4:1-9 ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ
1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
5 Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.
8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
Обзор: Богатство подобно волчцам, чрезмерная забота о земных делах -терниям; оба могут стать препятствием на пути христианской жизни (Герма). Окружающий природный мир полон символов божественного присутствия и воскресения (Климент Римский).
Сеятель в притче - Спаситель, принявший человеческую плоть и в этом образе вышедший к людям. Само семя было потеряно не по вине сеятеля, но по причине сопротивления почвы (Иоанн Златоуст), т.к. путей погибели, как и славы, достаточно (Кирилл Александрийский). Авторы Евангелий привели частичные толкования притч, поскольку их смысл настолько глубок, что не может до конца быть выражен при помощи слов. Чтобы постичь этот смысл, следует до конца очистить свое сердце, однако внимательно изучающие слова Св. Писания тоже извлекают для себя огромную пользу (Ориген).
4:2 Учил их притчами много
Неисчерпаемый смысл
Что касается притч, разъяснения которых евангелисты нам не приводят, то следует в целом о них заключить, что Иисус Своим, учеником наедине изъяснял все474, а писавшие Евангелия сокрыли от нас толкование потому, что показываемое в этих притчах было выше естества букв. Любое истолкование или объяснение этих притч неизбежно было бы таким, что весь мир не вместил бы написанных о них книг475. О, если бы нашлось сердце, через чистоту свою вмещающее Писания, изъясняющие притчи, так чтобы они начертались в этом человеке духом Бога Живаго476! Однако кто-то может сказать: а не впадаем ли мы в нечестие, когда, испытывая подобное желание, пытаемся прояснить то, что стоит выше письмен (ведь они показывают нам нечто сокровенное и тайное), хотя, предположим, нам и кажется, что мы достоверно познали их смысл? На это ответим, что точно постигшие их смогут также понять, что нужно им делать. Что же до нас, то мы признаемся в своей неспособности добраться до глубины того, что в них раскрывается. Тем не менее если вдруг некую малую часть до некоторой степени для себя проясним, то скажем следующее: из того, что мы, как нам кажется, обнаружили в результате многого исследования и разыскания (по благодати ли Божией или через силу нашего собственного ума), часть не решимся доверить письму, другую же часть излагаем здесь в какой-то мере ради нашего упражнения и для пользы читателей.
Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея477.
4:3 Вышел сеятель сеять
Образы Воскресения
Рассмотрим, возлюбленные, как Владыка постоянно показывает нам будущее Воскресение, начатком которого Он сделал Господа Иисуса Христа, воскресив Его из мертвых478. Увидим, возлюбленные, как воскресение совершается во всякое время. День и ночь являют нам воскресение: ночь ложится спать - день встает; день уходит - наступает ночь. Возьмем также плоды: как и каким образом происходит посев? Вышел сеятель и бросил семена в землю479, и они, упав на землю сухими и непокрытыми, истлевают. Затем из нетления величие промысла Владыки воскрешает их, и из одного вырастает множество и дает плод480. Также рассмотрим необычайное знамение, бывающее в восточных странах, то есть в Аравии. Ибо там находится птица по имени «феникс»481. Будучи единственным отпрыском, она живет пятьсот лет. Приближаясь же ко времени смерти, она делает себе гнездо из ливана и смирны, а также разных других благовоний и по исполнении времени в него ложится и умирает. После этого из ее сгнивающей плоти рождается некий червь, который, питаясь соками умершего животного, со временем оперяется. Затем, когда вырастает большим, он берет гнездо с лежащими в нем костями его предка и с этою ношею перелетает из Аравийской земли в Египет, в город, называемый Гелиополь; и прилетая днем, на виду у всех кладет гнездо на алтарь солнца и улетает обратно. Тогда жрецы смотрят в свои летописи и обнаруживают, что он прилетал по исполнении пятисот лет. Так и мы, посчитаем ли великим и удивительным, если Создатель всего сотворит воскресение тем, кто в уповании благой веры482 достойно Ему послужил, раз Он и с помощью птицы открыл нам величие Своего обещания?!
Климент Римский, Первое послание к Коринфянам483.
Христос вышел к нам
Что это за притча? Сказано: ...вышел сеятель сеять. Откуда и как вышел Вездесущий и Всеисполняющий? Вышел не в смысле места, но в смысле отношения и попечения о нас, став ближе к нам через облечение в плоть. Поскольку не могли мы войти, так как прегрешения заграждали нам вход, то Он Сам вышел к нам.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея484.
4:4 Иное упало при дороге
Сеятель и почва
Подобно тому, как сеятель не разграничивает лежащую перед ним пашню, но разбрасывает семена попросту и без различения485, так и Он не отделяет бедного от богатого, мудрого от немудрого, легкомысленного от усердного, мужественного от трусливого, но говорит со всеми, исполняя Свою часть, хотя и знает заранее, что будет... Почему же, скажи мне, большая часть посева погибла? Не из-за сеятеля, но из-за принимающей почвы, то есть из-за не слышащей души... Рассказывает же эту притчу для упражнения и наставления учеников, чтобы те не падали духом, несмотря на то что погибающих более, нежели принимающих слово. Ведь и с Владыкой то же самое произошло, тем не менее Он, хотя, конечно же, знал, что так будет, не отступился от сеяния. Но какой же был смысл, спросят, сеять по терниям, на камнях, при дороге? Применительно к семенам и почве -никакого, а применительно к душам и учению это было очень даже похвально. Земледельцу справедливо поставили бы это в вину, если бы он так поступил, ибо камень не может стать почвой, дорога - перестать быть дорогой, а тернии - не быть терниями. Но с разумными существами не так. Ибо камень может измениться и стать плодородной землей; дорога -перестать быть местом топтания, доступным всем проходящим, и сделаться плодородною пашней; и тернии могут исчезнуть, так что семена получат большую свободу. Если бы то было невозможно, Он бы не сеял. Перемена, однако, произошла не со всеми, но это не из-за Сеятеля, а из-за тех, кто не желает меняться. Ибо Свою часть Он устроил.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея486.
4:6 Увяло и, как не имело корня, засохло
Дурные намерения
Хотя семена засыхают, это происходит не вследствие зноя, ведь Он не сказал, что они иссохли из-за зноя, но оттого, что не имели корня487. Хотя заглушается сказанное, но не из-за терний, а из-за тех, кто позволяет им прорасти. Ибо если захотеть, то можно помешать этой злой поросли, воспользовавшись богатством, как должно. Поэтому Он не сказал «век», но «забота века», и не «богатство», но «обольщение богатством»488. Так что не вещи станем обвинять, но превратное намерение.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея489.
Пути к погибели
Поразмысли-ка вот над чем: не один только есть путь погибели, но разные и отличающиеся друг от друга. Одни из них подобны дороге: пошлые, легкомысленные и беспечные; другие -скале: это те, кто только немощен.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея490.
4:7 Терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода
Символы богатства и мирской суеты
Третья гора, которая покрыта терниями и волчцами, знаменует верующих, из которых одни богаты, а другие погрязли в своих многочисленных делах, ибо волчцы означают богатых, а тернии - тех, кто предался множеству попечений. Последние не имеют общения с рабами Божьими, но блуждают от них в стороне, будучи теми, кого поглощают дела их491. Богатые же с трудом вступают в общение с рабами Божьими, опасаясь, как бы те у них чего-нибудь не попросили. Поэтому людям такого рода трудно войти в Царствие Божие492. Как трудно босиком ходить по волчцам, так же трудно им будет войти в Царствие Божие.
Герма, Пастырь493.
4:8 И принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто
Готовность принимать
Почему одно принесло сто, другое принесло шестьдесят, а еще одно - тридцать? Здесь тоже естественное различие почвы, ведь даже там, где земля добрая, в ней могут быть большие различия. Видишь, что виноват не земледелец и не семена, но принимающая их почва - не из-за природы, но из-за намерения?
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея494.
Пути славы
Заметь, что Христос называет три пагубных пути и такое же число путей славы. Ибо то из семян, что упало при дороге, было склевано птицами; то, что упало на каменистое место, вскоре засохло; а то, что упало в терние, было заглушено. На доброй же земле семена принесли плоды, как я сказал, трех видов: иное - сто, иное - шестьдесят, иное - тридцать. Как пишет премудрый Павел, каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе495. Оказывается, что славные деяния святых не все и не всегда имеют равную меру. Впрочем, нам следует усердствовать в лучшем и подниматься над худшим.
Кирилл Александрийский, Комментарии на Евангелие от Луки496.
4:10-20 ИИСУС РАЗЪЯСНЯЕТ ПРИТЧУ О СЕЯТЕЛЕ
10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.
11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
14 Сеятель слово сеет.
15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,
19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.
Обзор: Смысл притч постигается очами разума (Кирилл Александрийский); наглядность и образность помогают их пониманию, однако притчи нельзя толковать в отрыве от смысла Писания в целом (Иоанн Златоуст). Иисус говорил притчами и тайно, чтобы евангельская проповедь звучала открыто и явно (Августин Иппонский). Как Бог подает исцеление, откладывая последнее во времени, так Иисус преподносит Свое учение, облекая его в форму притч (Ориген). Будучи действенным и сильным, Божие Слово таинственным образом влечет людей к себе. Бог каждому дал семя истины и оросил его дождем, однако не все оказались в состоянии его вырастить (Климент Александрийский). Верующие призваны к тому, чтобы стать доброй почвой, что достижимо лишь при постоянных усилиях с их стороны (Августин Иппонский). Святой Дух освящает лишь те духовные посевы, которые были тщательно прополоты от страстей (Евагрий Понтийский). Жизнь в роскоши пронзает душу подобно острому тернию (Иоанн Златоуст). Чтобы противостоять врагу, стремящемуся похитить данное человеку семя, требуется постоянное наблюдение за собой и помощь божественной благодати (Ириней Лионский). Не имеющие духовного корня быстро отпадают во время разного рода испытаний, так как не берут в проводники Слово (Афанасий Александрийский).
4:10 Спросили Его о притче
Цель изъяснения притчами
Он говорит притчами... для того, чтобы сделать Свою речь более выразительной и более запоминающейся и чтобы при помощи образов внушить им определенные вещи. Так поступают и пророки.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея497.
Согласие части и целого
Если взять часть от грудной клетки, то и в части найдешь все то, из чего состоит живое существо: жилы, вены, кости, артерии, кровь, и, как говорится, образец всей смеси. Точно так же, применительно к Писаниям, можно увидеть, как в каждой части сказанного проявляется родство со всем целым.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея498.
4:11 А тем внешним все бывает в притчах
Преграда для легковесных
Быстрое исцеление может пойти не во благо исцеляемым, когда те из них, кто по своей вине попал в это тяжелое положение, легко избавляются от постигших их тягот. Ибо, пренебрегая постигшим их злом как легко исцелимым, они, не остерегаясь, чтобы во второй раз не впасть в него, вновь в нем оказываются. Для таких вечный Бог, Который знает все потаенное и «знает все прежде бытия его»499, по Своей доброте откладывает быстрейшую помощь и, так сказать, помогает не помогая, потому что это идет им на пользу. Потому естественно, что и в отношении внешних, о которых здесь идет речь... Господь устроил так, что они не смогли услышать ясно о вещах более глубоких, чтобы, быстро обратившись и излечившись через прощение, они не признали бы раны порока чересчур легкими и удобоизлечимыми и вскоре не впали бы в него снова.
Ориген, О началах500.
4:12 Своими глазами смотрят, и не видят
Явное и тайное
То, что Он, казалось бы, говорил тайно, некоторым образом не было тайным. Ибо Он говорил не для того, чтобы слушающие потом умолчали о сказанном, но чтобы повсюду было оно проповедано. Можно говорить одновременно явно и не явно, тайно и не тайно, как сказано: « ...они своими глазами смотрят, и не видят»501. Как же это: смотрят - значит явно, не тайно; но не видят - значит не явно, но тайно? Все, что они слышали, но не поняли, было таким, что обвинять Его не имели они оснований. Всякий раз, когда они спрашивали Его в надежде найти, в чем бы таком Его обвинить, Он отвечал им таким образом, что все их уловки проваливались и все козни расстраивались.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна502.
Очи разума
Притчи являются как бы образом вещей не видимых, но, скорее, умопостигаемых и духовных. Ибо то, чего невозможно увидеть телесными очами, притча показывает очам разума: посредством вещей чувственных и словно бы осязаемых она прекрасно отображает тонкость умопостигаемого. Поэтому посмотрим, какая мысль будет соткана для нас словом Спасителя.
Кирилл Александрийский, Комментарии на Евангелие от Луки503.
4:13 Не понимаете этой притчи?
Таинственная сила слова
В Евангелии рассказывается о том, как Спаситель наш говорил апостолам слово, которое было исполнено тайн. Да и пророчество о Нем говорит: ...отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира504. Ибо власть слова, которая была дарована нам, будучи мощной и сильной, всякого, кто принял и приобрел ее внутрь себя, влечет к себе неявным образом и прикровенно505.
Климент Александрийский, Строматы506.
4:14 Сеятель слово сеет
Сила дождя
Эллинское начальное образование вместе с самой философией пришло к людям от Бога, однако не в качестве предпосылки для всего, что за ними последует, но подобно тому, как дождь в равной степени проливается и на добрую землю, и на навозную кучу, и на строения. Точно так же произрастают трава и пшеница, а на могилах растет смоковница или какое-нибудь еще бесстыдное дерево: растения эти оказываются прообразом истинных учений, потому что вкусили той же самой силы дождя507. Те же, что высохли или были выполоты, не получили той же степени благодати по сравнению с теми, что выросли на плодородной почве. И вот здесь полезна будет притча о сеятеле, которую истолковал Спаситель. Ибо один только есть Земледелец человеческой земли, изначально от создания мира сеющий питательные семена и во всякое время проливающий дождем Свое господствующее слово... Некоторые благодаря сообразительности угадывают слово истины. Однако Авраам не делами оправдался, но верой508. Посему если не имеют веры, то нет им никакой пользы после кончины, даже если сейчас они деятельны.
Климент Александрийский, Строматы509.
4:15 Приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их
Прививаясь к слову Божьему
Враг рассеивает плевелы, пока люди спят. Потому Господь велел ученикам Своим быть бдительными.
С другой стороны, люди, которые бесплодны для праведности и будто терниями опутаны, если приложат старание, то, как бы привившись Божьему Слову, воспримут прежнее естество человека - то, которое есть образ и подобие Бога510.
Ириней Лионский, Против ересей511.
4:17 Когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются
Неверие посреди шторма
Мир этот для нас, братья мои, словно море, о котором сказано: Это - море великое и пространное... там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем512. В этом море мы плывем при ветрах и каждый по-своему решает, каким курсом. В гавань успешно входит тот, кому проводник - Слово; кораблекрушение терпит тот, над кем берет верх страсть наслаждений. Опасность - от бури; и как в море бывают штормы и волны, так и в мире нас поджидают многочисленные затруднения и опасности. Между тем люди неверующие, по словам Господа, не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Ищущие преходящего, они не вынесут многочисленных тягот.
Афанасий Александрийский, Праздничные послания513.
4:18 Посеянное в тернии
Очисти душу от терний
Позволь Духу Божьему обитать в себе, и Он, в Его любви, придет, и обитель у тебя сотворит, и будет обитать в тебе514. И ты увидишь Его, если сердце твое чисто, и Он посеет в тебе доброе семя размышления о Его делах и изумления Его величием. Это произойдет, если позаботишься выполоть из души поросль страстей вместе с терниями и волчцами плохих привычек515.
Евагрий Понтийский, Послания516.
4:19 Заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания,
входя в них, заглушают слово
Искушение богатством
Богатство имеет два противоположных недостатка: один - напрягающий и помрачающий, то есть заботу, а другой - делающий людей более изнеженными, а именно роскошь... И не удивляйся, что Он назвал роскошь тернием. Ибо, будучи опьянен страстью, ты не ведаешь, но здоровые знают, что она пронзает сильнее терния и что роскошь опустошает душу сильнее, чем забота, и доставляет душе и телу более тяжкие мучения. Ибо забота никого не поражает так, как это делает насыщение... Насыщение приводит к преждевременному старению, притупляет чувства, омрачает помыслы, повреждает остроту умственного зрения и делает все тело слабым.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея517.
4:20 Посеянное на доброй земле
Стань доброй почвой!
Вчера взывал я к дороге, взывал к скалам, взывал к терновым кустам. Я сказал: меняйтесь, пока есть возможность; вспашите плугом грубую почву, выбросьте камни с поля, вырвите с поля терновник! Не имейте грубого сердца - в нем быстро угаснет Божие Слово!518 Не будьте мягкой почвой - в ней корень любви непрочен! Заботами и стремлениями мира сего не погубите доброго семени, которое сеется в вас нашим трудом! Ведь сеет Господь, а мы - работники Его. Будьте доброй почвой!519
Августин Иппонский, Проповеди520.
4:21-25 НЕТ НИЧЕГО ТАЙНОГО, ЧТО НЕ СДЕЛАЛОСЬ БЫ ЯВНЫМ
21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?
22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.
23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
Обзор: Добрые дела невозможно укрыть при помощи скромности - они сами свидетельствуют о себе (Тертуллиан). Получив свечу мудрости, следует нести ее свет далее людям (Климент Александрийский).
4:21 Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать?
Свеча мудрости
Колодец, когда из него постоянно черпают, дает прозрачную воду; то, чего никто не потребляет, начинает портиться. Точно так же с железом: когда употребляют его в дело, оно сохраняется более чистым, в то время как неиспользование порождает на нем ржавчину. Одним словом, упражнение придает здоровое состояние и духу, и телу. Зажигая свечу, никто не ставит ее под сосуд, но на подсвечник521, чтобы она светила удостоенным одного и того же угощения. Ибо что пользы от мудрости, которая не делает мудрым способного воспринять ее?
Климент Александрийский, Строматы522.
4:22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным
Явление добрых дел
Что значит «Да воссияют дела ваши» ? Почему Господь называет нас «светом мира»? Отчего Он сравнил нас с «городом на вершине горы»?523 Не для того ли, чтобы сияли мы в темноте и возвышались среди упавших? Если светильник свой поставишь ты под сосуд524, то, когда окажешься в темноте, на тебя неизбежно наткнутся многие. Вот что делает нас светильниками миру - наши добрые дела. Добро же, истинное и полное, не любит темноты525. Оно любит быть на виду, оно ликует, когда его называют. Скромности христианина недостаточно просто быть: ей следует быть истинной и она должна быть заметна.
Тертуллиан, Об одежде женщин526.
4:26-29 ПРИТЧА О РАСТУЩЕМ СЕМЕНИ
26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
Обзор: Царство Божие возрастает неприметным образом (Амвросий Медиоланский). Растущий и зреющий колос символизирует человеческую добродетель (Григорий Великий). Фазы роста колоса подобны духовным фазам, через которые проходило человечество на протяжении истории спасения (Тертуллиан).
4:28а Сперва, зелень, потом колос
Сила земли
Пока ты спишь, человек, ты не ведаешь, что земля сама собою приносит плоды. Амвросий Медиоланский, Шестоднев527.
Возрастание праведности
Обрати внимание на то, как постепенно созревает плод в сотворенном Богом мире. Сначала зерно, затем из зерна пробивается росток, из ростка рождается побег. Потом побег покрывается ветвями и листвой и становится тем, что, собственно, и зовется деревом. Затем на нем набухает почка, из почки распускается цветок, а из цветка завязывается плод. Плод же - пока еще не готовый и бесформенный - постепенно, но неуклонно следуя линии своего развития, достигает нежности вкуса. Так и праведность (ведь тот же Бог у праведности, что и у творения): прежде была в зачатке, по природе своей страшась Бога. Посредством закона и пророков она затем вступила в пору детства, а вслед за этим через Евангелие перешла в юность. Теперь же через Утешителя она достигает зрелости528.
Тертуллиан, О покрывале девственниц529.
4:28б Потом полное зерно в колосе
Путь добродетели
«Произвести зелень», конечно, означает начать делать добро. Стебелек переходит в «колос», то есть, зародившись в душе, добродетель возрастает в делании добра. В колосе созревает «полное зерно»: добродетель укрепилась настолько, что становится постоянной и совершенной. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
Григорий Великий, Гомилии на пророка Иезекииля530.
4:30-34 «БЕЗ ПРИТЧИ НЕ ГОВОРИЛ ИМ»
30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
31 Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
33 И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать.
34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
Обзор: В Евангелиях таинство Царства выражено при помощи притч и уподоблений (Ориген). Острота Евангелия подобна остроте горчицы, очищающей телесные чувства. Выросшее горчичное дерево - Церковь Христова, предлагающая плоды Евангелия всему миру (Климент Александрийский). Дерево кафолической Церкви страдает о ветвях, отломившихся от ее ствола (Августин Иппонский). В подвиге пророков, апостолов и мучеников раскрывается благодатная природа Церкви, основанной на крестной смерти Христа - ее подлинного зерна (Амвросий Медиоланский, Петр Хризолог). Плоды этого зерна нужно взрастить в своей душе (Петр Хризолог). Апостольская проповедь несет в себе подлинное знание Божьего Сына и Его спасительной миссии в мире (Тертуллиан).
4:30 Чему уподо6им Царствие Божие?
Общее и частное
У Марка написано: ...чему уподобим Царствие Божие, или какою притчею изобразим его? - из чего явствует, что есть разница между уподоблением и притчей. Уподобление, похоже, относится к роду, притча - к виду. Или, что тоже возможно, уподобление, как наиболее общее, охватывает в качестве вида как притчу, так и одноименное с родовым понятием уподобление.
Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея531.
4:31 Оно - как зерно горчичное
Горчичное дерево слова
Слово, возвещающее о Царствии Небесном, резко и остро, будто горчица. Оно порождает желчь, то есть гнев, а жар, то есть гордость, рассекает, и от этого заново приобретаются истинное здоровье души и вечное благорастворение. Поросль же слова настолько разрослась, что родившееся из него дерево (а это утвержденная повсюду на земле Церковь Христова) собою наполнило все, так что на ветвях его свили себе гнезда птицы небесные, то есть Божьи ангелы и возвышенные души.
Климент Александрийский, Фрагменты532.
4:32 И пускает большие ветви
Благоухание мученичества
Зерно - вещь дешевая и простая: если его размолоть, изольет свою силу. Так и вера: поначалу с виду кажется простой, но если затопчут её ногами противники, то изольет свою благодатную силу, так что благоуханием её наполнятся как те, кто услышал, так и те, кто читает о ней. Зерно горчичное - наши мученики: Феликс, Набор и Виктор533. В них было благоуханье веры, хотя они жили в безвестности. Пришло гонение, и сложили оружие, склонили свои шеи, и под ударом меча до скончания мира утвердили благодать своего мученичества, дабы по справедливости говорилось: ...по всей земле прошел голос их534 Сам Господь есть зерно горчичное. Он был свободен от несправедливости, однако, подобно горчичному зерну, никем не замеченному, народ Его не познал535. Он предпочел быть растоптанным, чтобы могли мы сказать: Мы Христово благоухание Богу536.
Амвросий Медиоланский, Толкование на Евангелие от Луки537.
Отломившиеся ветви
Как матери кафолической Церкви быть с теми, кто воюет против нее - ведь они ее сыновья? Она -как огромное дерево, ветви которого простираются на весь мир; и вот в Африке отломился сучок538. Она же рождает их в муках, дабы к корню вернулись, без которого истинно жить не могут.
Августин Иппонский, Послания539.
Сад Христа
Это зерно горчичное в душе нашей так посеем, чтобы выросло в нас великое дерево разумения, чувства устремились бы к небу, по ветвям распространилось бы знание, и уста возгорелись острым вкусом плода; чтобы огонь его семени настолько воспылал в нашей груди, что очистил бы нас своим вкусом от всякой невежественной мерзости... Как Господь говорит, Царствие Божие подобно зерну горчичному. Христос есть Божие Царство. Подобно зерну горчичному, Он был посеян в саду чрева Девы и возрос в древо креста для всего мира. Пройдя ступу страстей, Он принес плод такого вкуса, что, прикоснувшись к Нему, все живое Ему уподобляется. В горчичном зерне, пока оно не тронуто, существует скрытая сила, но если его размолоть, она выступает со всей очевидностью. Так и Христос захотел пострадать телесно, ибо не захотел использовать силу... Более того, сделал Он все, чтобы Собою восстановить всех. Христос-человек принял зерно горчичное, то есть Царство Божие принял Христос-человек, а Христос-Бог имел его всегда. Он посеял его в Своем саду... Сад этот -плугом Евангелия возделанный мир. Обнесен он столбами учения, трудами апостолов очищен от всяческих сорняков; восхищает верующих насаждениями: лилиями девственности и розами мученичества, свежестью; и благоухает цветами вечности. Такое зерно горчичное Христос посеял в Своем саду, дав обещание Царства. Оно пустило корни у праотцов, взошло у пророков, выросло у апостолов и в Церкви превратилось в могучее дерево, простирающее бесчисленные ветви с дарами... Возьми крылья евангельского голубя - серебристые, как в пророчествах, облачись в перья, отражающие сияние божественного солнца, и взлети в золотом сиянии, дабы во множестве этих ветвей пребывать тебе вечно в покое, в столь безопасном пристанище, не боясь уже чьих-то силков, после полета, который стоит того!
Петр Хризолог, Собрание проповедей540.
4:34 Ученикам наедине изъяснял все
Об апостольском знании
Господь наш Иисус Христос... пока Сам был на земле, и народу, и ученикам Своим, из которых двенадцать избрал, предназначив им быть учителями народов, открыто отвечал на вопросы о том, Кто Он: Сын ли Он Божий, и в чем человек, а в чем Бог; наставник ли в вере, награды ли обещатель; что есть и что было; какую волю Отца исполняет, что поручает творить человеку... Кто же в здравом уме сможет поверить, что ученики Его, которых Он поставил учителями народов и с которыми вместе ходил, которых учил, с которыми жил вместе, которым лично разъяснял все неясное, которым говорил: Вам дат знать тайны Царства Небесного, а им не дано541, - чего-нибудь да не ведали?
Тертуллиан, О предписаниях (против) еретиков542.
4:35-41 ИИСУС УТИШАЕТ БУРЮ
35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.
36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.
37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.
38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.
40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?
41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?
Обзор: Находясь в лодке, Богочеловек и Творец Иисус повелевал как самой лодкой, так и морем, по которому она плыла (Ефрем Сирин, Пруденций). Эта власть - свидетельство Его единосущия с Отцом (Василий Кесарийский), в то время как Его сон во время плавания - сон Бога, Который дает отдых всем труждающимся и обремененным (Григорий Назианзин). Сон был также моментом испытания для учеников и был необходим для пробуждения в них веры и апостольского рвения (Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский). В усмирении бури исполнились слова пророков Наума и Аввакума, которые они произнесли о Христе (Тертуллиан). Чтобы безопасно пережить искушения и опасности, следует разбудить Христа в своем сердце (Августин Иппонский).
4:37 Волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою
Испытание апостолов
Сам Господь испытывал своих учеников, когда спал во время грозы, преклонившись на возглавие, ибо совершил чудо, способное устыдить даже нечестивых. Проснувшись, Он запретил морю и усмирил бурю, и тем самым с полной очевидностью доказал две вещи: во-первых, что буря на море была вызвана не столько ветром, сколько страхом перед Господом, пересекающим море543; а во-вторых, что усмиривший бурю Господь есть не тварь, но Творец.
Афанасий Александрийский, Праздничные послания544.
Попутчики Слова
Они разбудили Слово, плывущее с ними на лодке, и море тотчас улеглось, повинуясь своему Господину. Они же, будучи спасены, сделались проповедниками и учителями, рассказывая о чудесах, совершенных нашим Спасителем, и призывая нас следовать их примеру.
Афанасий Александрийский, Праздничные послания545.
4:38 Он спал на корме на возглавии
Сон Бога
Он утомлен546, но является упокоением для труждающихся и обремененных547. Он отягощен сном548; но парит над пучиной, запрещает ветрам, делает легким тонущего Петра549.
Григорий Назианзин, О Сыне (Слово 29)550.
Давая время их страху
Произойди это во время Его бодрствования, они или не испугались бы, или не стали бы звать на помощь, или не подумали бы, что Он может сказать нечто подобное551. Поэтому Он спит - чтобы дать время их страху, чтобы ощущение происходящего сделать в них более отчетливым. Ведь не одинаковую силу имеет то, что происходит с чужим телом и со своим собственным.
Кирилл Александрийский, Комментарии на Евангелие от Луки552.
4:39а И, встав, Он запретил ветру
Исполнение пророчеств
Когда Он усмиряет бушующие волны, сбываются слова пророка Аввакума: Увидев Тебя, ринулись воды553 . Когда же море успокаивается, то исполняются слова пророка Наума: Запретит Он морю, и оно высыхает554.
Тертуллиан, Против Маркиона555.
4:39б Умолкни, перестань
Власть Христа
Обрати также тщательное внимание на то, как Господь говорил. Когда Он учит нас об Отце, то и Сам употребляет выражения, полные власти и владычнего духа, говоря: ...хочу, очистись556; умолкни, перестань; а Я говорю вам557; дух немой и глухой! Я повелеваю тебе558, и тому подобные, чтобы из этих выражений познали мы своего Владыку и Творца... Всем этим доказывается истинное учение о том, что если Отец созидает через Сына, то это не является ни утверждением несовершенства силы Отца, ни признанием бессилия действия Сына, но утверждает единство их воли.
Василий Кесарийский, О Святом Духе559.
4:41а Кто же Сей
Божественная и человеческая природа Христа
Корабль нес Его человеческую сущность, величие же Его Божества несло и корабль, и все, что было на нем. Однако для того, чтобы показать, что Его Человечество тоже не нуждается в корабле - доски которого соединил и скрепил между собой плотник, Он, будучи Зиждителем всего творения, сделал твердыми воды и скрепил их, покорив под Свои ноги. Подобно тому, как Господь укрепил руки Симеона-священника, чтобы они могли держать Его в храме560, так Он впоследствии укрепил ноги Симона-апостола, чтобы они могли удержать его на воде561. Таким образом имя, которое носило Первородного в храме, сделалось именем, которое Первородный понес, будучи в море.
Ефрем Сирин, Проповедь о Господе нашем562.
4:41б И ветер и море повинуются Ему
Разбуди Христа!
Ты услышал брань - это ветер; ты разгневан - это теченье. Дует ветер, поднимаются волны, твой корабль в опасности, в опасности сердце твое, сердце дрожит. Услышав злословие, ты хочешь отплатить тем же. И вот, отплатив и сделав другому зло, сам потерпел кораблекрушение. Отчего так? Оттого, что Христос в тебе спит Что означает «Христос в тебе спит»? Что ты забыл Христа. Так что разбуди Христа, вспомни о Нем, и проснется к тебе Христос... Родилось искушение - это ветер; ты в смятении - это волны. Буди Христа, и Он станет с тобой говорить. Кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?563
Августин Иппонский, Проповеди564.
Создатель глубин
Сила деяний сама и чудеса говорят, что Он - Бог.
Взбешенные ветры, я вижу, стихают,
когда велит им Христос. Я вижу:
мятущихся вод круговерть замирает,
когда ей прикажет Христос. Я вижу, как волны твердеют,
пучина, борясь, держит поступь Его.
Сам по бегущим волнам выступает, подошвы сверкают,
в теченьи под шагом Его остаются следы.
Сам укрощает ветры, отдых давая порывам.
Кто другой в силах сказать аквилонам:
«Стихните, в ваши темницы возьмите широкое море», -
разве не Сам аквилонов Создатель?..
Кто по водам пройдет, кто в глубинах зеленых,
твердо шагая, с водой прикасаясь,
не погружая подошв и сухими ногами,
как не Создатель глубин, как не Дух,
излитый устами Отца над волнами,
парящий над ними в еще не замкнутых брегах.
Пруденций, Прославление565.