|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

3:1-6 ИИСУС ИСЦЕЛЯЕТ СУХОРУКОГО В СУББОТУ

1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.


 

Обзор: Противники Христа были ослеплены своей неприязнью к Нему, исцеление сухорукого их не интересовало; Иисус делает все, чтобы смягчить их ожесточенные сердца (Иоанн Златоуст). Моисеев закон тоже поощрял совершение добрых дел в день покоя, в особенности когда это касалось спасения чьей-либо жизни. Иисус исцеляет сухорукого без прикосновения и лекарств, чтобы убедить ревнителей субботнего правила (Афанасий Александрийский). Хотя и не всякий гнев праведен, гнев Иисуса был оправдан (Августин Иппонский). Будучи воплощенным Богом, Христос обладал как человеческим телом, так и человеческой душой. Он испытывал чувства и эмоции, свойственные людям в соответствующих обстоятельствах (Августин Иппонский). Чтобы получить благодатный дар, не следует опускать руки. Бог не заинтересован ни в человеческой ленности, ни в гордыни (Иоанн Златоуст).

 

3:2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его

Сухость сердца

В иудейской синагоге был человек, имевший сухую руку. Он был сух рукою, но присутствующие здесь были сухи разумением, поскольку не видели, Кто стоит перед ними, и не подозревали о том, что Он может сотворить перед ними чудо. Спаситель же, прежде чем действовать, вразумляет их словом. Зная лукавство их помыслов и глубину их косности, Он сначала увещает их. Желая обуздать буйство их мыслей, Он спрашивает: Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Душу спасти или погубить? Спроси Он их, можно ли работать в субботу, тотчас получил бы ответ: Ты говоришь против закона! Однако Он сказал им то, чего и закон желает, ибо Тот, Кто позаботился о субботних установлениях, позаботился также о душе живой. Ведь если бы субботним днем провалился кто-нибудь в яму, то позволялось вытащить его оттуда, причем не только человека, но также и вола, и осла346. Закон, таким образом, разрешает все то, что может служить ко спасению, ведь и пищу в субботу иудеи принимали. Он спросил их, «должно ли добро делать»347, не для того, чтобы обнаружилось противоречие в их словах, но ради согласия. Но они не сказали «Да», потому что не имели доброго произволения.

Афанасий Александрийский, Гомилия о сеянии348.

 

3:4 Должно ли в субботу добро делать, или зло делать?

Сыны противления

Посмотри на милосердие Владыки: Он поставил сухорукого посередине349, чтобы смягчить их видом его несчастья и чтобы, сломленные этим видом, они отбросили прочь лукавство, устыдились этого человека и прекратили вести себя подобно животным. Однако эти неукротимые человеконенавистники предпочитают скорее навредить славе Христовой, нежели увидеть сухорукого спасенным. Со всех сторон они выказывают свое лукавство и пытаются воспротивиться Христу настолько рьяно, что препятствуют Ему оказывать благодеяния другим.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея350.

 

3:5а И, воззрев на них с гневом

Праведный гнев

Если волнение, а также состояния, которые возникают из любви к добру и почтения к святости, называть пороками, тогда придется допустить, что настоящие пороки являются добродетелями. Однако, если следовать здравому смыслу, кто осмелится назвать болезнями и порочными страстями такие состояния, когда они к месту? Ведь Сам Господь, Который счел достойным жить человеческой жизнью в образе раба351, не имея на Себе никакого греха, позволял Себе подобные состояния, когда это было уместно. Вполне естественно, что Он, обладая истинно человеческим телом и истинно человеческой душой, знал и истинно человеческие чувства. Евангелие не ошибается, когда говорит о чувствах Христа: что Он омрачается жестокосердием иудеев, радуется за тех, кто поверил352, плачет при воскрешении Лазаря353, жаждет вкусить Пасху со Своими учениками354; что душа Его печалится, когда приближается страдание355.

Августин Иппонский, О граде Божием356.

 

3:5б Скорбя об ожесточении сердец их

Человеческие чувства Спасителя

Достоверно то, что Господь имел плоть. Однако чувства, которые могут возникать только в душе, указывают еще и на то, что Он имел душу. Об этих чувствах рассказывают евангелисты: Иисус удивляется357, гневается358, печалится359, радуется360 и испытывает множество других состояний. Они же рассказывают о состояниях, которые свойственны одновременно и душе, и телу: Иисус испытывает голод361, спит362, устает в пути363 и т.п.

Августин Иппонский, О различных вопросах364.

 

3:5в Протяни руку твою

В сотворчестве с Богом

Прошу, чтобы вы не возлагали все на Бога, сами же при этом дремали, а также чтобы, предпринимая усилия, вы не полагали, будто добьетесь всего собственными трудами. Ведь Бог не желает, чтобы мы сидели без дела, поэтому и не совершает всего Сам. С другой стороны, Он не все отдает нам, для того чтобы мы не сделались гордецами365.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея366.

 

3:5г И стала рука его здорова, как другая

Протяни бедным руку помощи

Должно ли в Субботу добро делать, или зло делать? Душу спасти, или погубить? Но они молчали. Тогда, скорбя об ожесточении их сердец, Он говорит тому человеку: «Видящие да узрят! Те, кто отказывается слушать, пусть поступают так, как хотят поступать! Жестокие сердцем да обратятся в камень! Протяни теперь свою правую руку. Встань, и более не проси!.. Не проси за свою немощь, но обретя свою руку здоровой и, наконец, исцелившись, протяни ее нищему. Встань и выступи на средину367. Соделайся зрелищем для тех, кто смотрит: в тебе, наконец, совершается спор о субботе. Выступи на середину, чтобы также хромые, укрепившись коленями, встали... Выступи на середину и произнеси реченное иудеям о том, возможно такое или нет». Затем говорит ему: Протяни руку твою368. Не касаюсь ее, чтобы не дать повода к обвинению иудеям, дабы не сочли прикосновение некой работой -говорю это словом! Не сказал Бог: «Не произноси слов в субботу». Если же слово становится неким деянием, да изумятся сказавшему их... Протяни руку твою. Как сказал, так и сделал, и сухая рука стала здорова. Сухость же разумения иудеев неизлечима: «Но вышедши, рассуждали, что бы сделать им с Иисусом»369. И ты рассуждаешь, что делать? Поклонись Ему как Богу, поклонись Чудотворцу. Поклонись Ему и как человеку, сотворившему то, что превыше человеческих сил. Не прикладывал Он пластырей, не увлажнял их растворами, не приносил бесконечных лекарств, но стоял посреди всех так, чтобы все могли видеть происходящее. Ничего из творимого Им не было сокрыто, чтобы никто не сказал: «Он принес лечебные травы и приложил пластырь».

Афанасий Александрийский, Гомилия о сеянии370.

 

3:7-12 ЛЮДИ СЛЕДУЮТ ЗА ИИСУСОМ В ПОИСКАХ ИСЦЕЛЕНИЯ

7 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,

8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.

9 И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.

10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.

11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.

12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.


 

Обзор: В отсутствие веры прикосновение ко Спасителю остается обычным физическим контактом, как в случае с Его гонителями. Когда бесы исповедуют Иисуса Божьим Сыном, их слова рождены не любовью, а страхом; они не влекут за собой прощения и усыновления (Августин Иппонский).

 

3:10 Бросались к Нему, чтобы коснуться Его

Прикасайся верою!

Что значит прикоснуться, как ни поверить? Верою касаемся Христа, и лучше, рукой не касаясь, коснуться верою, нежели касаться рукой, но без веры. Не великим делом было коснуться Христа: и иудеи коснулись, когда схватили Его, когда связали Его, когда распяли Его. Прикоснулись, но через свое дурное прикосновение Его потеряли. Прикасайся верою, Церковь кафолическая, верою прикасайся!

Августин Иппонский, Проповеди371.

 

3:11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий

Любовь против страха

Ты - Христос, Сын Бога Живаго372, - говорит Петр. «Знаем, Кто Ты; Ты -Сын Божий», - говорили демоны373. Слышу одинаковое признание, но не нахожу равной любви: в первом признании - любовь, во втором - страх. Там, где любовь, - они сыновья; там, где страх, - они не сыны. Любящих сделал Он божьими; тех, кто боялся, уличил в том, что они не от Бога.

Августин Иппонский, Толкование Псалмов374.

 

Связь веры и любви

Апостол дал определение веры: вера не в обрезании и не в крайней плоти, но совершается через любовь375. Это, конечно, вера христиан, а не демонов. Ведь демоны тоже верят и трепещут376, но вот любят ли? Если бы не верили, не могли бы сказать: «Ты - Святый Божий» или «Ты - Сын Божий»377. Однако, если бы любили, не стали бы говорить: Что Тебе до нас?378

Августин Иппонский, Послания379.

 

3:13-19 ИИСУС ПРИЗЫВАЕТ ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ

13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.

14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,

15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;

16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр,

17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»,

18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита

19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.


 

Обзор: Смена имен в Евангелиях - продолжение ветхозаветной истории спасения, которая разворачивается как история пришествия Сына (Иоанн Златоуст). Имя «сыны грома» указывает на громогласный характер евангельской проповеди, завещанной ученикам, и на божественное (небесное) происхождение Евангелия (Евсевий Кесарийский, Василий Кесарийский), хотя сам гром имеет вполне объяснимую физическую природу (Василий Кесарийский). Помимо пророческого напоминания о прежних событиях (Иоанн Златоуст) новое имя - знак духовной перемены, произошедшей с человеком (Беда Достопочтенный, Ориген), один только Бог остается неизмененным по Своей сущности (Ориген). Евангелисты Марк и Лука Предпочитали использовать имя «Левий», чтобы не напоминать Матфею о его прежней судьбе (Беда Достопочтенный).

 

3:16 Поставил Симона, нарекши ему имя Петр

Смена имени

Имя представляет собой обобщенное название, выражающее собственное качество именуемого... Изменилось качество Аврама - и он назван был Авраамом380, Симона - он стал именоваться Петром381, Савла, что гнал Иисуса, -и он был наречен Павлом382. Что касается Бога, Который Сам неизменен и всегда тождественен Себе, то у Него есть как бы одно постоянно применяемое к Нему имя - «Сущий», как об этом сказано в Исходе383 или в других похожих местах.

Ориген, О молитве384.

 

3:17 «Сыны Громовы»

Небесная природа евангельской проповеди

Под громом здесь подразумевается евангельская проповедь. Ибо как громовой глас представляет собой небесный вопль, сила которого превосходит любой звук, издаваемый людьми, так и евангельская проповедь, тоже будучи по природе небесной, содержит в себе нечеловеческую мощь. Ведь не от человеческого намерения она происходит, но силою Бога наполняет весь мир.

Евсевий Кесарийский, Комментарии на Псалмы385.

 

Физический гром и гром Евангелия

Гром образуется, когда сухой и сильный ветер, заключенный в полостях облака и с напряжением вращающийся в этих облачных пустотах, ищет прохода наружу. Находящиеся под сильным давлением облака сопротивляются этому и, в результате трения о них ветра, производят такой резкий звук. Однако всякий раз, когда, подобно надутым водяным пузырям, они более не могут противостоять наполняющему их ветру и уже с трудом удерживают его в себе, то начинают совершать громовые удары, будучи с силой разрываемы и пропуская ветер к выходу вовне. Это же обычно производит и молнию. Таким образом Сам Господь, сущий на водах386, творит великие громовые удары и посредством нежного естества воздуха производит такой чрезвычайный шум387. Применительно к церковной жизни для нас громом возможно назвать также передачу людям догматов, которая посредством евангельского громогласия производится в душах уже совершенных, после принятия ими крещения. Ибо то, что Евангелие представляет из себя некое подобие грома, доказывают также и переименованные Господом ученики, которым Он публично присвоил имя «сыны грома».

Василий Кесарийский, Гомилии на Псалмы388.

 

Имя как память о Боге

Бывших с Иаковом Он назвал «сынами грома». Почему Он так сделал? Чтобы показать, что Он есть Тот, Кто дал Ветхий Завет и Кто в нем менял имена: Аврама назвал Авраамом389, Сару - Саррой390, Иакова - Израилем391. Существовало также такое обыкновение во времена Ветхого Завета: давать людям имена в знак того, что с ними произошло, как это делала Лия392. Было же это не просто так, но чтобы ношение имени служило напоминанием о Божьем благодеянии и чтобы пророчество имен внушало слышащим их постоянную память.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Иоанна393.

 

3:18 [Поставил]... Матфея

Об имени «Матфей»

Не следует оставлять без внимания тот факт, что у Матфея было два имени: его также называли Левием, т.е. именем, которое содержит в себе свидетельство об особенной благодати, которая ему была дана. Это имя переводится как «причисленный» или «избранный», что означает, что он избран был Богом и причислен к апостолам. Этим именем его предпочитали называть Марк и Лука, чтобы не слишком напоминать своему товарищу по трудам евангельским о его прежней жизни394. Потому и при составлении списка двенадцати апостолов они назвали его только Матфеем, не упомянув имени Левий395. В дальнейшем сам Матфей, когда рассказывает, как он был призван с места сбора податей (ибо сказано: Праведник - первый обвинитель себе396), называет себя обычным именем, однако в перечне двенадцати апостолов добавляет слово «мытарь»: Фома и Матфей мытарь397. Тем самым он вызывает больше доверия к делу спасения у мытарей и грешников.

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия398.

 

3:20-27 ОТВЕТ ИИСУСА НА ОБВИНЕНИЯ В ТОМ, ЧТО ОН ОДЕРЖИМ БЕСОМ

20 Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.

21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.

22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.

23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?

24 Если царство разделится салю в себе, не может устоять царство то;

25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;

26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.

27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.


 

Обзор: Родные и близкие Иисуса не принимали Его, полагая что Он не в себе; прочие считали, что в Него вселился бес (Иероним Стридонский). Даже сохраняя тело, дьявол глубоко подчиняет себе человеческую волю (Августин Иппонский). Дьявол разделен сам в себе; нисшествие Духа Святого собирает воедино все то, что прежде было раздроблено и греховно (Августин Иппонский). Сила дьявола над его «вещами»-людьми велика. Чтобы совершилось спасение, он должен был быть скован теми же цепями, которыми некогда пленил человека (Ириней Лионский, Августин Иппонский). Победа дьявола над Христом в момент распятия была мнимой. Богочеловек Христос победил его сперва Своей немощью, а затем Своей силой: не приняв греха, Он, будучи убит, воскрес из мертвых (Августин Иппонский, Ириней Лионский).

 

3:21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя

Слепота близких, злоба недругов

В Евангелии даже близкие хотели связать Его, будто бы Он помутился разумом. Враги же, издеваясь, говорили: «...бес в Нем» и «Он - Самарянин»399, а также: «...силою веельзевула, князя бесовского, Он изгоняет бесов»400.

Иероним Стридонский, Послания401.

 

3:23 Как может сатана изгонять сатану?

Подчинение воли

Вот что говорит Господь: «Не может сатана изгонять сатану». Если кто-либо именем самых низких сил изгоняет демона и при этом полагает, будто эти слова Господа не верны, то пусть вдумается в их смысл. Сатана, даже если он сохранит тело человека и его чувства в невредимости, делает это для того, чтобы добиться еще большего: вероломного подчинения воли этого человека. Таким путем сатана не выходит, а еще глубже входит - для того чтобы действовать ему в человеке, как об этом сказано было апостолом: ...по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления402. Сатана не приводил в беспорядок их телесные чувства, и не истязал, и тела их не сотрясал, но царствовал в воле, или же, вернее, в их алчности.

Августин Иппонский, О различных вопросах403.

 

3:25 Если дом разделится сам в себе

Единые в Духе

Духа нечистого Господь показывает разделенным в себе. Дух же Святой не только не разделен в Себе, но и делает неразделенными тех, кого к Себе собирает. Он отпускает грехи, разделенные в себе, и обитает в очищенных, чтобы стали подобны тем, о которых написано в «Деяниях апостолов»: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа404.

Августин Иппонский, Проповеди405.

 

3:27а Никто, во идя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного

Освобождение от власти дьявола

Сам Господь Иисус Христос говорит: Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного. Под «сильным» следует понимать дьявола, который пленил род человеческий. Он удерживал - посредством разных грехов и вероломства - свои «вещи», то есть людей, которых Христу предстояло похитить и обратить в Своих верующих. «Сильный» должен быть связан. В «Откровении» апостол говорит: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет406, то есть сдержал и обуздал власть его над теми, кого тот совращал и кем владел, дабы сделать их вновь свободными.

Августин Иппонский, О граде Божием407.

 

Сила Его немощи

Он победил дьявола сначала праведностью, затем силою. Праведностью, поскольку на Нем не было никакого греха408, однако Он был убит им в высшей степени несправедливо. Силою, поскольку Он восстал из мертвых, чтобы уже никогда не умирать...409 Следовательно, в немощи, которую Он принял со смертною плотью, а не в силе бессмертия, был распят Христос410. Об этой немощи говорит и апостол: ...и немощное Божие сильнее человеков411.

Августин Иппонский, О Троице412.

 

Момент победы

Не трудно увидеть, как дьявол был повержен в то самое время, когда Тот, Кого он сразил, воскрес. Важнее и гораздо сложнее для понимания увидеть, как дьявол был побежден в тот самый момент, когда, как ему показалось, он уже победил, то есть когда Христос был распят. Ибо в этот самый момент кровь Того, в Ком не было никакого греха, пролилась ради прощения наших грехов413. Тех, кого дьявол заслуженно удерживал во грехе, ввергая в погибель, заслуженно освобождает Тот, Кто, не имея никакого греха, незаслуженно принимает смерть414. Через эту праведность повержен был сильный и заключен был в оковы, так что сосуды его теперь могли быть расхищены. Сосуды, бывшие у него и его ангелов сосудами гнева, стали отныне сосудами милосердия415.

Августин Иппонский, О Троице416.

 

3:27б И тогда расхитит дом его

Скованный Человеком

Ангел-богоотступник свергается голосом Того, Кто был выставлен на осмеяние: Сын Человеческий, следовавший воле Божьей, побеждает его. Человека прельстил он в начале преступить заповедь Создателя, и человек вслед за этим оказался в его власти. Власть же его - грех и отступничество, ими он и опутал его417. Потому и свергнуть сатану должен был человек: заключить в те же оковы, в которые он некогда запер человека, чтобы, освободившись от оков, то есть греха, человек возвратился назад к своему Богу418. Ибо, когда дьявол скован, человек свободен, потому что никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного419. Господь, исполняющий волю Отца, показал его беглецом от закона и заставил его подчиниться. Человек420 раскрыл его -беглеца и богоотступника; затем Слово сковало его как Своего беглеца и расхитило принадлежащие ему вещи421, то есть людей, которых он удерживал и которыми распоряжался. Справедливо пленен был тот, кто несправедливо пленил человека. Таким образом человек, бывший плененным прежде, был вырван из-под власти своего повелителя милостью Бога Отца. Отец сжалился над Своим творением, дав очистительное Спасение через Слово-Христа, дабы человек понял, что нетленность не от него самого, а дар Божий.

Ириней Лионский, Против ересей422.

 

3:28-30 ХУЛА НА ДУХА СВЯТОГО

28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;

29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прошения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.


 

Обзор: Божий Дух обитает в святых, то есть в тех, кто живет верой, в то время как «хулящие Духа» - это те, кто, однажды удостоившись принять Бога, сознательно изменяют своему призванию (Ориген); а также те, кто отрицает сами основы христианской веры и жизни, поскольку именно Дух свидетельствует о Христе (Новациан). Святой Дух многообразен, как многообразны дары, рождаемые Им в людях (Григорий Назианзин). Слова, произнесенные Христом, не отрицают самой возможности покаяния (Августин Иппонский).

 

3:29 Кто будет хулить Духа Святаго

Измена призванию

Сила Бога Отца и Бога Сына являет себя в равной степени через любое творение423, причастность же Духу Святому, как видим, свойственна только святым424. Об этом сказано: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым425. И вот сами апостолы удостаиваются услышать: Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый426. В соответствии со словами: Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему427 я полагаю, что человек, будучи причастным слову и разуму, если перестанет жить разумно, то поступит невежественно и глупо, и потому может быть прощен. Однако если уже был достоин стать сопричастным Духу Святому и внезапно отступает от Него, то это и будет означать хулить Духа Святого428.

Ориген, О началах429.

 

О действии Духа в людях

Духом Святым никто не произнесет анафемы на Иисуса430; никто не станет отрицать, что Христос - Сын Божий; никто не отвергнет Бога Творца; никто не станет своим словом противоречить Писанию; никто не установит святотатственных правил; никто не составит противоположных законов. Кто же скажет хулу на Святого Духа, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем431. Дух Святой через апостолов свидетельствует о Христе432; через мучеников показывает непоколебимую веру; дев наделяет поразительной сдержанностью в привязанностях; в людях хранит законы учения Господа безупречными и незапятнанными; еретиков повергает; развращенных исправляет; Церковь нетленную и невредимую хранит в вечной святости девства и истины433.

Новациан, О Троице434.

 

Святой Дух

Дух благой435, правый436, владычествующий437 - по природе, а не по усвоению. Освящающий, но не освящаемый, измеряющий, но не измеряемый. Тот, к Кому все причастны, сам же не причастный, наполняющий, но не наполняемый, содержащий, но не содержимый. Наследуемый438, прославляемый439, сопричисляемый440, грозный441. Перст Бога442, огонь443, как Бог - думаю, чтобы показать единосущие. Дух сотворивший444, воссозидающий в крещении445 и воскресении446. Дух всеведущий447, наставляющий448, веющий, где и сколько хочет449, руководящий450, беседующий451, посылающий452, отделяющий453, побуждающий454, испытующий. Открывающий455, просвещающий456, жизнетворный, или еще лучше - Сам свет и жизнь457. Храмоздательный458, обоживающий459, усовершающий460, так что и в крещении приемлется, и по крещении ищется461. Творящий то же, что Бог.

Григорий Назианзин, О Святом Духе (Слово 31)462.

 

Возможность прощения

Не то чтобы это было хулой, за которую невозможно получить прощения, поскольку и такое прощается, если последует должное раскаяние.

Августин Иппонский, Проповеди463.

 

3:31-35 МАТЬ И БРАТЬЯ

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.

33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.


 

Обзор: Блаженство Марии более в том, что она приняла веру в Христа-Божественное Слово, нежели в том, что она стала Его земной матерью. Ее материнская близость с Христом не смогла бы послужить делу спасения, если бы она не позволила Ему родиться в своем сердце (Августин Иппонский). Отношения между Иисусом и Его матерью - пример того, как земное родство должно освящаться родством духовным (Августин Иппонский). Все исполняющие волю Небесного Отца становятся родственниками Иисуса по вере (Климент Римский).

 

3:32 И пришли Матерь и братья Его

Небесное родство

Указав рукой на Своих учеников, Он сказал, что Ему никто не родственник, если не исполняет волю Его Отца. В это число Он кротко включил и саму Марию, хотя она и исполняла волю Отца. Так лучший и божественный Учитель, когда назвали Ему имя Его матери как нечто очень личное, принизил важность имени земного в сравнении с родством небесным и показал это небесное родство Своим ученикам. А потому Дева Мария заново обрела родство со всеми святыми... Не будь неблагодарен, благодари мать свою, воздавай за телесное духовным и за преходящее вечным!

Августин Иппонский, Послания464.

 

3:34 Вот матерь Моя и братья Мои

Обязанности сынов

Воздадим Ему хвалу не только устами, но и сердцем, чтобы Он принял нас как сынов. Ибо сказал Господь: «Они мои братья, творящие волю Отца Моего»465. Так что, братья мои, сотворим волю призвавшего нас Отца, чтобы нам жить, и будем еще с большим усердием стремиться к добродетели.

Климент Римский, Второе Послание к Коринфянам466.

 

3:35 Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь

Пример подлинного родства

Разве не тому Он учит нас, чтобы родству по плоти мы предпочли родство духовное?467 Разве тем люди счастливы, что они состоят в плотском родстве с праведником или святым? Не в том ли, напротив, их счастье, что они следуют их учению и подражают их нравам? Блаженство Марии скорее в том, что Она приняла веру Христа, нежели в том, что в ней зародилась Его плоть. Когда некто сказал: Блаженно чрево, носившее Тебя, Сам Христос ответил на это: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его468. Например, братьям Его - родным по плоти и отказывающимся верить в Него469, - какая им была польза от этого родства? Так и с материнством Марии: оно ничего не дало бы ей, если бы Она не носила Христа с большим блаженством в сердце, нежели во чреве470.

Августин Иппонский, О Святом девстве471.

 

Соблюдающая Слово

Он подразумевал следующее: мать Моя, которую вы назвали блаженной, потому блаженна она, что соблюдает Божие Слово, а не потому, что в ней Слово стало плотью и обитало с нами472. Само Слово Божье соблюдает она, через Которое сама стала быть и Которое в ней стало плотью.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна473.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|