|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

9:1-8 ПРЕОБРАЖЕНИЕ

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

2 И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.

3 Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.

4 И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

5 При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.

6 Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.

7 И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

8 И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.


 

Обзор: Желающий взойти с Иисусом на гору преображения должен превзойти все видимое и не любить мир сей (Ориген). Господь приоткрыл избранным ученикам то, что они могли вместить (Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Ориген). Его сияние было ярче солнечного (Иоанн Златоуст). Он выявляет в словах Писания сияние смыслов, превосходящих разумение (Ориген). Просветлевшие одежды Господа указывают на Церковь Его святых по воскресении (Беда Достопочтенный). Моисей и Илия, явившиеся ученикам на горе с Иисусом, есть символы закона и пророков (Ориген), простоты и правды (Иоанн Златоуст), тех, кто умер и погребен, а также тех, кто будет жив в день пришествия Судии (Беда Достопочтенный). Даже видя Иисуса преображенным, ученики еще не понимают всей полноты истины (Иероним Стридонский). Бог Отец свидетельствует о Сыне и показывает Его отличие от тех, кто усыновлен (Амвросий Медиоланский, Августин Иппонский).

 

9:2а По прошествия дней шести

Символизм числа «шесть»946

Поскольку весь мир, это совершенное создание, возник за шесть дней947 - число завершения, то думаю, что и превосходящий все мирские вещи Иисус, когда Он спустя шесть дней взял с собой учеников, задумал явить уже не то, что видимо (ибо оно преходяще), но то, что невидимо, и только невидимое, потому что оно вечно. Посему, если кто-либо из вас желает, чтобы Иисус взял его с собой, возвел на высокую гору и удостоил наедине видеть Его преображение, то следует ему взойти выше шести дней, чтобы более не думать о видимом и не любить мир и того, что в мире948.

Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея949.

 

О разночтениях с Евангелием от Луки

Исключая день, в который Иисус это произнес950, и день, когда произошло памятное преображение на горе, между ними получается, как и сказано, шесть дней. Лука же, считая начало и конец, то есть первый день и последний, говорит: дней через восемь951, принимая тем самым часть за целое.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов952.

 

9:2б Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних

Божественное нисхождение

Господь, Который без меры, питает всех в меру Свою, приспосабливает вид Свой к нашим глазам, голос Свой к нашим ушам, благословенье Свое к нашей нужде, мудрость Свою к нашему языку.

Ефрем Сирин, Гимны о рае953.

 

Богоявление

Как сказано, Он приоткрыл им немного от Своего Божества, показал им живущего в Нем Бога.

Иоанн Златоуст, Гомилия о плененном Евтропии954.

 

9:2в И преобразился перед ними

Перед кем преобразился Иисус?

Если способен, прислушайся к этому духовным образом, обратив также внимание на то, что сказано не просто преобразился, но с неким необходимым прибавлением, которое записали и Матфей, и Марк, ибо, согласно обоим, Он преобразился перед ними955. Отсюда сделаешь вывод, что не было ничего невозможного в том, чтобы перед одними Иисус преобразился этим преображением, одновременно не преобразившись перед другими. Однако если желаешь увидеть преображение Иисуса перед теми, кто взошел на высокую гору вместе с Ним отдельно от других, то прими во внимание, что в Евангелиях про Иисуса думают проще и, как говорится, «знают Его по плоти»956 те, кто не восходит на высокую гору премудрости посредством высоких дел и слов. Те, кто восходят, с другой стороны, познают Его уже не по плоти, но богословствуют о Нем, созерцая Его, согласно Евангелиям, в «образе Божием»957 сообразно их познанию. Ибо перед ними одними преобразился Иисус, а не перед теми, что остались внизу.

Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея958.

 

9:3а Одежды Его сделались блистающими

Иисус - Солнце правды

Когда преобразится Он, то лицо Его воссияет как солнце, чтобы явиться детям света, которые совлеклись дел тьмы и облеклись в оружие света959, и уже более не дети тьмы или ночи, но стали сынами дня и, как днем, ходят благообразно960. Тогда, явившись, Он воссияет им не как обычное солнце, но покажет, что Он есть Солнце правды961.

Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея962.

 

Солнце твоего сердца

Что солнце для глаз плоти, то Господь для очей сердца. Что оно для плоти, то Он для сердец.

Августин Иппонский, Проповеди963.

 

9:3б Весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить

О «белильщиках»

Белильщики, которые на земле, это, возможно, мудрецы века сего, пекущиеся о словах, которые они считают сияющими и чистыми, так что может показаться, будто своим, скажем так, отбеливающим искусством они украшают даже позорные мысли и лживые учения. Тот же, Кто взошедшим с Ним показал одежды Свои сверкающими и более светлыми, нежели их может сделать отбеливание, был Словом, Которое в презираемых многими словах Писаний выявляет сияние смыслов, когда одежды Иисусовы становятся, согласно Луке, белыми и блистающими964.

Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея965.

 

Ярче солнца, белее снега

Как воссиял Он, скажи мне? -Весьма сильно. - И подобно чему, скажи? - Подобно солнцу966. - Как солнце, говоришь? - Да. - Почему? -Потому что не бывает более яркой звезды. - И был Он бел? - Как снег967. -Почему как снег? - Потому что не бывает вещества белее. -Тем не менее, что воссиял Он иначе, видно из сказанного далее: «...и пали наземь ученики»968. Если бы как солнце Он воссиял, ученики не упали бы: ведь они каждый день видели солнце и не падали. Но поскольку Он воссиял ярче солнца и белее снега, то упали, не вынеся этого сияния.

Иоанн Златоуст, Гомилия о плененном Евтропии969.

 

Одежды святых

Отвечая на вопрос о том, что означают одежды Господа, ставшие белыми, как снег, мы можем справедливо полагать, что они показывают Церковь Его святых... которые во время воскресения очищаются от всех пятен нечистоты и от всего смертного мрака970. Как красиво об одеждах Господа говорит евангелист Марк: Одежды Его сделались блистающими, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Всякому очевидно, что на земле невозможно прожить без падений и страданий. Мудрецам очевидно (хотя и не соглашаются еретики), что на земле не прожить без прикосновения к какому-либо греху. Однако то, что суконщик, то есть наставник душ, или же некто, способный содержать свое тело в отменной чистоте, не может сделать на земле, Господь делает на небе, очищая Церковь - одежды свои - от всякой скверны плоти и духа971 и обновляя вечным блаженством и сиянием ее плоть и дух.

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия972.

 

9:4а И явился им Илия с Моисеем

Закон и Пророки

Когда о Сыне Божием помыслим, созерцая Его преобразившимся, так что лицо Его предстанет подобным солнцу, а одежды белыми, как снег, то увидев Иисуса таким, немедленно поймем, что Моисей представляет закон, а Илия не столько себя самого, сколько собирательно всех пророков.

Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея973.

 

О Моисее и Илии

Каждый из них дерзновенно говорил с тираном: один - с египетским, другой - с Ахавом, причем заступаясь за неблагодарных и непослушных людей... Оба они были простецы: один был медлителен в речи и косноязычен974, другой же необразован. Оба были строгими нестяжателями, ибо Моисей ничем не владел и Илия не имел ничего, кроме милости975.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея976.

 

Символы второго пришествия

Моисей и Илия, которые беседовали с Господом на горе, говоря о Господних страстях и о воскресении, воплощают закон и пророчества, которые исполнились в Господе и очевидны теперь, и еще более очевидными будут впоследствии... В Моисее и Илии, несомненно, можно видеть всех тех, кто будет царствовать с Господом977. В Моисее, который умер и был погребен, следует видеть тех, кто после суда воскреснет из мертвых978; в Илии, который никогда не платил долги смерти979, следует видеть тех, кто будет жив и во плоти во время прихода Судии.

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия980.

 

9:5а Равви! хорошо нам здесь быть

Духовное созерцание

Видимым Его богоявлением, озаряющим нас светлейшими отблесками, подобно ученикам во время того божественнейшего преображения, в пречистых созерцаниях мы исполняемся. Умному Его светодаянию бываем причастны бесстрастным и невещественным умом; превышающему же ум единству - в неведомых и блаженных освещениях сверхсиятельных лучей. В божественном подражании пренебесным умам мы, как говорит истина Писания, становимся равными ангелам и сынами Божими, будучи сынами воскресения981.

Дионисий Ареопагит, О Божественных именах982.

 

9:5б Сделаем три кущи

О неведении Петра

О Петр, даже поднявшись на гору, даже видя преображение Иисуса, Его блистающие одежды, ты не можешь знать истины, ибо Христос еще не принял страдания за тебя!

Иероним Стридонский, Трактат на Евангелие от Марка983.

 

9:7а. И явилось облако, осеняющее их

Куща Духа

Это облако кажется мне благодатью Духа Святого. Куща находящихся в ней укрывает со всех сторон и осеняет. Что обыкновенно делает куща, здесь совершает облако. О Петр, ты хочешь сделать три кущи, но воззри на одну - кущу Святого Духа, Который всем нам равно дает приют!

Иероним Стридонский, Трактат на Евангелие от Марка984.

 

9:7б Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте

Глас Отца

Во время крещения Он изрек: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе мое благоволение985. На горе Он изрек: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте986. Голосом сотника Он назвал Его во время страстей - когда солнце исчезло, когда все моря и вся суша содрогнулись: Истинно Человек Сей был Сын Божий987.

Амвросий Медиоланский, О Святом Духе988.

 

Один Господин и Сын

Не делай одинаковых кущей Господу и рабам. Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. Он есть Сын Мой, не Моисей, не Илия. Они - рабы, Он -Сын. Это - Мой Сын: Моей природы, Моего существа, во Мне пребывающий, весь Он - Я. Сей есть Сын Мой возлюбленный. Они любимые, но Сей - самый любимый; потому Его слушайте. Они о Нем пророчествуют, а вы Его слушайте. Он Господь, они же соучастники. Моисей и Илия говорят о Христе; они ваши соучастники. Он же Господь, Его слушайте.

Иероним Стридонский, Трактат на Евангелие от Марка989.

 

Сын и усыновленные

Там был Моисей, был Илия. Не сказано: «Они - сыновья Мои возлюбленные». Одно дело - Единственный Сын, другое усыновленные. Он повелел все то, что принесло славу закону и пророкам.

Августин Иппонский, Проповеди990.

 

9:9-13 ВОСКРЕСЕНИЕ И ПРИШЕСТВИЕ ИЛИИ

9 Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?

12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.


 

Обзор: Господь повелевает ученикам хранить молчание о виденном до Его воскресения и объясняет, в каком смысле Иоанн Креститель был назван Илией (Иоанн Златоуст).

 

9:9 Никому не рассказывать о том, что видели

До времени воскресения

Он повелевает молчать, и не просто так, а вновь напомнив им о страдании, только не называя причины, по которой велит им молчать. Ведь он не приказал им не рассказывать об этом никому никогда, но до тех пор, пока не воскреснет из мертвых. Так, умолчав о тяжелом, Он открывает им только хорошее.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея991.

 

9:12а Илия должен придти прежде и устроить всё

Что должен «устроить» Илия?

И устроить все, то есть исправить неверие иудеев того времени. У пророка Малахии выражено очень точно, ведь он не сказал: «И Он возвратит сердце сына отцу», но сердце отца сыну992. Поскольку иудеи были отцами апостолов, он имеет в виду, что Илия возвратит сердца их отцов, то есть разум народа иудейского, к учению их сынов.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея993.

 

9:13 Но говорю вам, что и Илия пришел

Иоанн и Илия

Христос настаивал, что «Илия действительно придет потом, перед Моим вторым пришествием; и теперь Илия пришел», называя так Иоанна. В этом смысле Илия пришел. Но если ты ищешь Фесвитянина, то он придет в будущем. Потому Он и сказал: Илия должен придти прежде и устроить все994. Что все? То, о чем говорит пророк Малахия: «Я пошлю к вам Илию Фесвитянина, который возвратит сердце отца сыну, чтобы Я, придя, не поразил землю полностью»995. Заметь точность пророческого высказывания: для того чтобы ты не подумал, что Христос буквально имел в виду Илию, когда назвал Иоанна Илией из-за общности их служения, Малахия добавляет название его отечества, говоря: Фесвитянина. Иоанн же Фесвитянином не был.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея996.

 

9:14-29 ИСЦЕЛЕНИЕ МАЛЬЧИКА, ОДЕРЖИМОГО ДУХОМ

14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19 Отвечая ему Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?


 

Обзор: Злые духи, обитающие в бесноватых, стремятся подвергнуть людей тем же страданиям, в которых находятся сами (Минуций Феликс). Святость Судии исцеляет больного, поражая дьявола (Петр Хризолог), который удерживает всех людей в узах греха после падения Адама (Беда Достопочтенный). Маловерие отца бесноватого юноши есть болезнь души (Иоанн Златоуст), но даже его несовершенная вера приводит к Господу, хотя и нуждается в укреплении благодатью (Августин Иппонский, Иоанн Кассиан). Сила Бога в Спасителе изгоняет врага, однако исцеление совершается через прикосновение Его человеческой руки (Беда Достопочтенный). Господь показал, что молитва и пост необходимы для изгнания демонов (Иероним Стридонский).

 

9:17 Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым

Природа падших духов

Духи эти нечисты и шатки, с небесной высоты они сброшены на пагубу земным страстям. Вот эти духи, потеряв простоту природы своей, впали в тяжкие грехи; в утешение ущербности своей они не прекращают, хотя уже и потеряны сами, губить других; извратившись -вливать в других извращенность; став врагами Бога - отрывать других от Него ложной религией... Исповедуя истину, вы и сами знаете, что они демоны. Но по велению Бога единого и истинного, духи против воли содрогаются в несчастных телах и либо тотчас же исчезают, либо выходят постепенно, в зависимости от того, помогает ли вера страдающего или благоволит милость Исцеляющего.

Минуций Феликс, Октавий997.

 

9:20 Дух сотряс его

Наказание диавола

Упал человек, но дьявол был истязаем. Исцеление сотрясло пораженного человека, но святость Судии показала того, кто его поразил. Пленник был удерживаем, но наказан был враг. Наказание дьявола проявилось в распятии человеческой плоти.

Петр Хризолог, Собрание проповедей998.

 

9:21 И спросил Иисус отца, его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства

Действие греха

С самого детства этот юноша был терзаем жесточайшим бесом. Не что иное, как узы первородного греха удерживали его, ведь ясно, что никакого собственного греха он не мог совершить. Да исповедует член кафолической Церкви, что никто не рождается свободным от вины первого вероломства999. Пусть призовет милость Божию, посредством которой через Господа нашего Иисуса Христа он избавится от тела смерти1000.

Беда Достопочтенный, Изложение Евангелия от Марка1001.

 

9:22 Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему

Духовная болезнь

Тяжело больным показывает Писание этого человека в том, что касается его веры. И это следует из нескольких вещей: из того, что Христос сказал: Все возможно верующему; из слов самого пришедшего: Помоги моему неверию; из того, что Христос приказал бесу больше не входить в него; и из того, что этот человек вновь сказал Христу: Если можешь1002.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея1003.

 

9:24 Верую, Господи! помоги моему неверию

Переплетение веры и неверия

В чем смысл слов Господа: Когда Сын Человеческий придет, найдет ли Он веру на земле?1004 Он сказал это о вере совершенной - такую веру редко встретишь на земле. Тем не менее Церковь Господа полна ее: кто бы пошел в нее, если бы в ней не было веры? Кто не сдвинет горы, если вера полна?1005 Взгляните на самих апостолов: не оставили бы они все, что у них было, не попрали бы надежды века, не пошли бы за Господом, если бы вера их не была велика. И все же, если бы полна была у них вера, не сказали бы Господу: Умножь в нас веру1006. Обрати внимание и на то и на другое: на веру и на несовершенство ее. Когда отец приводит для исцеления сына, одержимого злым бесом. Господь спрашивает его, верит ли он, на что отец отвечает: Верую, Господи! помоги моему неверию. Вера проявляет себя, когда он говорит: Верую, Господи; несовершенная вера - когда говорит: ...помоги моему неверию1007.

Августин Иппонский, Проповеди1008.

 

Вера и молитва

Когда не хватает веры, молитва погибает. Кто же молится о том, во что он не верит? Так и блаженный апостол, поощряя молитву, говорит: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется1009. Показывая, что вера есть источник молитвы (вот и ручей не будет течь, если исток его высохнет), он говорит: Но как же они призовут Того, в Кого не поверили?1010 Потому будем верить, чтобы молиться1011, и станем молиться, чтобы не иссякла та вера, которою молимся!

Августин Иппонский, Проповеди1012.

 

Пример апостолов

Чувствуя сам в себе, что вера его размывается волнами неверия, грозящими разбить его корабль о скалы1013, он с мольбою просит Господа помочь его вере: Верую, Господи! помоги моему неверию! Точно так же мужи евангельские и апостольские понимали, что все блага становятся совершенными только при помощи Божией, и, не полагаясь на то, что веру свою могли сохранить неповрежденной своими собственными силами или своей собственной свободной волей, молили Господа либо о помощи в вере, либо о ее даровании1014.

Иоанн Кассиан, Собеседования1015.

 

Сила веры

Такова сила веры, что восхваляют ее даже те, кто отказывается ей служить. Истинно по заслугам восхваляется вера, без которой никакое доброе дело не начинается и не совершается. Как написано: Без веры угодить Богу невозможно1016.

Цезарий Арльский, Проповеди1017.

 

9:27 Иисус, взяв его за руку, поднял его

Рука Богочеловека

Человека, которого уже изгнанный губительный враг бросил наземь как мертвого, милостивый Спаситель освободил прикосновением Своей нежной руки. Как истинный Бог Он явил Свою силу спасения в то время, как прикосновением руки человека Он показал Свою настоящую плоть.

Беда Достопочтенный, Изложение Евангелия от Марка1018.

 

9:28 Почему мы не могли изгнать его?

Духовная сила поста

Зачем унывать? Ведь Он учил, что даже злейшие бесы изгоняются постом. Что удивительного, если посредством этого выводится дух нечистый, а входит Дух Святой?!

Тертуллиан, О посте1019.

 

9:29 Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста

Пример Господа

Сам Господь после крещения постился сорок дней, тем самым уча нас, что злейших бесов род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Иероним Стридонский, Против Иовиана1020.

 

9:30-32 ПОВТОРНОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ О СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИИ

30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

32 Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.


 

Обзор: Ученики не понимали смысла происходящего до конца и потому огорчались, когда слышали о грядущих страданиях Господа (Иоанн Златоуст).

 

9:32 Они не разумели сих слов

Непонимание очевидного

Взгляни, как после того, как Он запретил Петру1021, и Илия и Моисей побеседовали с Ним и поведали о Его будущей славе1022, и Отец издал глас свыше1023, и совершились столькие знамения, и воскресение было на пороге (ведь Он сказал, что не пребудет в смерти надолго, но воскреснет в третий день1024), - все равно они не вынесли этого, но огорчились, и не просто, а довольно сильно1025. Произошло же это потому, что они еще не познали смысла сказанного1026.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея1027.

 

Причина их огорчения

Если не знали они, то отчего огорчились?1028 Потому что знали не всё. То, что Он умрет, знали, поскольку часто об этом слышали. А какова будет эта смерть и что она быстро разрешится и произведет такое множество благ, - вот этого они еще не знали доподлинно, как и того, что именно есть воскресение. Не зная об этом, они и терзались1029.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея1030.

 

9:32б А спросить Его боялись

Ложное умонастроение

И они сильно смутились, ибо, как уже было сказано, задолго до того душой и умом восприняли иное1031.

Анонимный автор, Книга о перекрещивании1032.

 

9:33-37 СПОР МЕЖДУ УЧЕНИКАМИ; ПРИМЕР РЕБЕНКА

33 Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?

34 Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.

35 И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

36 И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:

37 кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.


 

Обзор: Ученики спорят о первенстве, забывая, что смирение есть основание спасения (Августин Иппонский, Григорий Нисский). Дети воплощают смирение и простоту, и потому являются примером (Иоанн Златоуст, Герма).

 

9:34 Рассуждали между собою, кто больше

Вершина без корня

Взгляните на дерево: оно укрепляется сначала внизу, чтобы затем расти ввысь. Оно укрепляет свой корень в земле1033, чтобы вершина устремилась в небо. Разве не опирается оно на то, что внизу?1034 А ты хочешь горнего достичь без любви1035 - то есть без корня устремляешься в небо? Но это падение, а не рост!

Августин Иппонский, Проповеди1036.

 

9:35 Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою

Обращение к принявшим Христа

Да не появится среди вас никакой спеси, но пусть собираются вместе простота, согласие и расположение без притворства. Пусть убеждает себя каждый в том, что он хуже не только брата, но и всякого человека, ибо, сознавая это, поистине будет Христовым учеником1037.

Григорий Нисский, О христианском установлении1038.

 

Пример ребенка

Поставив посреди них дитя... Он убеждал их быть такими же смиренными и естественными. Ведь дитя чисто от зависти и тщеславия, и от любви к первенству. Дети также обладают величайшими добродетелями - простотой, непритворством и смирением. По этой причине необходимы нам не только мужество и разумение, но и эти добродетели, то есть смиренномудрие и простота.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея1039.

 

9:36 Взяв дитя, поставил его посреди них

Образ веры

Верующие, подобные младенцам, которым не восходила на сердце никакая злоба, которые не знают, что такое лукавство, но всегда пребывают в простоте, без сомнения, вселяются в Царство Божие, потому что ни в одном деле они не осквернили заповедей Божиих, но все дни жизни своей провели по-младенчески в одном и том же расположении ума.

Герма, Пастырь1040.

 

9:37 Кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня

Как нужно принимать и посещать ближнего?

Брата твоего, в дом твой вошедшего, без молитвы не отпускай («Увидев брата, ты увидел Господа твоего»1041), особенно, если он чужеземец, а то вдруг он окажется ангелом?1042 И сам, когда братья тебя принимают, не полагай земные угощения впереди небесных.

Тертуллиан, О молитве1043.

 

9:38-41 «КТО НЕ ПРОТИВ ВАС, ТОТ ЗА ВАС»

38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.

39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.

40 Ибо кто не против вас, тот за вас.

41 И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.


 

Обзор: Творящие добрые дела именем Иисуса, если даже и не принадлежат к Церкви, не лишаются милости Божией. Они ближе ко Господу, нежели те, кто, принадлежа Церкви, вносят в нее раздоры своей неразумной ревностью (Августин Иппонский). Бог повелевает лишь то, что человек в состоянии совершить, принимая даже незначительные дела (Григорий Нисский).

 

9:38а Именем Твоим изгоняет бесов

О тех, кто творит милость, не будучи в Церкви

Человека, о котором рассказывал Иоанн и по поводу которого Господь произнес последующие слова, не следует противопоставлять сообществу учеников, как если бы он был еретик, который отвергал это сообщество. Напротив, он был из числа тех, кто еще не решился приобщить себя к таинствам христовым, но кто имени христианина благоволит. Люди такого рода даже поддерживают христиан и оказывают им услуги только потому, что те - христиане. Это о них Господь говорит, что они не потеряют награды своей1044. И не потому, что они могут чувствовать себя в безопасности по причине расположения, которое они оказывают христианам, - ведь и Христовым крещением они еще не очищены и в союз с Ним не приняты. Тем не менее они настолько руководствуются милосердием Божием, что, пребывая такими, могут безопасно покинуть век сей. Еще до того, как они присоединятся к числу христиан, такие люди действительно являются более полезными, нежели те, кто, получив имя христианина и доступ к Христовым таинствам, дают такие советы, что, если следовать им, попадешь в вечную погибель.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов1045.

 

9:38б Запретили ему, потому что не ходит за нами

Границы Церкви

Нечто от кафоличности может быть и вне Церкви, и имя Христово может пребывать вне Христовой общины, как это случилось, например, когда именем Христа изгонял бесов тот, кто не ходил с учениками. С другой стороны, и в Церкви может существовать притворство: например, среди тех, кто веку сему возвещает словами, но не делами, хотя само притворство и не кафолично. Подобно тому как в Церкви встречается то, что не кафолично, так и вне ее можно встретить то, что кафолично.

Августин Иппонский, О крещении1046.

 

9:39 Не запрещайте ему

Значение Церкви для спасения

Не следует смущаться, когда божественная сила проявляет себя через людей, которые не принадлежат или пока еще не принадлежат к Церкви, то есть через тех, в которых не обитает или пока еще не обитает Бог, как это было в случае с тем, кто именем Христа изгонял бесов, хотя сам еще не был Его учеником1047. Сам Христос позволил ему продолжать, поскольку многим людям он засвидетельствовал имя Христа. Господь говорит, что в последний день многие скажут: «Именем Твоим мы творили многие чудеса». Не ответил бы им на это: «Не знаю вас»1048, если бы они уже принадлежали к Божьему храму, нахождение в котором и делает блаженными. Сотник Корнилий, который еще до своего полного обновления был принят в этот храм, видел посланного к нему ангела, который сказал ему, что молитвы его услышаны и жертвы приняты1049.

Августин Иппонский, Послания1050.

 

О «ревнителях» Церкви

Те, кто строго держатся предписаний, понуждают нас осуждать мятежных, не давать псам святого1051, считать язычником презирающего Церковь, отвергать от целого ту часть тела, которая вводит в соблазн1052. Эти люди настолько будоражат мир внутри Церкви, что пытаются раньше времени отделять зерна от плевел1053. Однако, будучи ослеплены таким заблуждением, они сами оказываются отделенными от единения со Христом.

Августин Иппонский, О вере и делах1054.

 

9:40 Кто не против вас, тот за вас

Непротиворечивость двух высказываний Христа

Оба выражения истинны: и то, где Он говорит: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает1055, - и то, где говорит: Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас1056. Это трудно понять иначе, как необходимость укрепляться в почитании имени Христова, что не против Церкви, но за нее. В разделении же следует обвинить того, кто собирает и расточает, чтобы, придя в Церковь, он брал там не то, что уже имеет, но очищался от заблуждений.

Августин Иппонский, О крещении1057.

 

Церковь и еретики

Кафолическая Церковь не осуждает таинства, общие для нее и для еретиков: в таинствах они с нами, а не против нас1058. Однако она осуждает и запрещает разделения и любые суждения еретиков против мира и истины. В этом они против нас, потому что не с нами, потому что не собирают с нами, а следовательно, расточают1059.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов1060.

 

9:41 Кто напоит вас чашею воды во имя Мое

Помощь в совершении добрых дел

Бог не предписывает Своим рабам ничего невозможного. Он показал Свою любовь ко всем и благость собственного Божества столь обильную и богатую, что предоставил каждому способность творить что-либо хорошее по желанию, чтобы никто из старающихся спастись не оказался к тому неспособным. «Кто напоит, - говорит Он, - во имя ученика даже только чашей холодной воды, истинно говорю вам, не потеряет награды своей»1061.

Григорий Нисский, О христианском установлении1062.

 

9:42-50 О СОБЛАЗНАХ

42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.

43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,

44 где червь их не умирает и огонь не угасает.

45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,

46 где червь их не умирает и огонь не угасает.

47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,

48 где червь их не умирает и огонь не угасает.

49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.

50 Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.


 

Обзор: Господь трижды грозит тем, кто приносит соблазны (Августин Иппонский). Говоря об отсечении соблазняющих членов, Иисус имеет в виду злые помыслы (Климент Римский), для хранения от которых нужно прежде всего оберегать глаза от соблазнов (Сальвиан Пресвитер). Наказание за грехи, которое последует в будущей жизни, не следует считать выдумкой (Василий Кесарийский). Порок одурманивает и порабощает человека (Иоанн Златоуст). Образы вечного мучения, хотя и переданы с помощью земных аналогий огня и червя, не могут быть совершенно точны (Григорий Нисский), хотя о них и следует проповедовать (Иоанн Златоуст, Цезарий Арльский). Упражнение в истолковании Писаний подобно соли, которая необходима для приготовления души в жертву Богу (Мефодий Патарский, Ефрем Сирин, Григорий Великий).

 

9:42 Лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море

Сила слов

В одном и том же месте Он трижды повторяет те же слова1063. Кто не устрашится от такого повтора и такой угрозы наказания, весомо звучащей из уст Божиих?

Августин Иппонский, О граде Божием1064.

 

9:43 Если соблазняет тебя рука твоя

Отсечение помыслов

Пусть никто из вас, братья, не думает, будто Господь повелел отсекать части тела. Произнеся эти слова, Он хочет, чтобы не части тела, но помыслы и причины, ведущие ко греху, устранялись. Тогда мысль наша, которая несется на колеснице обозрения, устремится к любви Божией, будучи поддерживаема телесными чувствами. Глаза же телесные, которые, словно резвящиеся лошади, пытаются уклониться от курса седока, не расслабят узду и не отпустят поводья. Пусть телесное зрение подчинится суждению разума, а глаза наши, которые по замыслу Божьему должны быть наблюдателями и свидетелями Его промышления, пусть не соблазняют нас на дурные желания1065.

Климент Римский, Узнавания1066.

 

9:45 Лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну

Реальность загробных страданий

Не думай, что я пытаюсь напугать тебя ложными страхами, подобно некоторым матерям или нянькам, которые имеют обыкновение поступать так со своими младенцами. Всякий раз, когда последние начинают беспрерывно плакать не к месту, они своими выдуманными историями заставляют их умолкнуть. Но То, что здесь говорится, - не басня, но слово, проповедуемое голосом, в котором нет никакой лжи.

Василий Кесарийский, Гомилия, произнесенная во время голода и засухи1067.

 

9:47 Если глаз твой соблазняет тебя

Искоренение страстей

Зная, что взор наших глаз - это своего рода окна для нашей души, и что все пагубные страсти входят в сердце через глаза, как через естественные проходы, Господь велит гасить эти страсти снаружи - дабы им не зародиться внутри и, постепенно возрастая, не окрепнуть на пагубу в душе, если прежде пустят ростки в глазах1068.

Сальвиан Пресвитер, О правлении Бога1069.

 

9:48а Где червь их не умирает

Одурманивающее действие порока

«Я убил и похоронил твои прежние прегрешения, - говорит Господь, -так зачем же ты породил новые?» К тому же прегрешения хуже червей, ведь те портят тело, а эти -душу, и творят еще большее зловоние. Мы же, однако, его не чувствуем, а потому и не стремимся очиститься от него. Ведь и пьяный не знает, в чем мерзость протухшего вина, однако тот, кто не пьян, знает об этом точно. Так и с прегрешениями: тот, кто живет целомудренно, знает их грязь и скверну, в то время как тот, кто предал себя злу, не знает даже того, что он болен, будто он отягощен каким опьянением. И в этом худшее свойство порока: то, что он не позволяет впавшим в него видеть величину собственного повреждения, так что, валяясь телом своим в грязи, они думают, будто наслаждаются в ней благовониями. По этой причине не могут они и освободиться, но, несмотря на то что исполнены червей, продолжают пребывать в самообольщении подобно тем, кто украшает себя драгоценностями. По той же причине не хотят они червей умерщвлять, но питают и взращивают их в себе, пока сами себя не отошлют к червям будущего века.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Римлянам1070.

 

9:48б И огонь не угасает

Об естественных аналогиях

Даже если назвать какое-либо из тамошних наказаний именем тех, что известны нам здесь, разница будет немалой. Ибо, слыша о том огне, ты научен представлять нечто отличное от обычного огня, поскольку у того огня есть нечто, чего нет у этого: ведь тот не гаснет, а для этого опыт изобрел многие способы его потушить. Но между тем, что не гаснет, и тем, что не допускает угашения, есть большая разница, поэтому тот огонь есть нечто иное по сравнению с этим огнем. Опять-таки, слыша о том черве, не устремляйся разумом к здешнему земному существу, исходя из одинаковости их имен, ибо прибавление о том, что тот червь не умирает, заставляет нас представлять природу, отличную от известной нам.

Григорий Нисский, Большое огласительное слово1071.

 

Сложное место для понимания

Вопрос, который теперь стоит перед нами, отнюдь не малозначителен. Напротив, он касается весьма важных вещей, смысл которых хотели бы узнать все люди, а именно: конечен ли геенский огонь? Что он нескончаем, объявил нам Христос, сказав, что огонь их не угаснет и червь их не умрет. Знаю, что у вас мутится в голове, когда слышите это, но что тут поделаешь? Ведь и Бог велит часто об этом напоминать... и мы сами поставлены на словесное служение не по своей воле, но по необходимости нам приходится причинять боль своим слушателям.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Первое послание к Коринфянам1072.

 

Последствия отпадения

Подумайте, братья, прошу вас: если сегодня кто-либо из нашего церковного собрания окажется изгнанным за какое-нибудь преступление, в какой боли и мучении пребудет душа его? Но если эта боль может быть невыносимой для тех, кто был изгнан из Церкви - где изгнанный может и есть, и пить, и общаться с людьми и где у него есть надежда заслужить себе возвращение в Церковь, - какой, подумайте, может стать эта боль, если за свои преступления кто-либо будет отделен от Церкви небесной, от собрания всех ангелов и святых? Недостаточно в качестве наказания для такого будет то, что он изгнан; но, кроме того, заключается он во тьму внешнюю, чтобы гореть ему вечно в огне. Кто будет низвергнут из небесного Иерусалима, не ограничится тем, что не сможет уже ни есть, ни пить, но будет ввергнут в пламя, где плач и скрежет зубов1073, где вопль рыданий и раскаяния никогда не кончается, где ищут смерти и не находят ее.

Цезарий Арльский, Проповеди1074.

 

9:50 Имейте в себе соль

Соль Писания

В книге Левит запрещается приносить во всесожжение Господу Богу всякий дар, который не был осолен солью1075. Схожим образом всякое духовное упражнение в Писаниях дается нам в виде едкой соли для стяжания пользы. Без этого совершенно невозможно принести Вседержителю душу свою надлежащим образом.

Мефодий Патарский, Слово о пальмовых ветвях1076.

 

Щепотка Божьей соли

Слава Всевышнему, что примешал Свою соль к нашей мысли, закваску свою к нашим душам, тело Его стало хлебом1077, чтоб оживить нашу смертность.

Ефрем Сирин, Гимны на Рождество1078.

 

Мудрость оратора

Когда начальствующий готовится произнести свою речь, он должен помнить об особой предосторожности: если речь его окажется беспорядочной, то ошибки станут ранить сердца слушающих, а поскольку он желает оставаться мудрецом, то не должен немудро обрывать все связи. Вот и Сама Истина говорит: Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. Солью, конечно же, обозначена мудрость слова. Так что желающий говорить мудро, пусть сильно боится того, как бы речью своей не смутить единение слушающих.

Григорий Великий, Пастырское правило1079.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|