхого человека и вверил ему снова жезл усыновления173. Тогда сразу открылись нам небеса, произошло примирение видимого с невидимым, возрадовались небесные воинства, исцелились земные болезни, то, что было тайным, стало известным, враги стали друзьями. Ведь слышал ты, как евангелист произнес: ...отверзлись Ему небеса174 - из-за трех необычайных вещей175. Ибо, когда Жених Христос принял крещение, небесному чертогу надлежало открыть свои блистательные врата176. Точно так же, когда Святой Дух нисходил в виде голубя и глас Отчий раздавался повсюду, небесные врата должны были быть открытыми177.
Ипполит Римский, О богоявлении178.
Новый Ной
Протянув правую руку, немного страшась, но и радуясь одновременно, он крестил Владыку. Тогда присутствующие здесь иудеи, которые стояли вблизи и поодаль, стали размышлять, говоря про себя и друг другу: «Нет, не зря мы считали, что Иоанн важнее Иисуса, и не напрасно полагали, что первый выше второго! Ведь Иоанн крестил как превосходящий, а Иисус крестился как меньший». Поскольку не ведающие тайны домостроительства179 стали говорить такие вещи, единственный Господь и природный Отец Единородного, Который один только доподлинно знает Того, Кого Он один бесстрастно родил, для исправления их ошибочного суждения открыл небесные врата и ниспослал Духа Святого в виде голубя на главу Иисуса. Перстом указуя им на нового Ноя и Создателя Ноева и благого Кормчего терпящей крушение природы, Он Сам громогласно возгласил с неба, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный180 - Иисус, а не Иоанн; крестившийся, а не крестивший; от Меня рожденный прежде начала времен, а не от Захарии; рожденный от Марии по плоти, а не от Елизаветы появившийся вопреки ожиданию; невозделанный плод ненарушенного девства, а не отпрыск нарушенного бесплодия; с вами живший, а не вскормленный в пустыне. Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, - Сын единосущный, не иносущный: единосущный Мне в том, что невидимо, и единосущный вам в видимом, кроме греха.
Григорий Неокесарийский, Проповеди181.
1:106 Духа, как голубя, сходящего на Него
Смысл схождения Духа
Христос сошел в воду. Крестящий Его Иоанн встал рядом. И вот в виде голубя сошел Дух Святой. ...В чем смысл? Не в том, чтобы показалось, что Господь Иисус нуждается в таинстве освящения, но чтобы Он Сам освятил и чтобы Дух освятил.
Амвросий Медиоланский, О таинствах182.
Пример для нас
Принимающие крещение Христово в крещении Иоанновом не нуждаются, но принявшие крещение Иоанна нуждались в крещении Христа... Ему же Самому никакого крещения не требовалось, но, дабы возбудить в нас желание принять Его крещение, Он принял крещение от раба.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна183.
Почему «голубь»?
По причине кротости и простоты, чтобы и мы подражали кротости и простоте голубя.
Ориген, Гомилии на Евангелие от Луки184.
Символ беззлобия и мира
Тогда в образе голубя Дух Святейший спускается от Отца над крещенской водой на омытых и благословенных людей, дабы природа Духа Святого была засвидетельствована через это простое и невинное создание - ведь даже в физическом облике голубя отсутствует злоба. Отсюда слова: Будьте просты, как голуби185, и не без оснований здесь этот образ. Точно так же после потопа, водами которого были смыты прежние беззакония, после, можно сказать, крещения мира, о смирении гнева небесного возвестил миру глашатай голубь. Он был послан с ковчега и вернулся назад с веткой маслины: этот знак для народов - знак мира186.
Тертуллиан, О крещении187.
Знак освобождения
Почему в виде голубя? Голубь - существо ручное и чистое, а поскольку Дух Святой есть дух кротости188, то Он и является в нем. С другой стороны, голубь напоминает нам о том, что произошло с людьми в древности. Ведь когда всеобщее крушение охватило землю, так что роду нашему стало грозить исчезновение, появилось именно это существо и показало окончание бури. Принеся масличную ветвь, голубь благовествовал всеобщее затишье на земле189, и все это стало прообразом грядущего... В этом месте Писания голубь тоже является, однако не масличную ветвь неся, но показывая нам Освободителя от всех зол и подавал нам добрую надежду. Ведь, явившись, он не из ковчега выводит одного человека, но всю вселенную возводит на небо и вместо побега маслины подает усыновление всем народам земли.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея190.
Ступени таинств
Почему Сын Божий явился в человеке и Дух Святой - в голубе?191 Потому что первый явил людям пример образцовой жизни, а второй обозначил сам дар, обретаемый живущими ею192. И тот и другой стали видимыми ради людей, чтобы глазами телесными они обнаруживали и разумом воспринимали ступени таинств. Ведь обычные слова звучат и проходят, но не проходят слова, в которых выражено божественное и вечное193.
Августин Иппонский, О различных вопросах194.
Дар милости
Голубь не продается: он дается даром, потому и зовется милостью195.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна196.
Призыв к человеколюбию
Почему для познания благоугодной Богу простоты нам дается образ голубя? Посмотрим внимательно на его природу, дабы через отдельные черты его невинной жизни принять установления нашего Исцелителя. Голубь чужд всякого зла - так пусть всякая злоба, гнев, возмущение и любая порочность отойдут от нас! Голубь ничего не повреждает ни клювом, ни когтем, даже мелких мошек и червяков, которыми почти все птицы кормятся и кормят своих птенцов. Так давайте следить за тем, чтобы наши зубы не превращались в орудия и стрелы, чтобы мы не кусали, не пожирали и не истребляли друг друга!197
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия198.
1:11а И глас был с небес
Свидетельство о Троице
В реке Иордане явилась людям Троица. Ибо если Отец засвидетельствовал, Сын был Тем, о Ком свидетельствовалось, а Святой Дух показался, то как не троично Божество?
Ориген, Фрагменты на Евангелие от Матфея199.
Образы Ипостасей
Здесь ясно представлена Троица: Отец -голосом, Сын - человеком, Дух - голубем.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна200.
Божественное Триединство
В некоторых местах Писания Троица являет Себя через творения как по отдельности, так и поочередно: Отец -в голосе: Ты Сын Мой; Сын - в человеке, рожденном от Девы; Дух Святой -в телесном облике голубя. Все это явлено по отдельности, но Троица ни в коем случае не раздельна. Чтобы лучше представить себе это, вспомним о нашей памяти, разуме и воле. Хотя и перечисляем их здесь по отдельности, тем не менее не можем что-либо делать или что-либо говорить, воспользовавшись из них чем-то одним. Не следует полагать, однако, что этот пример дает точное сравнение с Троицей и что Она складывается из частей. Кто станет спорить о том, что в сравнении нет полного соответствия между частями? И разве можно Творцу приписать сходство с творением?
Августин Иппонский, Послания201.
1:116 Ты Сын Мой возлюбленный
Голос Отца
Ради чего Отец ниспослал с неба Святого Духа на Сына?.. Чтобы узнали о непреложности Отчего гласа... Какого гласа? Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Сей есть именуемый сыном Иосифа и Мой Единородный по Божеской сущности... испытывающий голод202 и накормляющий тысячи203; утомляющийся и упокояющий утомленных, не имеющий, где приклонить голову204; и все держащий в руке205; страдающий и исцеляющий страдания; заушаемый206 и дарующий свободу миру207; пронзаемый в ребро208 и исправляющий ребро Адамово.
Ипполит Римский, О богоявлении209.
Предвечное бытие Сына
Это говорит Ему Бог, у Которого всегда «сегодня». Ибо нет у Бога вечера, а я думаю, и утра, - есть только то, что сопростирается Его безначальной и вечной жизни. Есть, так сказать, Его сегодняшний день, в который родился Сын, так что ни начала Его рождения, ни «дня» Его не найти210.
Ориген, Комментарии на Евангелие от Иоанна211.
Непостижимость рождения Сына Отцом
В отношении Бога не следует понимать телесным образом: непостижимое рождение Сына, бесстрастное рождение Отцом. За пределами всякого понимания: Отец из Себя рождает Сына как Бог истинный Бога истинного.
Амвросий Медиоланский, Пять книг о вере212.
1:11 в В Котором Мое благоволение
Песнь о Господе и Иоанне
Тот, в Ком крещение всех, приходит креститься, чтобы явить Себя в Иордане.
Иоанн, увидев Его, руки простер и так, умаляя, промолвил: Господи, крести себя Сам, ибо крещеньем Своим очищаешь Ты всех! Чиста купель у Тебя: источник, в котором святость и совершенство. Говорит Наш Господь: так Я хочу -приблизься, крести Меня сам, Ибо не можешь противиться Моему ты желанью креститься от тебя, как хочу...
Стремлюсь, и угодно так Мне, почему ж, Иоанн, ты колеблешься? Оставь же почтительность: приди и крести, чего ж ты стоишь?.. Страх перед Господом пусть не держит тебя исполнить желанье Мое...
Для того ты и призван, чтоб крещенье Мое совершить. Крещеньем Моим освятятся воды, и огонь, и Дух от Меня примут, А если не крестишь Меня, то воды не станут способны рождать младенцев бессмертных.
Молчали силы небес, наблюдая, как нисходит Жених в Иордан. Крестился Святой и тотчас поднялся, и сияет свет Божий над миром. Открылись неба врата, и свыше послышался голос Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный -покайтесь и чтите Его, все народы! Изумились все зрящие Духа, увидев, как нисходит в свидетельство славы о Нем.
Богоявленьем Своим Он возрадовал всех, ибо явлением сим миры освятились. Окончил я песнь о Господе Нашем и Иоанне.
Ефрем Сирин, Гимны на Рождество213.
Разные слова, один смысл
Каждый из евангелистов имел в виду слова гласа небесного, однако некоторые из них пересказали смысл сказанного своими словами так, однако, чтобы получившаяся фраза по-прежнему соответствовала выражению: В Тебе Мое благоволение, то есть через Тебя совершается то, что Мне угодно214.
Августин Иппонский, О согласии евангелистов215.
1:12-13 ИСКУШЕНИЕ ИИСУСА
12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.
13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.
Обзор: Дух ведет Господа в пустыню, чтобы выманить дьявола (Иоанн Златоуст). Искушение приступает ко Господу только снаружи, поскольку в Его человеческой природе нет греха (Григорий Великий). Молитвы и пост необходимы для борьбы с нечистыми духами, когда те возвращаются, чтобы напасть на очищенного крещением (Беда Достопочтенный).
1:12 Дух ведет Его в пустыню
В пустыне у дьявола
Посмотри, куда Дух, взяв, вывел Его: не в город или на площадь, но в пустыню. Ведь поскольку Он хотел выманить дьявола, то дал ему возможность подступиться не только через голод, но и через местонахождение. Ибо дьявол нападает чаще всего именно тогда, когда видит людей в одиночестве и уединении. Так и вначале он напал на жену, когда застал ее одну, отдельно от мужа216.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея217.
1:13 Искушаемый сатаною
Внушение, наслаждение, согласие
Искушение происходит тремя путями: через внушение, наслаждение и согласие. Когда искушаемся - большей частью через наслаждение, но и также и через согласие согрешаем, - то, зная о грехах плоти, внутри себя ощущаем борьбу. Но Бог, воплотившийся в чреве Девы, пришел в мир без греха и не имел в Себе никакого противоречия. Следовательно, искушаться Он мог внушением, однако наслаждение греха не коснулось Его разума. Посему все это дьявольское искушение происходило извне, но не внутри.
Григорий Великий, Гомилии на Евангелия218.
Об опасности повторного искушения
Согласно трем евангелистам, после крещения Господь в одиночестве в течение сорока дней постился219. На самом же деле нас Он учил и нам Своим примером показывал, чтобы мы после получения отпущения грехов укреплялись постом, молитвой и другими дарами Духа, дабы в нас, пока мы пребываем в изумлении и волнении, не вернулся дух нечистый, который из сердца нашего был изгнан крещением, и дабы нас, еще не заполненных духовными богатствами, входящий дух не вверг в семикратную погибель так, что наше новое состояние стало бы хуже прежнего220. Потому станем всячески остерегаться, чтобы пороком грехов не возжечь в себе самих огня, который перекроет путь нашей жизни. Меч же пламенный, который охраняет врата рая221, крещенским источником для всякого верующего уже погашен и устранен, чтобы мы могли вернуться назад; лишь для неверующих остается он неизменным. Но и для ложноверующих - званных, но не избранных222, когда после крещения не побоятся совершить преступление, как иногда после тушения - в тот же час огонь разгорается, чтобы не смогли войти в Царство, которого ищут притворно и двоедушно, скорее коварными зубами, нежели простыми глазами голубя.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия223.
1:14-20 ПРИЗВАНИЕ УЧЕНИКОВ
14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.
17 И сказал ил1 Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.
18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;
20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.
Обзор: Иисус избрал простых и незначительных людей для совершения великого дела просвещения народов (Евсевий Кесарийский), и они проповедали всей вселенной, несмотря на их малое число и гонения врагов (Ориген). Апостолам пришлось оставить своих родных и занятия (Тертуллиан). Они последовали за божественным ликом Спасителя, увидев в Нем образ небесного Отца (Иероним Стридонский).
1:16 Они были рыболовы
Избрание простецов
Каким иным образом Иисус мог совершать такие удивительные дела, если не Своей божественной силой?!.. И ты сам мог бы понять божественность Его силы, если бы поразмыслил, Кто и каков Он был по природе, и как Он приблизил к Себе людей незначительных, взяв их от рыбной ловли и от скудной жизни, и воспользовался ими как помощниками для свершения дела, которое превышало всякое слово... Когда же Он приобрел их в качестве Своих последователей, то вдохнул в них божественную силу, исполнив мощью и храбростью, и, поистине, как Слово Божие и Сам Бог, Творец столь великих чудес, сделал их ловцами мыслящих и разумных душ, исполнив на деле слова: ...идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков224, а также делателями и учителями благочестия. Тогда Он и разослал их по всем народам, явив их глашатаями Своего учения.
Евсевий Кесарийский, Доказательство в пользу Евангелия225.
1:17 Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков
Успех евангельской проповеди
Если подумаем над тем, как за очень немного лет - при том, что исповедующие христианство терпели притеснения и некоторых за него убивали, а другие теряли имущество, - слово226 смогло быть проповедано по всей вселенной227 (хотя и учителей было мало), так что и эллины, и варвары, и мудрые, и неразумные присоединялись посредством Иисуса к богопочитанию228, то не поколеблемся назвать это делом, превосходящим все человеческое. Ведь и Иисус учил о том, что слово укрепится во всей его силе и убедительности.
Ориген, О началах229.
Сомнения учеников
И как же, - сказали бы, конечно, ученики, отвечая Учителю, - будет это для нас возможно? Как станем мы проповедовать, скажем, римлянам? Как будем беседовать с египтянами? С какими словами обратимся к эллинам - мы, люди, взращенные исключительно в сирийской230 речи? И как убедим персов, армян, халдеев и скифов, индийцев или другие варварские племена отступиться от их отеческих богов и начать почитать единого Создателя всей вселенной? На какую искусность в речах полагаясь, нам приступиться к этой задаче? Да и стоит ли нам рассчитывать на успех, когда проповедуемые нами законы заведомо находятся в противоречии с теми, что от века действуют у народов, то есть с законами об их собственных богах? Какая сила потребуется, чтобы подобное дерзновение обернулось удачей?
Евсевий Кесарийский, Доказательство в пользу Евангелия231.
1:18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним
Примеры следования за Христом
Ради детей и родителей ты сомневаешься относительно деловых связей и рода своих занятий? Но ведь нам было показано, что ради Господа мы должны оставить и привязанности, и ремесла, и занятия. Так Иаков и Иоанн, будучи призваны Господом, оставляют и отца, и лодку232. Так Матфей поднимается со своего места сборщика податей233. Так даже погребение отца оказывается препятствием для веры234. Из тех, кого призвал наш Господь, ни один не сказал, что ему не на что жить.
Тертуллиан, Об идолопоклонстве235.
Дом в сердце
С того дня они стали преданными Ему и не отступали... Так построим же и мы сами в сердце нашем дом и устроим его, чтобы Он мог войти и научить нас - дом внутри нас.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна236.
1:20 Оставив отца своего Зеведея в лодке
Лик Спасителя
Если в лике Спасителя не было ничего божественного, то поступили они неразумно, когда решили последовать за тем, о ком ничего не знали. Оставляет ли кто отца и следует ли за тем, в ком не находит ничего более значительного, чем в своем отце? Однако они оставляют отца по плоти, чтобы последовать за Отцом духовным; не оставляют отца, а Отца находят. Зачем я это сказал? Чтобы показать, что в лике Спасителя было нечто божественное и что люди, видя это, следовали за Ним.
Иероним Стридонский, Трактат на Евангелие от Марка237.
Целеустремленность души
Начало состоит в отстранении от всего внешнего: от владений, тщеславия, общественной жизни и бесполезных желаний. Святые ученики Господа учат нас этому на своем примере. Иаков и Иоанн оставили отца своего Зеведея и лодку, которая составляла все их средство к существованию238. Матфей поднялся от сбора пошлин, когда последовал за Господом, и оставил не только прибыль, которую там получал, но также пренебрег сложностями, которые могли последовать для него и для его близких со стороны властей...239 Для Павла весь мир распялся, и он сам миру240. Ибо если любовь к благочестию овладевает душой, то любая вражда для нее становится смешной. И даже если все соберутся и станут стрелять в нее из-за Вожделенного ею, то скорее доставят ей наслаждение, нежели поразят ее.
Василий Кесарийский, Пространные аскетические правила241.
1:21-28 В КАПЕРНАУМСКОИ СИНАГОГЕ
21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.
22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
Обзор: Присутствие Спасителя связывает демонов (Беда Достопочтенный), которые знали о приходе Христа и ожидали Его (Августин Иппонский). Знание демонов о Сыне Божием - суд неверующим (Ириней Лионский), хотя их признания происходили от понуждения, а не свободы (Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский). Бесы исповедали Сына Божьего от страха, в то время как Петр - от любви (Августин Иппонский). Иисус запретил бесам объявлять о Нем, чтобы они не примешивали лжи к истине (Афанасий Александрийский).
1:24а Что Тебе до нас, Иисус Назарянин?
Оковы для демонов
Поскольку завистью дьявола в мир вошла смерть242, то спасительное исцеление должно было быть направлено против самого творца смерти... Присутствие Спасителя - оковы для демонов.
Беда Достопочтенный, Изложение Евангелия от Марка243.
1:246 Ты пришел погубить нас!
В ожидании гибели
Нечистые духи знали, что должен прийти Иисус Христос: они слышали об этом от ангелов, слышали от пророков и ожидали Его прихода. Ибо если бы не ждали, то почему закричали: «Что Тебе до нас? Ты пришел погубить нас прежде времени? Знаем, Кто Ты - Святый Божий»244.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна245.
1:24в Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий
Признание врагов
Демоны, видя Сына, говорили: «Знаем, Кто Ты - Святый Божий». Также и дьявол, искушая, говорил Ему в глаза: Если ты Сын Божий246. Все они признавали Сына и Отца, но не верили. Потому нужно было, чтобы все приняли истину свидетельства - суд во спасение верующих и во осуждение неверующих, дабы все были судимы справедливо и утвердилась вера в Отца и Сына. Всем надлежало принять свидетельство и утвердиться в нем: и близким, и далеким, и друзьям, и недругам. Самое же верное и непротиворечивое утверждение есть то, что дается самими противниками. Будучи вовлечены в происходящее, они свидетельствуют и соглашаются, однако потом вдруг делаются враждебными, обвиняют и уже хотят, чтобы свидетельство не было истинным.
Ириней Лионский, Против ересей247.
Вынужденное признание
Почему ни один демон не называет Бога по имени? Разве одержимые не говорили: «Знаем, Кто Ты, Сын Божий»248? Разве не говорили они Павлу: Сии человеки - рабы Бога Всевышнего249? Бичуемые и принуждаемые, говорили; по своей же воле и не бичуемые - никогда.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Первое послание к Коринфянам250.
Свидетельство демона
Не принимаю свидетельства дьявола, но принимаю его признание. Против воли говорил дьявол, будучи принуждаем и терзаем.
Амвросий Медиоланский, Послания251.
Вера демонов и вера Петра
Вспомните вместе со мной, почему был прославлен Петр, почему он прослыл блаженным. Потому что сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго252. Но ведь не слова он выразил, а состояние сердца; оно и сделало его блаженным. Хотите узнать, что блаженство Петра не в этих словах заключалось? То же говорили и демоны: «Знаем, Кто Ты; Ты - Сын Божий»253. «Сына Божьего исповедовал Петр, Сына Божьего исповедовали демоны; в чем разница, Господи?» -«Для меня это отличие ясно: Петр говорил в любви, демоны - в страхе...» -«Вот что скажи: разве демоны не верят и не трепещут?» - «Скажу тебе, -говорит, - различаю ясно: вера действует через любовь»254.
Августин Иппонский, Проповеди255.
О знании, которое было у демонов
Из этих слов ясно, что демоны знали об этом, но не было в них любви. Они сильно страшились наказания от Него, а Его справедливости не любили. Он же настолько открывался им, насколько хотел; хотел же настолько, насколько было необходимо. Открывался им не как святым ангелам, которые всецело наслаждаются Его, Бога-Слова, причастностью к вечности, а как следовало открыться тем устрашаемым, от тиранической власти которых Он освобождает всех предназначенных для Своего Царства и для Своей славы, вечно истинной и истинно вечной. Значит, открывался демонам не как жизнь вечная и неугасаемый свет, освещающий праведников, у которых, когда видят свет, несущий веру, через эту веру очищаются сердца. Но открывался им посредством преходящих деяний силы Своей: через сокровенные знаки Своего присутствия, которые чувствам ангелов, пусть даже это будут злые духи, доступны более, нежели немощным людям.
Августин Иппонский, О граде Божием256.
Вера без любви
Сильна вера, но нет в ней пользы, если она без любви. И демоны верили во Христа, поскольку веря, но не любя, они говорили: Что Тебе до нас? Веру имели, любви не имели - потому и были демонами. Не хвались верой, чтобы не уподобиться демонам.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна257.
1:25 Замолчи и выйди из него
Заграждая нечистые уста
Когда Он заставил молчать кричащих из гробов демонов, не лгали они, говоря: «Ты - Сын Божий» и «Святой Божий»258, так как в самом деле истинны были их слова. Он не хотел, чтобы истина произносилась нечистыми устами, тем более устами демонов, чтобы не примешали они под видом истины свою собственную злую волю и не посеяли ее в людях, покуда те пребывают во сне259.
Афанасий Александрийский, Послание к епископам Египта и Ливии260.
Победа над змеем
Так как смерть вошла в мир через зависть дьявола, то лекарство спасения прежде всего должно было подействовать против виновника смерти и заставить умолкнуть змеиный язык, дабы он больше не разбрызгивал яд. Во-вторых, следовало исцелить женщину, которая была соблазнена первой, от лихорадки телесного вожделения. В-третьих, надлежало очистить мужчину, послушавшегося наущения жены, от проказы его заблуждений, чтобы порядок восстановления в Господе был тем же, что и порядок падения в первых творениях261.
Беда Достопочтенный, Изложение Евангелия от Марка262.
1:29-45 ИСЦЕЛЕНИЕ ПЕТРОВОЙ ТЕЩИ; ИСЦЕЛЕНИЕ ПРОКАЖЕННОГО
29 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.
30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.
31 Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.
32 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.
33 И весь город собрался к дверям.
34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.
35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним
37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.
38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел.
39 И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.
40 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.
41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.
42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его
44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.
45 А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.
Обзор: Люди подобны теще Петра: они пребывают в лихорадке греха, пока Христос не возьмет их за руку (Иероним Стридонский). Иисус постоянно молился, и Его молитву слышал и исполнял Отец (Ориген). Евангелисты с помощью Духа излагали события согласно своей памяти о них. Чтобы понять различия в их повествованиях, требуется молитва (Августин Иппонский). Прикасаясь к прокаженному, Иисус превышает закон и исцеляет как Господин закона (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин). Величие Его дел не остается сокрытым, несмотря на запрещение их разглашать (Беда Достопочтенный).
1:30 Теща же Симонова лежала в горячке
Смрад грехов, благоухание раскаяния
Иисус стоит возле ложа, а мы лежим? Поднимемся и будем стоять - бесчестье для нас лежать в присутствии Иисуса! Кто-то скажет: «А где же Иисус?» А Он здесь. Среди вас, -говорит (Иоанн Креститель), - стоит Некто, Которого вы не знаете263. А также: Царствие Божие внутри вас264. Поверим и увидим: Иисус здесь. Если не можем коснуться Его руки, бросимся в ноги! Если не можем предстать перед лицом Его, омоем слезами хотя бы Его ноги!265 Наше раскаяние - бальзам Спасителю. Посмотри, каково милосердие Спасителя! У грехов наших дурной запах, гнилой; однако если раскаемся в грехах, если будем рыдать о них, то превратятся наши смердящие грехи в бальзам для Господа. Станем же просить Господа, чтобы Он взял нашу руку! И тотчас оставила ее лихорадка, - говорится в Евангелии266. Тотчас, как Он берет руку, лихорадка проходит.
Иероним Стридонский, Трактат на Евангелие от Марка267.
1:35 Вышел и удалился в пустынное место, и там молился
Постоянство Его молитвы
Если Иисус молится, и молится не напрасно, добиваясь молитвой того, о чем просит, возможно, не получив бы этого без молитвы, - то кто из нас станет пренебрегать молитвой? Ибо Марк говорит, что утром, весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился268, а Лука: случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему269, и в другом месте: пробыл всю ночь в молитве к Богу270. Иоанн описывает Его молитву, говоря: ...после сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Те6я271. И у него же написано, как Господь сказал: Я знал, что Ты всегда услышишь Меня272. И это означает, что, всегда молясь, Он всегда бывает услышан.
Ориген, О молитве273.
1:40 Приходит к Нему прокаженный
О разном порядке повествования у Матфея и Марка274
То, о чем мы узнали, лучше и надежнее всего запоминается в том порядке, в котором это происходило. Тем не менее мы не в силах установить, что раньше, а что позже придет нам на ум, когда наступит время для пересказа... Весьма вероятно, что каждый евангелист посчитал необходимым пересказать события в том порядке, в каком пожелал того Бог: в согласии с их воспоминаниями о вещах, порядок которых - тот или иной - ничего не убавляет в силе Евангелия или в его истинности. Почему же Дух Святой... управлявший разумом святых при составлении книг столь высокой важности и, без сомнения, помогавший им вспомнить то, о чем они писали, позволил им расположить свое повествование одному так, а другому иначе? Кто с молитвенным усердием станет задаваться подобным вопросом, тот не останется без божественной помощи.
Августин Иппонский, О согласии евангелистов275.
1:41 Коснулся его
Смысл и сила прикосновения
Он не просто сказал: Хочу, очистись, но также коснулся его, протянув руку. Это заслуживает особенного рассмотрения: почему, очищая волей и словом, Он прибавил также прикосновение руки? Мне кажется, не по какой иной причине, как для того, чтобы и отсюда нам показать, что не под законом Он, но над ним, и что для того, кто чист, более ничего нет нечистого...276 Чтобы узнали мы, что Он исцеляет не как раб, но как Господин, Владыка еще и прикасается. Ведь Его рука не сделалась нечистой от проказы, но прокаженное тело стало чистым от Его святой руки.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея277.
1:44а Смотри, никому ничего не говори
Величие Его дел
Совершая чудо, Он приказал молчать о нем, однако оно не осталось сокрытым надолго. Также и с избранными Его: следуя примеру Его и учению, могут они предпочесть, чтобы без оглашения сохранились их великие дела, но ради пользы других их дела могут стать известны. Стремление умолчать о своих делах - свойство большого смирения, однако явное величие не в состоянии их скрыть.
Беда Достопочтенный, Изложение Евангелия от Марка278.
1:44б Покажись священнику
Закон и прокаженный
Если хочешь, можешь меня очистить, -и простер к нему руку Свою279. Тот, что простер Свою руку, разумеется, презрел закон, ибо всякий прикасающийся к прокаженному по закону считался нечистым... Но тем самым Он показал, что прекрасна природа того, кто исполнен физических недостатков. С другой стороны, когда Он приказал исцеленному показаться священнику, то утвердил тем самым священство. Однако, приказав принести жертву за очищение280, не утвердил ли Он также закон, заповеданный Моисеем? Множество заповедей было дано в отношении прокаженных, но ни одна из них не послужила на пользу. Но пришел Христос и единым словом даровал исцеление и упразднил то многое, что предписывалось законом в отношении прокаженных.
Ефрем Сирин, Толкование на Диатессарон Татиана281.