15:1-5 СУД У ПИЛАТА
1 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
2Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.
3 И первосвященники обвиняли Его во многом.
4 Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.
5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
Обзор: Молчание Иисуса есть свидетельство Его невиновности, подобно молчанию агнца, о котором говорится в пророчестве Исайи (Августин Иппонский). Оно есть Божий путь победы над неправдой (Ефрем Сирин), откровение о страшном суде (Киприан Карфагенский), воскресении и спасении (Григорий Назиазин). Ученикам Христа следует с терпением сносить притеснения и страдания, выпадающие на их долю (Киприан Карфагенский).
15:4 Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений
Пример терпения
Какое терпение проявляет Господь Иисус в том, что в то время, когда Им восхищаются на небесах, Он еще не отомщен на земле! Братья возлюбленные, о Его терпении станем помышлять в гонениях и страданиях наших. Его прихода станем ожидать в полном послушании и не будем спешить, подобно рабу нечестивому и бесстыдному, защищать себя перед Господом1751. Вместо этого устоим, претерпим и, бодрствуя всем сердцем и храня терпение, выполним заповеди Божий, дабы, когда придет день гнева и отмщения1752, не понести наказание с нечестивцами и грешниками, но удостоиться быть вместе с праведниками и боящимися Бога.
Киприан Карфагенский, О благе терпения1753.
Побеждающий Агнец
Иисус был как агнец безгласен1754, но Он есть Слово1755, возвещаемое гласом вопиющего в пустыне1756. Он был слаб и изранен1757, но ныне исцеляет всякую болезнь и всякую немощь1758. Он возводится на древо1759 и пригвождается1760, но возвращает к древу жизни1761.
Григорий Назианзин, О Сыне (Слово 29)1762.
15:5 Но Иисус и на это ничего не ответил.
Победа через молчание
Господь стал защитником истины и предстал перед Пилатом в молчании, от имени истины, которая была угнетена1763. Другие одерживают победу, защищая себя, но Наш Господь одержал победу молчанием, потому что воздаяние божественным молчанием за Его смерть было победой истинного учения. Он говорил, чтобы учить, но хранил молчание на суде. Он не молчал, когда нужно было возвысить нас, но не боролся с теми, кто старался Его возмутить. Слова клеветников, подобно венцу на главе Его, были источником искупления. Он хранил молчание, но Его молчание заставляло их кричать еще громче, и это озлобление делало Его венец еще прекраснее.
Ефрем Сирин, Толкование на Диатессарон Татиана1764.
Предел молчания
Иисус молчал в день страдания, но Он не будет молчать в день отмщения. Он есть Бог наш, но не всем явленный, а только верным и верующим, Который во второе пришествие откроет себя и молчать не будет. И хотя прежде Он пришел скрытно, в уничижении, теперь Он явится в силе1765.
Киприан Карфагенский, О благе терпения1766.
Исполнение пророчества
Молчание Господа нашего Иисуса Христа не было однократным. От разных евангелистов мы знаем, что Он молчал при первосвященниках, при Ироде, к которому, согласно рассказу Луки, послал Его Пилат, и при самом Пилате1767. Всякий раз, когда Он не отвечал спрашивающим Его, было не напрасным предшествующее пророчество: Как агнец пред стригущим его безгласен1768. И хотя Он обычно отвечал спрашивающим Его, здесь Он не захотел отвечать. Образ агнца указывает, что молчание Его предполагает невинность, а не вину. Во время суда Он, подобно агнцу, не открывал уста Свои не потому, что связан был Своими грехами, но потому, что смиренно приносил Себя в жертву за грехи других.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1769.
15:6-15 ВЫНЕСЕНИЕ ПРИГОВОРА
6 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.
7 Тогда был в узах [некто], по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.
8 И народ начал кричать и просить [Пилата] о том, что он всегда делал для них.
9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.
11 Но первосвященники возбудили народ [просить], чтобы отпустил им лучше Варавву.
12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?
13 Они опять закричали: распни Его.
14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.
15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Обзор: Разбойник получает прощение, в то время как Тот, Кто прощение подает, оказывается осужден (Августин Иппонский); бичуется Тот, Кто дает силы связывать демонов (Киприан Карфагенский); и дочь Сиона воздает злом своему небесному Жениху (Ефрем Сирин). Все это происходит, несмотря на попытки Пилата оправдать Иисуса (Августин Иппонский).
15:13 Распни Его
Кто распял Иисуса?
Чтобы кто-нибудь не перенес сознание этого преступления с иудеев на воинов, в Евангелии сказано: Был час третий, и распяли Его. Внимательный исследователь обнаружит, что распяли Его те, кто в третий час кричал: Распни Его. То, что сделали воины, было совершено в час шестой.
Августин Иппонский, О согласии евангелистов1770.
15:14 Какое же зло сделал Он?
Иисус и Пилат
Марк, отличающийся краткостью изложения, хотел лишь упомянуть желание и попытки Пилата спасти жизнь Господа. Когда он говорит: Они опять закричали: распни Его, то показывает, что они уже раньше кричали это. Когда же они просили отпустить им Варавву, Марк добавил: Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Вот так он кратко выразил то, что длилось долго1771.
Августин Иппонский, О согласии евангелистов1772.
15:15а Отпустил им Варавву
Осуждение Невинного
Разбойник ускользнул - Христос обвинен1773. Прощение получил преступник - обвинен Тот, Кто освободил верующих от всех преступлений. Но и сам крест, если вдумаешься, был судилищем...
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1774.
15:15б Иисуса, бив1775
Воздаяние за муки
Тот, Чьим именем Его же рабы теперь бичуют дьявола и его ангелов, Сам был подвергнут бичеванию1776. Терниями коронован Тот, Кто коронует мучеников цветами вечности1777.
Киприан Карфагенский, О благе терпения1778.
15:15 Предал на распятие
Дочь и Сын
Дочь Сиона... на множество добра ответила Ему злом: Отец омыл ее от кровей, но она осквернила Его Сына плевком1779. Отец облек ее в виссон и пурпур, но она одела Его Сына в одежды бесчестья1780. Иисус возложил на ее главу венец славы, она же сплела Ему терновый венец1781. Он питал ее туком и медом, она же дала Ему горечь1782. Он давал ей чистое вино, а она поднесла Ему уксус на губке1783. И Того, Кто ввел ее в города, она выгнала в пустыню. И Того, Кто обул в сандалии ее ноги, она погнала босым на Голгофу1784. И пронзила копьем ребра Того, Кто препоясал ее чресла сапфирами1785. Когда она поносила рабов Его и убивала пророков, то была уведена в плен вавилонский1786; когда истекло время ее наказания, Он вернул ее1787.
Ефрем Сирин, Толкование на Диатессарон Татиана1788.
Осужден с разбойниками
Он не был отделен от разбойников, но с разбойниками был осужден. О Нем сказано: И к злодеям причтен был?1789.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1790.
15:16-20 БИЧЕВАНИЕ И ОСМЕЯНИЕ ИИСУСА
16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,
17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
Обзор: Хотя и через унижение, Иисус получает от воинов знаки Своей подлинной царской власти (Кирилл Иерусалимский); Сам же Он раздает верующим символы исцеления и спасения и являет Собой пример совершенного терпения (Киприан Карфагенский).
15:17 И одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него
Воздаяние за насилие
Его избивали ладонями по лицу, а Он раздает победителям истинные пальмовые ветви1791. С Него содрали одежду земную, а Он одевает других в одежды бессмертия1792.
Киприан Карфагенский, О благе терпения1793.
Издевательствам вопреки
Когда Иисуса облачали в багряницу1794, то, пусть и издеваясь, поступали пророчески, ибо Он был Царь. Хотя они и делали это в насмешку, но все-таки делали, и багряница стала символом царского достоинства. И пусть венец был из терниев, но это - венец, и возлагали его воины1795.
Кирилл Иерусалимский, Гомилия на притчу о расслабленном1796.
15:19 Плевали на Него
Плевки глумления и плевок исцеления
И в самый час страдания и креста, прежде чем дело дошло до пролития крови и жестокого убийства, как покорно Иисус выслушивал злые поношения, как смиренно терпел унижения и насмешки! Он принимал плевки глумящихся людей1797 - Он, Кто совсем недавно Своей слюной вернул зрение слепому1798.
Киприан Карфагенский, О благе терпения1799.
15:20 Повели Его, чтобы распять Его
О терпении Христа
Его, давшего хлеб небесный, кормят желчью1800. Ему, давшему нам чашу спасения, дают испить уксус1801. Невинный, праведный - нет, сами Невинность и Праведность причисляются к злодеям, а Истина попирается лжесвидетельствами1802. Судят Того, Кто будет судить. Слово Божие, безмолвное ведут на распятие. И когда у креста Господня звезды приходят в смятение, то рассеиваются камни, ночь затмевает день1803, а солнце скрывает лучи и глаза свои1804, дабы не видеть преступления иудеев. Он не говорит, и не движется, и не являет величия Своего даже во время страдания. До самого конца Христос стойко переносит все, чтобы явилось в Нем полное и совершенное терпение.
Киприан Карфагенский, О благе терпения1805.
15:21-32 РАСПЯТИЕ
21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.
22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.
23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.
24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять.
25 Был час третий, и распяли Его.
26 И была надпись вины. Его: Царь Иудейский.
27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его.
28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.
29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!
30 спаси Себя Самого и сойди со креста.
31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.
Обзор: Казнь на кресте считается одним из самых позорных видов наказаний (Евсевий Кесарийский). Чтобы ускорить ее, убийцы Спасителя возлагают крест на Симона Киринеянина (Евангелие от Никодима, Иоанн Златоуст). На кресте умирает Сам Божий Сын (Анонимный автор). Ему, превратившему воду в вино, предлагают испить особенно горький напиток (Кирилл Иерусалимский, Григорий Назианзин, Августин Иппонский), который Он, несмотря на жажду, не принял (Пруденций), и в этом - указание для христиан воздерживаться от принятия лжеучений (Августин Иппонский). Так исполняются древние пророчества о распятом Мессии (Кирилл Иерусалимский) и сам крест становится орудием спасения людей (Иоанн Дамаскин, Августин Иппонский). Приняв этот дар, нужно помнить о необходимости достойно его возвращать (Августин Иппонский), тем более что крестные страдания литургически вспоминаются каждый день во время совершения службы «часов» (Апостольские постановления), хронология которых не вызывает сомнений (Августин Иппонский). Разная судьба разбойников предуказывает разную судьбу людей на страшном суде (Августин Иппонский). Благоразумный разбойник нашел в себе силы покаяться, несмотря на то что поначалу хулил Господа (Иоанн Златоуст).
15:21 Заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с ноля, нести крест Его
Спешка убийц
Из-за множества перенесенных ударов и тяжести креста Иисус не мог идти; иудеи же стремились распять Его как можно скорее. Поэтому они, сняв с Него крест, возложили его на некоего прохожего по имени Симон, у которого были два сына, Александр и Руф1806; он же был из города Кирены. Итак, они дали нести крест ему, но не из жалости к Иисусу и не из желания избавить Его от тяжести креста, но, как сказано, из стремления убить Его как можно скорее.
Евангелие от Никодима1807.
Несение креста
Когда они вышли из претории, крест нес Христос, а когда прошли вперед, Симон взял у Него крест и потащил.
Иоанн Златоуст, О расслабленном, спущенном через крышу1808.
15:22 На место Голгофу, что значит: Лобное место.
Ночь посреди дня
Сам Божий Сын, уже слабея телом, в одежды облачен, удары принимает. Оплеван лик Его, венок терновый на голове. Он к древу пригвожден. Желчь с уксусом дают Ему от жажды. Одежды делят и бросают жребий; всяк тащит, что украл. Во мраке Бог испускает дух из тела -во тьме напуган день, сбежало солнце. День дважды был: в средине - ночь, как сажа.
Анонимный автор, Гимны против Маркиона1809.
15:23а Вино со смирною
Желчь для питья
Какую желчь они поднесли к устам Его? Сказано, что дали Ему вина со смирною1810. Смирна же желчи подобна и горька. Этим вы воздаете Господу?1811 Такие-то дары, виноградник, ты приносишь своему Господину?
Кирил Иерусалимский, Огласительные слова для просвещаемых1812.
Вкус горечи
Его поят уксусом1813, кормят желчью1814. Кого? Превратившего воду в вино1815, разрушителя горечи1816, нашу сладость и всецелое вожделение1817.
Григорий Назианзин, О Сыне (Слово 29)1818.
Горькая смесь
Желчь упоминается, конечно, из-за горечи, но и вино, смешанное со смирной1819, отличается особой горечью, хотя может быть, что они дали Иисусу вино, смешанное и с желчью, и со смирной. Когда Марк говорит, что Он не принял, то это означает, что Он не стал пить, но все же пробовал.
Августин Иппонский, О согласии евангелистов1820.
15:23б Но Он не принял
Пример Церкви
Остерегайтесь и принимайте слова противников так, чтобы выплюнуть их, не проглатывая и не переваривая. Поступайте, как Господь поступил, когда Ему подали горький напиток: Он попробовал и выплюнул1821. Так и вы: слушайте и отбрасывайте.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1822.
Отвержение чаши
Так в час креста, жаждой томимый, напиток предложенный отвергая, Христос его пробовать не желает И продлевает жажду.
Пруденций, О венце1823.
15:24 Распявшие Его
Образ смерти Иисуса
Что позорнее и хуже всякого поношения, чем быть распятым? До сих пор у всех людей, еще не воспринявших в Него веру, Иисус считается «поношением человеков»1824.
Евсевий Кесарийский, Доказательство в пользу Евангелия1825.
Что произошло на кресте?
Всякое деяние и чудотворение Христа величественно, божественно и дивно, но удивительнее всего честной Его крест. Ибо ничто иное не низвергло смерть, не уничтожило прародительский грех, не повергло ад, не даровало воскресение, не дало силу презирать настоящее и даже самую смерть, не возвратило к первоначальному блаженству, не открыло врата рая, не посадило нашу природу одесную Бога, не сделало нас чадами Божьими и наследниками, как крест Господа нашего Иисуса Христа... Ибо все это достигнуто чрез крест... Он - печать, чтобы не коснулся нас истребляющий, как говорит Писание1826. Он - восстание падших, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, обращающихся руководство, преуспевающих совершенствование, души и тела спасение, отгнание всяких зол, всех благ податель, греха истребление, растение воскресения, древо жизни вечной.
Иоанн Дамаскин, Изложение веры1827.
15:25а Был час третий
Литургия часов
Возносите молитвы утром, и в час третий, и в час шестой, и в час девятый, и вечером, и перед рассветом. Утром благодарите за то, что дал нам свет Господь, наводящий ночь и возводящий день. В третий час молитесь потому, что в это время Пилатом Ему был вынесен приговор. В шестой час, потому что в этот час Он был распят. В девятый же час, потому что вселенная содрогнулась при виде крестной казни Господа, ужаснувшись дерзости нечестивых иудеев и не имея силы вынести надругательства над Господом1828.
Апостольские постановления1829.
Третий час или шестой?
Некоторые могут запутаться при чтении божественных книг, поскольку один евангелист говорит, что Господь был распят в шестой час1830, а другой, что в третий. Если не поймем, что это означает, то запутаемся. Сказано, что в начале шестого часа Пилат сидел на судном месте. На самом же деле, когда Господь был поднят на древе, был час шестой... Значит, Его убили уже тогда, когда кричали: Распни Его. Чиновники от власти распяли Его в час шестой, отступники от Закона кричали: Распни Его, в час третий; руками - в час шестой, языком - в час третий. Более повинны обезумевшие и кричавшие, нежели те, кто подчинялся служебной обязанности.
Августин Иппонский, Толкование Псалмов1831.
15:25б И распяли Его
Господь умер добровольно
Тот, Кто мог бы не умирать, если бы не захотел, без сомнения, умер потому, что захотел, явив пример начальствам и властям и уверенно восторжествовав над ними в Себе Самом. Своей Смертью Он воистину принес за нас самую истинную жертву, через которую всякие прегрешения, за которые мы были подчинены начальствам и властям, очистил, уничтожил, угасил. Воскресением Своим Он призвал нас в жизнь новую, призванных оправдал, оправданных прославил1832.
Августин Иппонский, О Троице1833.
15:26 Царь Иудейский
Царь Славы
Прежде чем сот пчелиных попробовал после желчи и прежде чем Царем Славы на небесах был встречен, о Нем на кресте написали: Царь Иудейский1834. Если по этой причине ты обязан Ему жизнью своей, возвращай Ему, если можешь, то, что Он отдал за тебя. Или не венчай себя цветами, если не можешь шипами1835.
Тертуллиан, О венце1836.
15:27а С Ним распяли двух разбойников
Разница между разбойниками
О разбойниках, которые были распяты вместе с Ним, сказано: И к злодеям причтен1837. До распятия было два злодея, но один уже не был таковым, а другой остался злодеем до конца, не уступая спасению. И хотя руками он был пригвожден ко кресту, языком продолжал язвить Господа через хулу.
Кирилл Иерусалимский, Огласительные слова для просвещаемых1838.
15:27б Одного по правую, а другого по левую сторону Его
Указание на грядущий суд
Вот Судия среди них: один разбойник поверил и освобожден, другой глумился и осужден1839. Тогда Он показал, что будет делать с живыми и мертвыми: одних ставить по правую руку, других - по левую1840. Так и разбойники: один указывает на тех, кто будет по левую, другой -по правую руку. Его судили, а Он показывал суд.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1841.
15:29 Проходящие злословили Его
Исполнение пророчества
Иудеи, проходя мимо, качали головами, насмехаясь над Распятым, исполняя написанное: Увидев меня, кивают головами1842.
Кирилл Иерусалимский, Огласительные слова для просвещаемых1843.
15:31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти
Обезображенный Спаситель
Вот таким Он явился на кресте: коронованным терновым венком, обезображенным и непривлекательным - будто сила Его оставила, будто и не Сын Божий. Таким Его увидели слепые1844.
Августин Иппонский, Проповеди1845.
15:32 И распятые с Ним поносили Его
Покаявшийся разбойник
О разбойниках один евангелист говорит, что Его бранили оба1846, а другой - что один из них удерживал обвиняющего1847. Но и это не противоречиво. Почему? Потому что и тут произошло как то, так и другое. Вначале оба злословили. После же того, как свершились знамения -затряслась земля, расселись скалы и скрылось солнце, - один из них передумал и стал разумнее, и признал Распятого, и исповедал Его Царство.
Иоанн Златоуст, О расслабленном, спущенном через крышу1848.
15:33-41 СМЕРТЬ НА КРЕСТЕ
33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и [продолжалась] до часа девятого.
34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.
36А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.
37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.
39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
40 Были [тут] и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
Обзор: Шестой час подтверждает приговор, вынесенный толпой в третьем часу (Августин Иппонский), в то время как последующая тьма подтверждает ее духовную слепоту (Евсевий Кесарийский). Напротив, присутствующие при распятии женщины (Августин Иппонский) есть образ всех тех, кто Господу служит и кого Господь принимает (Иоанн Златоуст). Когда Иисус произносит слова Псалма 21, Он делает это как человек (Амвросий Медиоланский). Подобно людям, Он испытывает страх и богооставленность, но и, исполняя пророчества, открывает путь к преображению человека (Августин Иппонский). Сам момент смерти свидетельствует о силе, а не о бессилии Христа (Августин Иппонский, Григорий Назианзин). Существует несколько толкований событий, проишедших после смерти Иисуса (Ефрем Сирин), однако главное в них то, что совершилось чудо спасения всех людей (Григорий Назианзин). В распятом Спасителе сокрыта особая красота (Августин Иппонский).
15:33а В шестом же часу
Шестой час подтвердил приговор третьего
Разве не может утверждение евангелиста Марка, что был час третий, и распяли Его, означать, что в час третий Господь был распят языками иудеев1849, а в час шестой - руками воинов?1850 Чтобы понять его, вспомним, что пятый час уже миновал, а в начале шестого Пилат занял место суда. Иоанн же говорит, что это был час шестой. Когда Иисуса пригвоздили к древу с двумя разбойниками и когда у креста происходило все, о чем рассказывается, час шестой завершился. Согласно трем евангелистам: Матфею, Марку и Луке, - с шестого до девятого часа затмилось солнце и настала тьма1851.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1852.
15:33б Настала, тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого
Помрачение сознания
Посмотри, разве евангелист не показывает здесь явственнейшим образом день страданий Спасителя нашего, в который исполнились слова: Не станет света1853, когда говорит, что от шестого часа тьма была по всей земле до часа девятого?..1854 По смыслу это пророчество исполнилось также в общем виде применительно к иудейскому племени, потому что после их дерзновения против Христа, когда разум их помрачился, так что просвещение евангельское не воссияло в сердцах их, а любовь к Богу охладела, настали тьма, и лед, и холод. Напротив, к вечеру1855 взошла заря Христова знания, так что сидевшие некогда во тьме и сени смертной увидели великий свет1856.
Евсевий Кесарийский, Доказательство в пользу Евангелия1857.
15:34 Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Обращение к Псалму
По-человечески Он сомневается, по-человечески смятен. Не смятена Его сила, не смятено Его Божество, но «душа смятена», смятена в силу принятой Им человеческой тленности. Приняв душу, Он принял и страдания души, но по Своему Божеству Он не мог ни испытывать смятения, ни умереть. Бог ли говорит: Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?1858 Нет, человек говорит и оглашает мой страх. Оказавшись в опасностях, мы думаем, будто Бог оставляет нас. Как человек Он испытывает смятение; как человек Он плачет; как человек Он идет на распятие.
Амвросий Медиоланский, Пять книг о вере1859.
Господь говорит словами Давида
Голосом нашей слабости, которую Господь взял на Себя, говорится в Псалме: Боже мой! Боже мой! внемли мне; для чего Ты оставил меня?1860 Молящийся, Он оставлен в том, что не был услышан. Этот голос взял Себе Иисус; то есть голос тела Его, то есть Церкви Его, которая ветхого человека преобразует в человека нового. То есть голос человеческой немощи, которой надлежало оставить блага Ветхого Завета и научиться желать и надеяться на новозаветные блага. Из благ Ветхого Завета человек особенно желает наибольшего продления земной жизни, ибо вечно жить все равно не может. Все знают, что день смерти настанет, и все, или почти все, пытаются отодвинуть его, даже те, кто верит, что после смерти будет более счастлив. Такова сила сладкого союза плоти и души1861.
Августин Иппонский, Послания1862.
Голос человеческой немощи
В Его высочайшем сострадании к человеку и в принятии облика раба человек Христос и Бог Христос дает нам возможность научиться тому, что в этой жизни достойно презрения и на что возможно надеяться в жизни иной. Во время самого страдания, когда враги Его торжествовали победу, Он взял голос немощи нашей1863, в которой был распят наш ветхий человек и разрушено тело греха, сказав: Боже Мой! для чего Ты оставил меня?..1864 Так начинается двадцать первый псалом, говорящий о Его страдании и об откровении благодати, которую Он явил для воскрешения и освобождения верующих.
Августин Иппонский, Послания1865.
15:36 А один побежал, наполнил губку уксусом
Исполнение пророчества
Слушайте, дабы испытать себя. Среди всех пророчеств о Нем сказано и такое: И доли мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом1866. Как это было, узнаем из Евангелия. Сначала дали желчь; Он принял, попробовал и выплюнул. Затем, на кресте, дабы исполнились все пророчества, Он сказал: Жажду1867. Они взяли губку, наполненную уксусом, наложили на трость и протянули Висящему. Он принял, сказав: Свершилось1868. Что значит Свершилось? ~ Исполнилось все, что было предсказано о Моем страдании; что же Мне тут теперь делать?
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1869.
15:37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух
Знак не бессилия, но силы
Разве эти разбойники, распятые рядом с Ним, испустили дух, когда захотели? Их держали оковы плоти, творцами которой они не были. Будучи пробиты гвоздями, они долго мучились на кресте, поскольку не распоряжались своей немощью1870. Господь же, когда восхотел, воплотился в чреве Девы; когда захотел, сошел к людям; сколько хотел, жил среди людей; когда захотел, расстался с плотью. В этом - сила, а не необходимость.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1871.
Власть умереть
И ушел Он Своею властью, ибо пришел не по необходимости. Потому некоторые больше дивились Его власти умереть, нежели власти творить чудеса.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1872.
15:38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу
Различные толкования
Завеса в Храме разорвалась, и это было для того, чтобы показать, что Господь взял царство от них и отдал другим, которые будут приносить плоды1873. Другое толкование: по аналогии с разорвавшимся занавесом и Храм будет разрушен, так как Дух вышел из него. Подобно тому как первосвященник притворно разорвал свои одежды1874, Дух разорвал занавес, обличив дерзкую гордость иудеев посредством действия Своего над рукотворной вещью. Поскольку этим первосвященник разорвал свое священство и отбросил его от себя прочь, то Дух разорвал занавес надвое1875. Или иначе: в то время как деньги, которые Иуда бросил в храме1876, были отвергнуты и розданы, Господь отверг и разорвал занавес входа, через который проходил Иуда. Или это было за то, что они разделили одежды Его1877, потому и Он разделил занавес надвое. Ибо, даже когда сердцевина скалы раскололась надвое1878, собственное их сердце не раскаялось.
Ефрем Сирин, Толкование на Диатессарон Татиана1879.
Животворящая Смерть
Он отдает душу, но имеет власть опять принять ее1880; раздирается завеса, ибо показуется вышнее; расседаются камни, воскресают мертвые1881.
Григорий Назианзин, О Сыне (Слово 29)1882.
15:39 Истинно Человек Сей был Сын Божий
Капли крови, обновляющие мир
Много чудес совершилось в ту пору: Бог распинаемый, солнце помрачаемое и снова разгорающееся (ибо и твари надлежало сострадать Творцу), завеса раздираемая, кровь и вода, истекающие из ребер. Одно как у человека, другое - сверхчеловеческое: сотрясающаяся земля; камни, расседающиеся на скале; мертвецы, восстающие для удостоверения последнего и всеобщего воскресения. Знамения при погребении, знамения после погребения, которые кто воспоет по достоинству? Однако ничто не сравнится с чудом моего спасения: немногие капли крови, претворяющие весь мир, которые стали для всех людей словно закваска для молока, собирая и связуя нас воедино.
Григорий Назианзин, На святую Пасху (Слово 45)1883.
15:40 Были тут и женщины, которые смотрели издали
Красота Распятого
Вглядитесь в красоту высшего Возлюбленного вашего1884, рассудите о Равном Отцу и о Том, Кто явился от Матери, царит на небесах и служит рабом на земле, Кто творит все и рожден посреди всего! Взгляните, как красиво все то, что осмеивают в Нем гордецы! Очами души взгляните на раны Висящего, на рубцы Восстающего, на кровь Умирающего, на плату Верящего, на выкуп Искупающего!1885 Об этом помышляйте, это полагайте на весы любви, и всю любовь, которую вы берегли для брака, отдавайте Ему!
Августин Иппонский, О святом девстве1886.
Где стояли женщины?
Каким образом понимать, что одна и та же Мария Магдалина стояла поодаль с другими женщинами, как сообщают Матфей и Лука1887, и была у креста, как говорит Иоанн?1888 Значит, они находились на таком расстоянии, что можно было сказать «у креста», поскольку они были перед Его глазами, но и «поодаль», если сравнивать с толпой, окружавшей Его, где были и сотник, и воины. Можно понимать это и так, что бывшие с Матерью Господа женщины, когда Он передал ее ученику1889, начали отступать под натиском толпы, а происходившее затем наблюдали, удаляясь. Евангелисты, которые уже после смерти Господа рассказывали о женщинах, могли сказать, что они находились поодаль.
Августин Иппонский, О согласии евангелистов1890.
15:40б Мария, мать Иакова меньшего
О каком Иакове идет речь?
Кто говорит, что брат Господа не апостол, а третий Иаков? Ведь и Павел именует его апостолом: Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня1891. А евангелист Марк называет его не третьим, а вторым: Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия. Обычно разница между большим и меньшим предполагает не троих, а двоих: меньший Иаков зовется Алфеев, в отличие от большего, который зовется сыном Зеведея1892.
Беда Достопочтенный, Изложение Деяний апостолов1893.
15:41 Женщины, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим
О помощи женщин
По какой причине Его кормили женщины (сказано, что за Ним следовали женщины, которые прислуживали Ему)? Для того, чтобы с самого начала научить нас, что Господь готов принять тех, кто творит добро. Разве не мог Павел, который своими руками зарабатывал далее на нужды других, прожить, ничего ни у кого не беря? Но ты видишь, как он и берет, и просит. И послушай, зачем: я ищу, говорит он, не даяния, но плода, умножающегося в пользу вашу1894.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Титу1895.
15:42-47 ПОГРЕБЕНИЕ ИИСУСА
42 И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть [день] перед субботою, -
43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
Обзор: Распятие, смерть и воскресение Христа есть новая Пасха (Григорий Назианзин). Три дня включают в себя вторую часть первого дня, второй день целиком и начало третьего дня (Августин Иппонский, Игнатий Антиохийский). Похоронив Иисуса, Иосиф Аримафейский проявил мужество и любовь к своему Учителю (Иоанн Златоуст). Скромное погребение Господа есть осуждение пышных похорон богатых (Беда Достопочтенный). В Его смерти было много чудесного и необычного для людей (Августин Иппонский), но более всего удивительно то, как Он, будучи телом во гробе, сошел проповедовать мертвым во ад (Афанасий Александрийский).
15:42 День перед субботою
Заклание Агнца
Вчера заколался агнец, и помазывались косяки, и Египет оплакивал первенцев, и губитель прошел мимо нас1896, и жертвенный нож внушает страх и почтение, и мы оградились честною кровью. Сегодня мы окончательно покинули Египет, и жестокого гонителя фараона, и тяжких надсмотрщиков и освободились от глины и делания кирпичей1897. Никто не помешает нам праздновать Господу Богу нашему праздник Исхода, и праздновать не со старой закваской злобы и лукавства, но с опресноками искренности и истины...1898 Вчера я распинался вместе с Христом, сегодня прославляюсь с Ним. Вчера вместе с Ним я умертвлялся, сегодня оживотворяюсь с Ним. Вчера я погребался со Христом, сегодня воскресаю вместе с Ним.
Григорий Назианзин, На святую Пасху и промедление1899.
Три дня
Писание свидетельствует, что это были не полные три дня: от первого дня сосчитана вторая половина; от третьего дня - первая; средний, то есть второй день, - совершенно полностью, то есть двадцать четыре часа, двенадцать ночью и двенадцать днем. Распят Он сначала голосами иудеев в третий час шестого дня, перед субботой; на самом кресте поднят в час шестой, и дух испустил в час девятый1900.
Августин Иппонский, О Троице1901.
15:43 Иосиф из Аримафеи... осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова
Последовательность событий
В шестой час Он был распят, в девятый испустил дух, до захода солнца был погребен. На протяжении субботы Он остается во гробе, где положил Его Иосиф Аримафейский1902.
Игнатий Антиохийский, Послания1903.
Смелость Иосифа
Это был тот Иосиф, который раньше скрывался, а теперь, после смерти Христовой, проявил большую смелость. Ведь он был не безызвестен и не из незаметных, но один из совета и весьма знатен. Отсюда особенно можно уяснить его мужество1904. Ведь он выдал себя на смерть, навлекая всеобщую вражду своей преданностью Иисусу: тем, что и тело попросить осмелился, и не отступился, пока не добился своего. К тому же он не только получил тело Иисуса, не только богато похоронил, но и положил его в собственной новой гробнице, чем проявил свою любовь и мужество1905.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея1906.
15:44 Пилат... призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
Необычная смерть
Как говорит Евангелие, присутствовавшие у креста очень удивились, когда Он, возопив громким голосом, который был образом нашего греха, сразу же испустил дух. Распятые на кресте умирали долгой мучительной смертью, поэтому разбойникам были перебиты голени, чтобы они умерли и были сняты со креста до субботы1907. Удивительно то, что Он был обнаружен уже умершим. Мы читаем, что и Пилат удивился, когда у него попросили тело Господа для погребения.
Августин Иппонский, О Троице1908.
15:46а Сняв Его, обвил плащаницею
Скромное погребение
Скромное погребение Господа есть осуждение суетности богатых, которые и в могилах не могут обойтись без богатств... Отсюда происходит церковный обычай, по которому жертва на алтаре приносится не на шелке или на цветастой ткани, но на льняной, подобно тому как тело Господа было погребено в чистом холсте1909.
Беда Достопочтенный, Изложение Евангелия от Марка1910.
15:46б И положил Его во гробе, который был высечен в скале
Тело Иисуса и сошествие во ад
Неразумное утверждают те, кто говорит, будто Слово превратилось в кость и плоть. Если бы было так, то не нужна была бы гробница, потому что тело само собою сошло бы на проповедь бывшим в аду духам. А ныне Слово сошло проповедовать, тело же сохранил на Голгофе Иосиф, обвив его плащаницей1911. И всякому стало ясно, что Слово не было телом, но что тело принадлежало Слову.
Афанасий Александрийский, Послание к Эпиктету1912.