|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

8:1-10 НАСЫЩЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ТЫСЯЧ

1 В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им:

2 жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.

3 Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.

4 Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?

5 И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.

6 Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.

7 Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.

8 И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.

9 Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.

10 И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.


 

Обзор: Изъяснение Писания подобно умножению хлебов Спасителем (Августин Иппонский, Иероним Стридонский). Повествования евангелистов об одном и том же событии могут отличаться в разных рукописях (Августин Иппонский).

 

8:6 Взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим

Причастие хлебу Писания

Разъясняя вам Священное Писание, я как бы преломляю для вас хлеб. Вы же, как испытывающие голод, принимайте его и воспевайте пищу сердцем хвалящим873. Обогатившись на пиршестве, не будьте скудными в делах добрых. Что я раздаю вам - не мое. Что вы вкушаете, вкушаю и я. Вы этим хлебом живы, жив им и я.

Августин Иппонский, Проповеди874.

 

8:8а И ели, и насытились

Молитва

Даруй, Господи, тем, кто любит меня, чтоб и я, и они обрели там, в раю, хотя бы последние остатки благодати твоей!

Ефрем Сирин, Гимны о рае875.

 

8:8б И набрали оставшихся кусков семь корзин

Ничего не пропало

Будьте правдивы и помните о корзинах: даже малые куски не пропали. А поскольку вы принадлежите Церкви, то и они вам на пользу.

Августин Иппонский, Проповеди876.

 

8:9 Евших же было около четырех тысяч

В чем разница между 4000 и 5000?877

От меньшего числа остается меньше, от большего остается больше. Вот эти четыре тысячи людей по количеству меньше, чем пять, а по вере больше их. А кто по вере больше, тот больше и съедает; кто же больше съедает, после себя оставляет меньше. Желательно, чтобы и мы могли в большем количестве съедать сытных хлебов Писания, дабы для нас меньше оставалось непознанного.

Иероним Стридонский, Трактат на Евангелие от Марка878.

 

8:10 Прибыл в пределы Далмануфские

Разные названия

Марк придерживается той же последовательности событий после чуда с семью хлебами, что и Матфей, однако Матфей вместо названия местности Далмануфа, встречающегося в некоторых рукописях, говорит о пределах Магдалинских. За обоими названиями, без сомнения, стоит одно и то же место. Однако большинство рукописей, включая Евангелие от Марка, не упоминают ни о какой другой местности, кроме как о пределах Магдалинских879.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов880.

 

8:11-21 «ФАРИСЕЙСКАЯ ЗАКВАСКА»

11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.

12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

13 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.

14 При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.

15 А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.

16 И рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.

17 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? еще ли не понимаете и не разумеете? еще ли окаменено у вас сердце?

18 имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?

19 когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.

20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь.

21 И сказал им: как же не разумеете?


 

Обзор: Знамения даются в особых обстоятельствах; друзья в них не нуждаются. Умножение хлебов поразило людей более всех других чудес. Иисус упрекает учеников, колеблющихся в вере и после увиденных ими чудес (Иоанн Златоуст).

 

8:12 Для чего род сей требует знамения?

 

Кто нуждается в знамениях?

Какого же знака просили они с неба: остановки солнца? обуздания луны? низведения грома? перемены воздуха или еще что-нибудь в этом же роде? ...Если они говорили о знамениях, что были при фараоне881, то в те времена требовалось избавиться от врага, так что знамения имели место по понятной причине. Тот же, кто пришел к друзьям, не испытывает нужды в подобных знамениях.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея882.

 

8:13 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону

Поспешный уход

Ни одно из знамений не побудило людей следовать за Ним так, как чудо о хлебах, причем они хотели не только идти за Ним, но и сделать Его царем883. Поэтому, чтобы избежать подозрения в мятеже, Он после совершения этого чуда удаляется. И чтобы за ним не последовали, удаляется не пешим ходом, а на лодке.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея884.

 

8:15 Берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой

Происки фарисеев

Фарисеи искали Его не для того, чтобы в Него уверовать, но чтобы Его схватить.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея885.

 

8:21 И сказал им: как же не разумеете?

Сильный упрек

Видишь, как сильно Он рассердился? Ведь в других местах мы не встречаем, чтобы Он так резко осекал их. Почему же Он это делает? Чтобы еще раз изгнать их предвзятость в том, что касается пищи886... ибо не всегда уместна благожелательность. Как до этого Он давал им свободу говорить, так теперь Он их осекает... Потому и приводится здесь как число накормленных, так и количество остатков, чтобы напомнить им о прошлом и одновременно сделать более внимательными к предстоящему.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея887.

 

8:22-26 ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОГО В ВИФСАИДЕ

21 И сказал им: как же не разумеете?

22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?

24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.


 

Обзор: Исцеление слепого в Вифсаиде - образ духовного прозрения через веру в Иисуса (Иероним Стридонский) и прообраз таинства крещения (Амвросий Медиоланский). Хотя слепой принадлежит иудейскому народу, после исцеления он посылается прочь от старого дома, то есть закона, в дом Авраама, отца всех верующих (Иероним Стридонский).

 

8:22а Приходит в Вифсаиду

Величие Вифсаиды

Итак, пришли они в Вифсаиду - селение Андрея и Петра, Иакова и Иоанна. Вифсаида означает «дом охотников», и из этого самого дома во всю вселенную были посланы охотники и рыболовы. Поразмыслите, о чем идет речь! История очевидна, и буквальный смысл ясен; следует искать смысл духовный. В том, что Он пришел в Вифсаиду, что в этом месте был слепой, что Он ушел оттуда - что здесь великого? Великое в том, что Он совершил; и, если бы сегодня не происходило то, что однажды сделано было, мы не спешили бы назвать это великим.

Иероним Стридонский, Трактат на Евангелие от Марка888.

 

8:22б Приводят к Нему слепого

Слепота Израиля

Смотрите внимательно и замечайте, что говорится. В доме апостолов -слепой: в том же самом месте, где апостолы родились, - слепота. Разумеете, что я говорю? Слепой, бывший в доме апостолов, - это народ иудейский.

Иероним Стридонский, Трактат на Евангелие от Марка889.

 

8:23 Плюнув ему на глаза

Образ крещения

Тебе тоже досталась Его слюна, то есть скромность, мудрость, сознание своей бренности... Ты пришел, ты омылся, ты подошел к алтарю, ты начал видеть то, чего не видел прежде. Это значит, что через источник Господа и через пророчество страданий Господних открылись тогда глаза твои. Ты, который до того казался слепым сердцем, начал видеть свет таинств!

Амвросий Медиоланский, О таинствах890.

 

8:25 Потом опять возложил руки на глаза ему

Рука Бога

Рука Божья для всех глаз -

свет яснейший.

И возложил Он руки ему на глаза,

и тот прозрел.

И был исцелен, чтобы ясно

видеть все вещи.

Чтобы видеть, повторяю, все то, что

различаем мы: видеть тайны Троицы,

видеть все таинства Евангелия.

Видеть отчетливо.

На случай, если найдутся те, кто

видит, но видит неясно, Он ныне

говорит, чтобы те видели ясно.

Иероним Стридонский, Трактат на Евангелие от Марка891.

 

8:26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение

Духовное истолкование

Разве дом его не в Вифсаиде? Посмотрите, что сказано. Если мы поймем это место буквально, то в Вифсаиде этого произойти не могло. Если слепого находят в Вифсаиде, уводят его в место, где он затем получает исцеление, и оттуда уже посылают домой, то, следовательно, он должен был вернуться в Вифсаиду. Однако если он возвращается в Вифсаиду, то почему было сказано: Не заходи в селение! - Видишь теперь, что понимать это следует в духовном смысле? Слепой выводится из дома иудеев, из селения иудеев, из буквы иудеев, из иудейских традиций. Тот, кто не мог быть исцелен законом, исцеляется благодатью Евангелия. Когда ему говорится, чтобы возвращался домой, это означает не тот дом, из которого он вышел, но тот, в котором до него был Авраам. А поскольку Авраам - отец всех верующих892, то «увидел Авраам день Мой, и возрадовался»893.

Иероним Стридонский, Трактат на Евангелие от Марка894.

 

8:27-30 В КЕСАРИИ ФИЛИППОВОЙ: ПЕТР ИСПОВЕДУЕТ ИИСУСА ХРИСТОМ

27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков.

29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.

30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.


 

Обзор: Иисус - Бог и человек: Его человечество проявляется в уничижении, а Божество - во славе (Беда Достопочтенный).

 

8:27 За кого почитают Меня люди?

Сын Бога - Сын человека

Нужно заметить, что Сам Господь Себя называет Сыном Человеческим895, в то время как Нафанаил называет Его Сыном Божиим896. Подобное находим и у других евангелистов. Они рассказывают, как Сам Господь спрашивает у учеников, за кого принимают люди Сына Человеческого. Петр ответил: Ты - Христос, Сын Бога Живаго897. И это различение произведено согласно домостроительству, чтобы показать, что, хотя у Посредника898 нашего Господа и Бога одна и та же природа899 - и как у Бога, и как у человека - Богочеловек, принявший на Себя человечность, соединяет ее - уже как человек - с силой вечного Божества в Себе. Первый показывает Свое уничижение, второй - величие.

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия900.

 

8:29 Ты Христос

Мессия, Помазанник, Христос

Еврейское слово «мессия» по-гречески означает «христос», а на латинский язык переводится словом «помазанник»901. Отсюда и греческая «хризма», передаваемая по-латински как «помазание»902. Господа называют Христом, или Помазанником, потому что, как говорит Петр, Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса903. Отсюда и восхваление псалмопевца: Помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих904. Соучастниками Он зовет нас, ибо мы для снискания благодати Святого Духа через крещение и через помазание видимое становимся помазанниками и по имени Христа именуем себя христианами905.

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия906.

 

8:31-38 КРЕСТ ХРИСТОВ И «СВОЙ КРЕСТ»

31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

32 И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.

33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.


 

Обзор: Строгость заповедей Иисуса смягчается Его любовью (Августин Иппонский). Себялюбие губит людей, а подчинение Богу спасает (Цезарий Арльский). Следование Господу есть крестоношение, и даже тело имеет образ креста (Тертуллиан, Августин Иппонский). Лжехристиане - скверна внутри Церкви; подлинные ученики Господа терпеливы с врагами, противостоят греху, подражают смирению и любви Спасителя. Они любят Бога больше мира, которого Он Создатель (Цезарий Арльский). Ненависть к себе ради Бога есть борьба с тем, что препятствует Духу (Августин Иппонский). Сын Божий родился, был распят, воскрес - это нелепо и невозможно, если не верить, что Он и Бог, и человек. Избегающий страданий за веру не верит обетованию Спасителя (Тертуллиан). Не может быть со Христом в будущем тот, кто стыдится Его в настоящем (Киприан Карфагенский) . Христос есть Бог и человек, в Котором нераздельно соединены две природы (Кирилл Александрийский).

 

8:34а Отвертись себя

Строги ли Его заповеди?

Суровым и тяжким кажется то, что Господь повелел: Кто хочет идти за Мною, отвертись себя907! Однако заповедь Его не сурова и не тяжела, ибо Он Сам помогает ее исполнить... Если что-то в заповедях и строго, то смягчает эту строгость любовь908.

Августин Иппонский, Проповеди909.

 

О первом падении

Подобно тому, как человек губится любовью к себе, самоотрицанием он обретает себя. Любовь к себе была первым падением человека: если бы он тогда не возлюбил себя превратным образом, и вместо этого поставил бы Бога выше себя, и решил бы быть в подчинении у Бога, то не отверг бы он Бога и не поступил бы по своей собственной воле910.

Цезарий Арльский, Проповеди911.

 

8:34б Возьми крест свой

Крест тела

Если хочешь быть учеником Господа, то нужно тебе следовать за Господом, взяв крест свой912, то есть все тяготы и страдания, или же само тело твое, которое по форме крестообразно.

Тертуллиан, Об идолопоклонстве913.

 

Гонения от недругов и лжебратий

Что значит: «Пусть возьмет свой крест»? - Пусть несет тяготы и так будет следовать за Мной. И как начнет следовать нравам Моим и наставлениям, то появится у него много противников, много препятствующих и много не просто насмешников, но даже гонителей. И это будут не только язычники, что вне Церкви, но и те, кто, находясь внутри Ее, совершают дела порочные, ставя себя вне Ее. Такие люди хвалятся именем христиан, однако сами постоянно преследуют добропорядочных христиан914. В организме Церкви они то же самое, что скверные жидкости внутри тела915. Ты же, если хочешь идти за Христом, не медли, неси крест Его: со злыми будь терпелив и не падай. Да не соблазнит тебя лживое счастье злых людей. Христа ради ты должен все презреть, дабы тебе заслужено стать Его соучастником.

Цезарий Арльский, Проповеди916.

 

Наставление о кресте

Последуй скорее этому наставлению, мой драгоценный друг917: возьми крест свой и следуй за Господом918. Когда обратил я внимание на то, что домашние заботы отвлекают тебя от занятий божественным, то понял, что скорее крест твой несет и направляет тебя, нежели ты несешь его. Господь, повелевающий нам нести крест наш, дабы беспрепятственно следовать за Ним, разве не смертность плоти нашей крестом обозначает? Это она распинает нас, доколе смерть не поглотит ее победно919. Значит, сам крест этот должен быть распят и пронзен гвоздями страха Божьего; иначе другой крест, сопротивляющийся распущенным и свободным членам нашего тела, мы не сможем нести. Следовать Господу можно только неся крест; как же ты будешь следовать за Ним, если ты не Христов?

Августин Иппонский, Послания920.

 

8:35 Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия

Как понимать эти слова?

Повеление потерять свою душу не означает, что каждый из нас должен умертвить себя - это было бы неискупимым преступлением. Тем не менее оно требует от нас умертвить в душе то плотское, чем услаждается наша текущая жизнь в ущерб жизни будущей. Вот что значит «возненавидеть душу свою и потерять ее». Ценность этого проясняется, когда Господь открыто говорит нам о плодах обретения души: Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную921.

Августин Иппонский, Послания922.

 

8:34в И следуй за Мною

Первый шаг

Куда же нам следовать за Ним, как ни туда, куда Он ушел? Ведь мы знаем, что Он воскрес и взошел на небо; туда нам и нужно следовать за Ним923.

Ясно, что не стоит отчаиваться, ибо так Он Сам обещал; ведь сам человек этого никак не может... А кто желает идти за Христом, тот пусть прислушается к словам апостола: «Если кто говорит, что пребывает во Христе, то он должен ходить, как ходил Христос924». Хочешь ли следовать за Христом? Тогда будь смиренным, каким Он был, и не презирай Его смирения, если хочешь дойти до Его величия. Тернистой стала дорога, когда человек согрешил, однако она выровнялась, когда по ней Своим воскресением прошел Христос, превратив теснейшую стезю в царственный путь. По этому пути ступают двумя ногами, то есть смирением и любовью. Всех влечет вершина, но смирение - первый шаг. Что ты идешь непомерным шагом? Ты хочешь упасть, а не взойти! Начни с первого шага, то есть со смирения, и ты уже совершил восхождение.

Цезарий Арльский, Проповеди925.

 

8:36 Какая польза человеку, если он приобретет весь мир

Незнание истинных благ

Не совершающие добрых дел даже не знают, что им на пользу. А раз так, то, не ведая настоящих благ, они неспособны также правильно молиться Богу об их получении. А получив, ни дара не чувствуют, ни насладиться не умеют по достоинству тем, чего не знают... Причина же незнания - в неучености.

Климент Александрийский, Строматы926.

 

Мир сей и век будущий

Это сказано о мире сем и веке будущем - двух извечных противниках. Первый уговаривает нас на прелюбодеяние и растление, на сребролюбие и обман, второй же от них отрекается. По этой самой причине мы не можем быть друзьями обоих, но следует нам, отрекшись от первого, вступить в общение со вторым. Полагаю, что лучше нам будет возненавидеть здешнее, поскольку оно незначительно, недолговечно и тленно, возлюбить же тамошнее, то есть нетленные блага.

Климент Римский, Второе послание к Коринфянам927.

 

Любовь к миру и любовь к Богу

Мир достоин любви, но более достоин ее Тот, Кто создал мир. Красив мир, но более красив Тот, Кем мир создан. Ослепителен мир, но гораздо милее Тот, Кто его создал. Потому, братья возлюбленные, давайте пытаться, насколько возможно, не заболеть любовью к миру, чтобы не возлюбить нам творение больше Творца928. Ведь Бог для того дал нам все земное, чтобы мы всем сердцем и всею душою возлюбили Его929. Всякий же раз, когда мы начинаем любить дары Божий более Самого Бога, мы вызываем гнев Божий на нас. Вы и сами знаете, что среди людей случается так: некто подарит избраннику какую-либо вещь, а тот начинает пренебрегать тем, кто ее подарил, любя одну только вещь. Дарителя он уже не только не считает своим другом, но и начинает смотреть на него как на врага. Из этого познаём, что Бог любит тех, кто жизнь вечную любит более, нежели земные блага.

Цезарий Арльский, Проповеди930.

 

8:38а Кто постыдится Меня и Моих слов

Антиномии веры

Я спасен, если не постыжусь Господа моего. «Кто, - говорил Он, - Меня постыдится, того и Я постыжусь»931. Впрочем, я не нахожу причин для смущения, которые являли бы через мой презренный стыд бесстыдство и счастье глупца. Распят Сын Божий -не стыдно, ибо достойно стыда932. И умер Сын Божий - в это можно поверить, потому что нелепо933. И воскрес, погребенный, - это верно, потому что невозможно. Но как же все это могло в действительности произойти с Ним, если бы Сам Он не был настоящим, если бы Он воистину не имел в Себе то, что распиналось, умирало, погребалось и воскресало, - то есть плоти, пропитанной кровью, держащейся на костях, пронизанной нервами, оплетенной венами?

Тертуллиан, О плоти Христа934.

 

Перед лицом страданий

Если я избегаю страданий, то сомневаюсь в вере. «Блаженны изгнанные за имя Мое»935, следовательно, несчастны те, кто бегает от страданий. Претерпевший же до конца спасется936. Как же я, когда ты просишь меня бежать, стану «претерпевшим до конца»?

Тертуллиан, О бегстве во время гонений937.

 

О малодушных

Сам Господь говорит: Кто постыдится Меня... того постыдится и Сын Человеческий. А христианин ли тот, кто себя таковым считает, но христианином быть стыдится или испытывает боязнь? Как может быть со Христом тот, кто приблизиться ко Христу стыдится или же опасается?

Киприан Карфагенский, О падших938.

 

8:38б Когда приидет в славе Отца Своего

Страдание и слава Богочеловека Христа

Поскольку Он стал человеком, соделав Себе плоть от Святой Девы, то мы, следуя смыслу домостроительства, утверждаем, что Тот, Кто стоял превыше страдания как Бог, пострадал собственной плотью по Своему человечеству. Ибо если, будучи Богом, Он стал человеком, однако никоим образом не отдалился от бытия в качестве Бога; если Он стал частью творения, но, тем не менее, остался превыше творения; если, будучи Законодателем как Бог, Он сделался подзаконным939, однако по-прежнему остался Законодателем и, будучи Владыкой по Божеству, принял образ раба940, но Владычнее достоинство сохранил неутраченным; если, будучи Единородным, Он стал первенцем среди многих братьев941 и по-прежнему есть Единородный, - то что удивительного, если Он, пострадав плотью по человечеству, по Божеству и после этого мыслится бесстрастным? Вот и всемудрый Павел говорит, что Слово, бывшее в образе Бога и Отца и в равенстве с Ним, то же Слово стало послушным даже до смерти, и смерти крестной942.

Кирилл Александрийский, Послания943.

 

Равночестный Отцу

Сын не делит славу с Отцом, но имеет всю славу Отца, как и Отец имеет всю славу Сына944.

Григорий Нисский, Опровержение исповедания Евномия945.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|