16:1-8 ЖЕНЫ У ПУСТОГО ГРОБА
1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
2 И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
Обзор: Чтобы стать свидетелем воскресения, нужно отвалить камень от глаз и от сердца. Женщины были первыми, кто пришел оплакать Христа, в то время как апостолы стали первыми, кто пострадал за Него (Петр Хризолог). Свет воскресения подобен утренней заре: он разгоняет остатки ночной тьмы (Августин Иппонский) и преображает саму ночь (Беда Достопочтенный). Воскресение было явлено постепенно, считаясь со слабостями тех, кому дано было узнать о нем (Беда Достопочтенный). Почитание воскресения отменило и исполнило почитание субботы как Господнего Дня, в соответствии с древним пророчеством (Афанасий Александрийский). Запертая гробница подобна девственному чреву Марии, через которое Иисус родился в мир (Беда Достопочтенный). Встретивший женщин юноша есть прообраз того состояния, в котором верные воскреснут в новую жизнь (Исидор Севильский, Григорий Великий). В изображениях креста дан символ Его присутствия среди людей (Иоанн Дамаскин). Смертью Христос победил смерть и дал людям возможность приобщиться этой победе (Августин Иппонский, Апостольские постановления); принимающие крещение становятся на этот путь (Василий Селевкийский). Древние паломники оставили воспоминания о том, как выглядела гробница Спасителя (Беда Достопочтенный).
16:1а По прошествии субботы
Суббота и воскресение
В древние времена людьми почитаема была суббота, однако Господь перенес празднование субботы на День Господень1913. Не по собственному произволу мы пренебрегаем субботою, но и пророк отвергает ее, говоря: Новомесячия ваши и субботы ненавидит душа Моя1914. До тех пор, пока совершаемы были дела, достойные закона, до тех пор, пока не пришел Учитель, действовали установления детоводителя1915. Когда же пришел Учитель, детоводитель сделался не нужен, и когда взошло солнце, светильник перестал освещать1916.
Афанасий Александрийский, Гомилия о сеянии1917.
16:1б Они принесли ароматы
Женщины и апостолы
Женщины идут прислуживать Христу, апостолы Христа принимают страдания. Первые несут ароматы, вторые принимают побои. Первые входят в могилу, вторые - в темницу. Первые спешат к послушанию, вторые стремятся к цепям. Женщины проливают елей, апостолы проливают кровь. Женщины изумляются смерти, апостолы идут на смерть.
Петр Хризолог, Собрание проповедей1918.
16:2а И весьма рано, в первый день недели
Рассвет
Лука говорит: Очень рано, а Иоанн: Рано, когда было еще темно, Марк же: И весьма рано при восходе солнца, то есть когда небо на востоке уже светлело, что и бывает перед восходом солнца1919. Это и есть то сияние, которое обыкновенно зовется Авророй - утренней зарей. Так что Марк не противоречит евангелисту, который говорит: Рано, когда было еще темно1920. С наступлением дня остатки темноты тем быстрее исчезают, чем быстрее восходит солнце.
Августин Иппонский, О согласии евангелистов1921.
Смысл раннего часа
Эта самая священная ночь почтена была славою победы Господа над смертью; а на исходе ночи, когда зарождался новый день, верные Христу женщины заступали прислуживать Ему1922. Ведь Господь - Творец и Распорядитель времен, воскреснув в последнюю часть ночи, всю ее светом Своего воскресения сделал праздничной и блистательной.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1923.
16:2б Они приходят ко гробу
О последовательности событий
В евангельском тексте сказано, что праведные женщины пришли взглянуть на гроб вечером, когда уже рассветало, в первый день недели. Это надо понимать так, что они готовились вечером и на рассвете первого дня недели пришли туда; то есть вечером они приготовили благовония, которыми хотели помазать тело Господа, но принесли приготовленные ароматы ко гробу утром. Что Матфей в силу краткости изложения передал не так ясно1924, другие евангелисты указали более четко, в каком порядке все было сделано1925. После того как Господь был погребен в шестой день, вернувшиеся от гроба женщины готовили благовония и масти, покуда можно было работать; с наступлением же субботы они оставались в покое, согласно заповеди1926, о чем Лука говорит прямо1927. Когда прошла суббота и настал вечер, снова можно было работать и женщины, в благоговении своем пребывая, купили недостающие ароматы, как упоминает Марк, чтобы пойти и помазать Его тело. Очень рано в первый день недели они пришли ко гробу.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1928.
16:3 Кто отвалит нам камень от двери гроба?
Неверие женщин
От двери гроба или от сердца? От гроба или от глаз? Женщины, сковано сердце ваше, глаза ваши закрыты - потому не видите славу отворенного гроба. Елей ваш не на тело Господа, а на глаза души вашей излейте, если хотите видеть. Светом веры вы узрите то, что скрывается в темноте вашего неверия1929.
Петр Хризолог, Собрание проповедей1930.
Постепенное уверение учеников
Без сомнения, Господь наш и Искупитель славу Своего воскресения открывал ученикам постепенно, в течение времени, потому что величие этого чуда слабые сердца смертных людей разом принять не в состоянии. Считаясь со слабостью тех, кто ищет Его и кто первыми приходят ко гробу, Он показывает отваленный камень как женщинам, пылающим любовью к Нему, так и мужчинам1931. И поскольку Тело Его отсутствовало, Он показывает им плащаницу1932, в которую оно было завернуто, когда лежало там одно. Женщинам, которые усердно Его искали и которых увиденное повергло в ужас, Он затем посылает видение ангелов1933. И они поведали, что Он воскрес. После того как распространилась молва о Его воскресении как уже совершившемся, Господь сил и Царь славы1934 явился и показал, с какою властью смерть, которую Он вкусил лишь ненадолго, была преодолена.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1935.
16:4 Камень отвален
Камень как знак и свидетельство
Ангел отвалил камень не для того, чтобы открыть дорогу Господу, но чтобы дать людям знак о том, что Он уже вышел из гроба. Если Он, как смертный, через закрытое чрево Девы смог, родившись, войти в мир, то, без всякого сомнения, уже как бессмертный, Он, воскреснув, смог уйти из этого мира через закрытый гроб.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1936.
16:5а Войдя во гроб
Два ангела или один?
Марк говорит, что они, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Как нам это понять? Либо Матфей промолчал об этом ангеле, которого видели входящие, либо Марк промолчал о том ангеле, которого видели сидящим на камне1937. В таком случае они видели двух ангелов и от двух ангелов слышали вести об Иисусе.
Августин Иппонский, О согласии евангелистов1938.
Описание Гроба Господня
Чтобы не представить себе ненароком гроб Господень, вызывающий любовь и людей, и ангелов, как обычное захоронение, мы воспользуемся достоверными сведениями тех, кто в наше время бывал в Иерусалиме и по возвращении оставил нам записи об увиденном. Итак, гробница была круглой, вырубленной в скале; высота ее такова, что стоящий посередине человек рукой достает до потолка. Вход располагался на восток, его закрывал большой камень, о котором рассказывают Евангелия. Направо от входа для упокоения тела Господа приготовлено было специальное место длиной семь футов1939 на выступе высотой в три ладони от пола. Вход был сделан не как обычно - сверху, а сбоку; через него можно было внести тело.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1940.
16:5б Увидели юношу
Почему юноша?
Воскресение мертвых, как говорит апостол, будет в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова1941, то есть в пору молодости, которой уже не нужно развиваться и которая лишена изъянов, совершенна во всех отношениях, полна и сильна.
Исидор Севильский, Сентенции1942.
16:5б Сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду
Смысл явления ангела
Следует обратить внимание на значение того, что ангела видят сидящим по правую сторону. Что означает левая сторона как не жизнь теперешнюю, а правая - жизнь вечную?.. Так вот, поскольку Искупитель наш уже преодолел тленность жизни теперешней, ангел, пришедший известить о Его жизни вечной, сидел, как и подобает, по правую сторону. Он явился облеченным в белую одежду, возвещая этим радость нашего торжества.
Григорий Великий, Гомилии на Евангелия1943.
Священническое и царское служения Иисуса
Справедливо то, что, согласно сообщению Марка, глашатай воскресения Иисуса, пророчивший, что Он повергнет князя мира сего, был в сидячем положении1944. Сидя, он изображал Того, Кто победил творца смерти и уже взошел на трон вечного Царства... Восседать на троне - дело царя, стоять у жертвенника - дело Первосвященника. Ибо наш Искупитель удостоил нас чести быть нам равно Царем и Священником: Священником, чтобы очистить нас от греха жертвой Своего страдания; Царем, чтобы пожаловать нам Царство Вечное. Ангелы, возвещающие Его воскресение, предстают сидящими, обозначая то, что, победив смерть, Он отправился занять Свое место в Царстве Небесном. Они также предстают стоящими1945 , показывая, что в таинствах Отца Он как Первосвященник выступает заступником за нас.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1946.
16:6а Иисуса ищете Назарянина, распятого
Крест как знамение
Мы поклоняемся изображению честно го и животворящего креста, даже если он сделан из иного, чем дерево, вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но изображение как символ Христа. Ибо, давая завещание Своим ученикам, Он говорил: Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе1947, разумея крест. Поэтому и ангел воскресения говорил женам: Иисуса ищете Назарянина, распятого1948; и апостол: Мы же проповедуем Христа распятого1949. Ибо много христов и иисусов, но один Распятый. Он не сказал «пронзенного копьем», но распятого. Поэтому должно поклоняться знамению Христову, ибо где будет знамение, там будет и Он Сам. Веществу же, из которого состоит знак креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, нам не подобает поклоняться.
Иоанн Дамаскин, Изложение веры1950.
16:6б Он воскрес. Его здесь нет
Свидетельства из Писания
Мы верим в воскресение потому, что воскрес Господь. Ибо Он воскресил Лазаря на третий день после его смерти1951, и дочь Иаира1952, и сына вдовы1953; и Сам восстал по велению Отца, пробудившись через три дня после смерти. Он есть залог нашего воскресения. Я, - говорит Господь, - есть воскресение и жизнь1954. Тому, кто по прошествии трех дней вывел Иону из чрева кита живым и невредимым1955, и трех отроков из пещи вавилонской1956, и Даниила из пасти львов1957, достанет сил воскресить и нас.
Апостольские постановления1958.
Смерть смерти
Спаситель умер, но смерть низвергнул; в Себе Он покончил с тем, чего мы боялись. Он взял ее на Себя и поверг ее. Как лучший охотник, Он поймал льва и убил его1959. Где смерть? Ищи ее во Христе, ибо ее уже нет: она была, но в Нем умерла. О жизнь - смерть смерти! Имейте добро в душе, и смерть также в вас умрет. Что произошло в голове, произойдет и в частях тела: умрет и в нас смерть. Но когда? В конце мира, в воскресение мертвых, в которое мы верим и в котором не сомневаемся.
Августин Иппонский, Проповеди1960.
Крещение как путь к воскресению
Сам Христос сходит во ад, плотию приманивая ад, силою Божества дворцы его царские ниспровергает и закона древнее рукописание мгновенно раздирает, чтобы людей на небеса возвести. Небеса - место от смерти свободное, пристанище нетления, мастерская праведности. Для этих благ и крещен ты, новопросвещенный. Залогом воскресения для тебя, новопросвещенный, стало благодати посвящение; твое крещение - задаток обитания на небесах. Уподобился ты сошествию Владыки во гроб, но ты вышел оттуда, прежде всех чудес созерцая чудеса воскресения... Благодать Духа неизреченным образом действует в купели, но не обманись в этом чуде из-за сродного твоему естеству: по необходимости прислуживает вода, но творит возрождение благодать. Словно в утробе, воссоздает она погружаемого в купели; словно в плавильне, сходящего в купель она выплавляет заново в воде. Подает ему бессмертия таинства, дарует воскресения печать. Символы этих чудес несет и одеяние твое, новопросвещенный. Воззри на себя самого, несущего образы этих благ. Ибо светла и прозрачна одежда твоя, живописующая символы нетления. Платье у тебя бело, как и диадема на главе твоей, возвещающая свободу. В руке, победившей дьявола, все наветы его удержаны. Христос явил тебя воскресающим ныне в символах, а вскоре явит и на деле, если не замараем мы грехами хитон веры, если не угасим неуместными деяниями светильник благодати, если сбережем венец Духа. Тогда ясным образом воззовет с небес Владыка страшным и человеколюбивым гласом: Приидите, благословенные Отца моего, унаследуйте царство уготованное вам от создания мира1961. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.
Василий Селевкийский, Гомилия на Святую Пасху1962.
16:9-13 ЯВЛЕНИЕ МАРИИ МАГДАЛИНЕ И ДВУМ УЧЕНИКАМ
9 Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;
11 но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили.
12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.
13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.
Обзор: Потрясенные Его смертью, ученики в течение долгого времени не могли узнать своего воскресшего Учителя; их глаза открылись только во время совместной трапезы с Ним (Августин Иппонский). Как первый день недели воскресение символизирует начало нового творения во Христе и дарование Св. Духа (Исидор Севильский). Радость этого дня безгранична, но он также требует должного почитания (Иоанн Златоуст). Явившись сперва женщине Марии Магдалине, Христос разрешает вину, связанную с грехом первой женщины Евы. Так Мария стала первой проповедницей Воскресшего (Беда Достопочтенный).
16:9а Воскреснув рано в первый день недели
Три Дня
Итак, на пятницу приходится страдание, на субботу - погребение, а на День Господень - воскресение.
Игнатий Антиохийский, Послания1963.
Радость Пасхального дня
Ceй день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!1964 Почему? Потому что солнце уже не затмевается, но все просвещается; уже не завеса рвется, но Церковь познается; уже не пальмовые ветви мы носим, но новопросвещенных ведем... Этот день, и никакой другой! Ибо одно Царство, а не многие владычества. Это день по Господу именуемый, торжественный, день воскресения по обычаю, украшение благодати и раздатель умного агнца, млекопитатель возродившихся и попечитель о нищих. Возрадуемся и возвеселимся в оный: не в лавки торопясь, но спеша в храмы мучеников; не пьянство почитая, но любя умеренность; не скача по-иудейски, но наслаждаясь по-апостольски; не играя на площадях, но воспевая в жилищах... Это тот день, в который освободился Адам, в который Ева избавилась от скорби; в который свирепая смерть устрашилась; в который сила мощных камней ослабла и запоры гробниц, расторгнутые, отворились; в который тела давно скончавшихся были возвращены к прежней жизни; в который побеждены были вечно сильные и прочные законы земных вещей; в который при воскресении Владыки Христа отверзлись небеса; в который цветы и плоды воскресения, словно в саду, взошли во вселенной для рода человеческого; в который проросли лилии новопросвещенных; в который иссохло кровотечение грешников; в который обессилена была мышца дьявола; в который рассеялись полки демонов.
Иоанн Златоуст, На Воскресение Господне1965.
Почему день первый?
В Священном Писании этот день изображен как торжественный. Это был первый день мира: в этот день образованы элементы мира, в этот день сотворены ангелы, в этот день из мертвых воскрес Христос, в этот день с небес на апостолов сошел Дух Святой. И в этот же день впервые в пустыне дана была манна небесная.
Исидор Севильский, О церковных служениях1966.
16:9б Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов
Искупление женщины
Подобно тому, как в самом начале жена стала автором вины перед мужем, а муж соучастником этой вины1967, так теперь вкусившая первой смерть первой видит и воскресение, дабы ей не быть вечно виновной в грехе перед мужчинами. Жена, принесшая мужу вину, теперь принесла ему благодать.
Беда Достопочтенный, Изложение Евангелия от Марка1968.
Вестница благодати
О том, что Господь вышел из закрытого гроба, первой ученикам поведала женщина1969, чтобы там, где царствовал грех, стала изобиловать благодать1970.
Беда Достопочтенный, Изложение Деяний апостолов1971.
16:12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение
Неведение апостолов
Когда читаем: Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его1972, то похоже, что какая-то помеха в глазах смотрящих мешала им видеть Его. Когда же в другом месте ясно говорится: Явился в ином образе, - это значит, что Он явился в Своей плоти, вид которой был иным. Здесь тоже какое-то препятствие мешало глазам узнать Его.
Августин Иппонский, Послания1973.
Смутность их восприятия
Глазам их что-то мешало вплоть до таинства преломления хлеба, и им виделся какой-то иной образ. Поэтому они и не узнали бы Христа, если бы не преломление хлеба, как показывает в своем рассказе Лука1974. Конечно, они все еще не разумели, что Христу надлежало умереть и воскреснуть; подобно и глаза у них были чем-то закрыты. Не истина скрывалась от них, но они были не в состоянии принять истину.
Августин Иппонский, О согласии евангелистов1975.
Помутнение памяти
Явился Иисус: глазами Его видели и не узнавали. Учитель шел с ними по дороге, и Сам был путь1976, но они все еще не шли по этому пути - Он нашел их сбившимися с дороги. Покуда Иисус был с учениками до страдания Своего, Он все им предсказал: что Ему предстоит страдать, умереть и в третий день воскреснуть. Он все предсказал, но Его смерть вызвала у них помутнение памяти. Вид Его на кресте стал таким потрясением для апостолов, что они забыли, чему Он их учил, не ожидали Его воскресения и не держали в памяти Его обещаний.
Августин Иппонский, Проповеди1977.
16:14-18 ЯВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТИ УЧЕНИКАМ НА ВЕЧЕРИ
14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим [на вечери], и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.
15 И сказал им идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
Обзор: Евангелие от Марка известно своими двумя равно признанными окончаниями: более коротким и более длинным (Иероним Стридонский). Будущие учителя и отцы веры, апостолы долго не верили в то, что Христос воскрес. Его упрек к ним Был справедлив, так как после Его Вознесения им предстояло проповедовать язычникам, не видевшим Иисуса во плоти (Августин Иппонский), и учить их называть Бога Отцом (Новациан). Эта проповедь, завещанная сперва неученым простецам (Иустин Мученик), а после их преемникам в апостольском служении (Августин Иппонский), есть корень Церкви, имеющей побеги в различных частях света; тут Церкви-сестры обязаны пребывать во взаимном согласии и любви (Тертуллиан). Происходящие в Церкви чудеса - продолжение дара, полученного апостолами от Христа (Апостольские постановления, Григорий Великий). Однако следует помнить о том, что знамения совершаются ради конкретной пользы, вроде убеждения тех, кто не верит или же слаб в вере (Григорий Великий, Апостольские постановления). Отец и Сын сообщают каждому человеку особый дар (Амвросий Медиоланский). Твердое знание основ христианской веры помогает без вреда для души соприкасаться с еретическими учениями и книгами (Августин Иппонский).
16:14а Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери
Разные окончания Евангелия от Марка
В некоторых экземплярах, и особенно в греческих кодексах, в конце Евангелия от Марка написано: Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери.
Иероним Стридонский, Беседы против пелагиан1978.
Реальность тела Воскресшего
Он показал ученикам настоящие руки и настоящие ребра1979, в действительности вкушал с ними пищу, в действительности шел по дороге с Клеопой1980. Он настоящим языком разговаривал с людьми1981; в действительности возлег на вечери; настоящими руками взял хлеб, благословил и преломил его, протягивая им...1982 Не пытайся силу Господа выдать за трюки волшебников, чтобы показалось то, чего не было: что Он ел, не имея зубов; ходил, не имея ног; преломлял хлеб, не имея рук; говорил, не имея языка; показывал ребра, их не имея.
Иероним Стридонский, Против Иоанна Иерусалимского1983.
Присутствие Господа в преломлении хлеба
Иисус открылся в преломлении хлеба ученикам, которые пригласили Его разделить с ними трапезу, думая, что Он - странник1984. Он и к нам придет, когда мы, насколько возможно, поделимся добром со странниками и бедняками1985. Он придет к нам и в преломлении хлеба, когда мы с чистой и легкой совестью приобщимся таинства Его Тела - хлеба живого1986.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1987.
16:14б И упрекал их за неверие и жестокосердие
Заслуженный укор
Читая это место, обратим внимание на то, как Господь Иисус порицал Своих учеников, первых членов Своих, постоянно бывших с Ним, за то, что они горевали, что Он убит, и не поверили в то, что Он жив. Отцы веры, они все еще не верили сами; учители, которым предстояло проповедовать, дабы поверил весь шар земной, и умереть за это, все еще не верили. Видевшие, как Он воскрешал умерших, не поверили, что Он воскрес. Потому заслуженно порицал их Господь.
Августин Иппонский, Проповеди1988.
Укор за неверие
По прошествии сорока дней Он явился ученикам, когда те только что приступили к трапезе1989. Поскольку приблизился момент расставания с ними и восхождения на небо1990, Он хотел в этот день упрекнуть их, ибо они не поверили видевшим, что Он воскрес, пока сами не увидели. Им же после Его вознесения предстояло проповедовать Евангелие народам, которые должны были уверовать, не увидев... А кто не будет веровать, осужден будет, - это как раз о вере в то, что не видели. Разве не заслужили они сначала порицания, поскольку не поверили видевшим Его раньше, пока сами Его не увидели?
Августин Иппонский, О согласии евангелистов1991.
16:15а Идите по всему миру
Простецы учат мир
Из Иерусалима вышли в мир мужи, числом двенадцать, и притом простецы. Не умели они говорить, но благодаря силе Божией возвестили Евангелие всему человеческому роду.
Иустин Мученик, Апология1992.
16:15а И сказал им: идите по всему миру
Единство апостольской Церкви
Апостолы основывали церкви в разных городах, и оттуда другие церкви перенимали виноградную лозу веры и семена учения, и поныне перенимают, через что причисляют себя к апостольской Церкви в качестве ее отростков. Ведь необходимо, чтобы всякий вид определялся по своему истоку. Так и все эти церкви есть одна первоапостольская Церковь, от которой все другие. И все они первые и апостольские, покуда составляют одно целое, пребывая в мире, братстве и взаимном гостеприимстве, ибо направляются они не чем иным, как одной традицией одного и того же таинства.
Тертуллиан, О предписаниях против еретиков1993.
16:15б Проповедуйте Евангелие всей твари
Проповедь всему миру
Бог, щедрый и благой, захотел через Сына Своего во весь мир послать апостолов - наставников рода нашего1994, чтобы род человеческий познал Его и, решив следовать за ним, знал, как называть Его в молитвах своих не Богом, но Отцом1995. Его провидение нисходило и теперь нисходит не только на людей по отдельности, но и на целые города и страны, судьбы которых Он предрек голосами пророков. Провидение Божие распространяется и на весь мир, который за неверие подвергается бедствиям, лишениям и наказаниям.
Новациан, О Троице1996.
Повеление Церкви
Не только апостолам сказано: И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли1997, поскольку не только тем, к кому Он тогда обращался, предстояло выполнять эту задачу. Но похоже, что Он обращался только к апостолам, когда говорил: И се, Я с вами во все дни до скончания века1998. Однако кому не понятно, что это Он обещал всей Церкви, которая, в то время как люди умирают и рождаются, пребудет до скончания века?
Августин Иппонский, Послания1999.
16:16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет
О Символе веры
Вера кафолическая изложена в символах для запоминания верующими. Сделано это для краткости, чтобы начинающим, возродившимся во Христе, немногими словами передать то, во что надлежит верить, покуда они не укреплены внимательнейшим духовным познанием божественного Писания. Священное учение следует излагать многими словами по мере продвижения в вере и восхождения к божественному учению уже в крепости смирения и любви.
Августин Иппонский, О вере и делах2000.
Вера и спасение
Мы знаем, что блаженны умирающие во Христе2001 и не думающие о том, что бы они делали, если бы жили дальше. Мы знаем таких, которые сердцем своим верят в Господа, и делают это по своей воле и своему выбору. Мы знаем, что, молясь Господу за то, чтобы уверовали нежелающие верить, мы поступаем правильно. По тем, кто поверил, мы знаем, откуда такое благодеяние, и должны благодарить Бога.
Августин Иппонский, Послания2002.
16:17а Уверовавших же будут сопровождать сии знамения
О знамениях в Церкви
Неужели, братья мои, вы так мало верите из-за того, что таких знамений не совершаете? Но они нужны были, когда Церковь создавалась: пока вера росла, ее надо было подкармливать чудесами. Вот и мы, когда сажаем виноградник, то поливаем его водой, пока не увидим, что растения прижились в земле; а как корень приживется, поливаем меньше... Совершающие эти внешние знамения жизнь вечную из-за них не обретают. Ведь эти телесные чудеса указывают на святость, однако святости не дают.
Григорий Великий, Гомилии на Евангелия2003.
Цель знамений
Справедливо Он говорит всем нам как посвященным о дарах Святого Духа: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. Прежде всего эти дары проявились в нас, апостолах, когда мы готовились проповедовать Евангелие всей твари; позднее же они должны были быть сообщены также тем, кто уверовал через нас. Не на пользу творящих их даны они были, но для убеждения неверующих, чтобы тех, кого не убедило слово, устыдила сила знамений.
Апостольские постановления2004.
16:17б Будут говорить новыми языками
Кто получает духовные дары?
Бог послал апостолов, послал пророков и учителей, дал дар целительства, который, как ты уже знаешь, дается Духом Святым, дал многие языки. Однако не все -апостолы, не все - пророки, не все -учители, и не все, как Он говорит, имеют дар исцеления, и не все говорят на языках2005. Ибо все дары Божий не могут пребывать в отдельном человеке. Каждый получает то, к чему стремится или чего заслуживает.
Амвросий Медиоланский, О Святом Духе2006.
Дары Отца и Сына
Отец поставил учителей, поставил их и Сын в Церкви. Как Отец наделяет даром исцеления, так и Сын. Как Отец дает дар языков, так и Сын подает обильно.
Амвросий Медиоланский, О Святом Духе2007.
Благодатная жизнь Церкви
Следует тщательно поразмышлять об этих знамениях и силах. Конечно, Святая Церковь ныне духовно совершает то, что некогда совершала через апостолов телесно. Когда, священники ее, возлагая на верующих руки, благодатью изгнания бесов воспрещают злым духам обитать в их разуме, разве не бесов они изгоняют? Когда, оставляя мирские речи прежней жизни, верующие изрекают святые тайны и воздают, насколько могут, хвалу и силу своему Создателю, разве не на новых языках они говорят? Когда они своими добрыми наставлениями изгоняют зло из сердец других людей, не змей ли берут они?.. Не величественнее ли эти чудеса, потому что они духовные, потому что ими воскрешаются не тела, а души? Вот такие знамения, братья возлюбленные, вы совершите, если того пожелаете - Бог свидетель2008.
Григорий Великий, Гомилии на Евангелия2009.
16:18 Если что смертоносное выпьют, не повредит им
Как следует читать книги еретиков?
Разве слышание, чтение и извлечение вещей из памяти не то же самое, что «пить»? Господь предсказал своим верующим: И если что смертоносное выпьют, не повредит им. Так и бывает, что читающие книги рассудительно и в соответствии с правилом веры2010, отвергают непригодное и соглашаются с тем, что подобает, пусть даже и сохраняя недолжное в памяти. Потому они не испытают никакого вреда от ядовитой порочности суждений.
Августин Иппонский, О природе и происхождении души2011.
16:19-20 ВОЗНЕСЕНИЕ
19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
20 А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
Обзор: Вознесение неразрывно связано с воскресением Господа, его сошествием во ад, вторым пришествием и страшным судом (Григорий Назианзин, Лев Великий, Тертуллиан, Августин Иппонский, Пруденций). Как и остальные события, оно было предсказано в пророчествах Ветхого Завета (Ириней Лионский). В этот день торжественно вспоминается вознесение человеческой природы на небо (Лев Великий), что, однако, не следует пытаться представить себе телесно (Августин Иппонский). Вознесенное человечество Спасителя пребывает невидимо в тех, кто служит Ему (Беда Достопочтенный), то есть в движимых верой, которая сопровождается обещанными знамениями (Афраат).
16:19а Вознесся на Небо
Исполнение пророчества
В конце Евангелия Марк говорит: И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога2012. Это соответствует сказанному пророком: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих2013. Один и тот же Бог и Отец предсказан пророками и засвидетельствован истинным Евангелием. Его, Создателя неба и земли и всего, что есть на них, мы, христиане, чтим и любим всем сердцем.
Ириней Лионский, Против ересей2014.
Смерть, воскресение, вознесение, суд
Он умирает2015, но животворит2016 и смертью разрушает смерть2017. Погребается2018, но восстает2019. Нисходит в ад, но возводит души2020; восходит на небеса2021 и придет судить живых и мертвых2022.
Григорий Назианзин, О Сыне (Слово 29)2023.
Вознесение человеческой плоти
Как в праздник Пасхи причиной нашей радости стало воскресение Господа, так теперь повод нашей радости - Его вознесение на небеса. Со всей надлежащей торжественностью мы вспоминаем этот день, в который наша слабая человеческая природа вознесена была во Христе над всем воинством небесным, над всеми чинами ангелов, над всеми силами небесными, до самого престола Бога Отца. Согласно этому порядку божественных деяний мы утверждены и прочно укреплены. И еще удивительнее проявляет себя благодать Божия, когда то, что заслуживает нашего почтения, скрыто от глаз людских, а вера не отступает, надежда не гаснет, любовь не холодеет... Возлюбленные, чтобы мы были в состоянии пребывать в этом блаженстве, Господь наш Иисус Христос, установив все касательно проповеди Евангелия и таинств Нового Завета, на сороковой день после воскресения в присутствии учеников был взят на небо... Так окончилось Его пребывание с ними во плоти. Теперь Ему предстояло быть одесную Отца до исполнения времен, предназначенных для умножения Церкви сынами ее. И тогда в той же плоти, в которой Он вознесся на небеса, Он придет судить живых и мертвых. Видимое присутствие нашего Искупителя перешло в таинства, и, чтобы вера становилась превосходнее и крепче, за видимым последовало учение, силе которого следуют освещенные высшим светом сердца верующих.
Лев Великий, Проповеди2024.
16:19б И воссел одесную Бога
Видение Стефана
Сын и умер, и воскрешен Отцом согласно Писанию. Сын возносится на небесную высь2025 и опускается в преисподние места земли2026. Он восседает одесную Отца2027, не Отец у Его десницы. Его видел Стефан, побиваемый камнями, стоящим одесную Бога2028, где Он будет пребывать, покуда Отец не положит Его врагов к ногам Его2029. И придет Он на облаках небесных таким же, каким вознесся2030.
Тертуллиан, Против Праксея2031.
Нужно ли понимать «одесную» буквально?
Будучи восприняты в телесном смысле, такие вещи становятся неподобающими, что вынуждает нас понимать их как невыразимо духовные. Если, думая о теле Господнем, в котором Он из гроба взошел на небо, мы представляем Его в человеческом виде, то из этого не следует, что, раз Он восседает одесную Отца, то Отец сидит от Него по левую сторону. Дело в том, что в этом блаженстве, превосходящем всякое человеческое разумение, есть только одна десница, и эта десница - имя самого блаженства.
Августин Иппонский, Послания2032.
О вознесшейся плоти
Не сомневайся, что человек Иисус Христос находится сейчас там, откуда Он придет. Помни и верно держись исповедания христиан, что Он воскрес из мертвых, взошел на небеса, восседает одесную Отца2033 и именно оттуда придет судить живых и мертвых. По свидетельству ангела, Он придет так, как виден был восходящим на небо2034, то есть в том же виде и в той же плоти, которой Он действительно дал бессмертие, но не отказался от ее природы. Что касается плоти, то не следует думать, будто она присутствует везде. Нужно остерегаться того, чтобы божественность человека подчеркивать до такой степени, что реальность его тела начнет разрушаться. Вовсе не следует полагать, что все, имеющееся в Боге находится повсюду, как Сам Бог. И о нас Писание истинно говорит, что мы Им живем и движемся и существуем2035, однако в отличие от Него мы не присутствуем повсюду: по-своему человек в Боге, по-своему и Бог в человеке - неповторимо. Одно Лицо - Бог и человек, то и другое - один Христос Иисус, который повсюду как Бог, но на небе как человек.
Августин Иппонский, Послания2036.
Смерть не имеет власти
Победив дьявола воскресением, Иисус восседает одесную Отца, где уже не умрет, и смерть уже не будет властвовать над Ним2037.
Августин Иппонский, Толкование Псалмов2038.
Судия мертвых, Царь живых
Хвала Судье мертвых2039,
хвала Царю живых!
Сидящий одесную Отца
в сиянии силы на небе,
Ты грядешь воздать справедливо
за всякий наш грех.
Пруденций, Гимны на всякий день2040.
Каким образом Бог присутствует в людях?
Вознесенный на небеса, Он есть Бог и человек. И потому по Своему человечеству, взятому от земли, Он пребывает на земле со святыми, а по Божеству, которым Он наполняет равно небо и землю, Он пребудет во все дни до скончания века. Из этого ясно, что вплоть до конца в мире не перестанут жить люди, достойные жилищ и обителей Божьих. Не следует сомневаться, что после сражений с веком сим они останутся в Царстве Христа, - они, кто, сражаясь с веком сим, заслужили принять в качестве гостя в свое сердце Христа. Впрочем, следует отметить, что присутствующее повсюду величие Божие по-разному проявляет себя в избранных и в осужденных. Он присутствует в осужденных силою своей непостижимой природы, благодаря которой знает прошедшее и настоящее, понимает помышления и предвидит все пути каждого человека2041. Он присутствует в избранных благодатью благосклонного покровительства, с помощью которой ведет их чрез дары и наказания, подобно тому, как отец воспитывает своих сыновей, готовя их к предстоящему владению наследством.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия2042.
16:20. При Господнем содействии и подкреплении слова следующими знамениями.
Знамения веры
Итак, возлюбленные, приобретем веру, имеющую столь многую силу! Ибо вера возносит на небеса2043, побеждает потоп2044, понуждает бесплодных рождать2045, спасает от меча2046, поднимает из рва2047, обогащает бедных2048, освобождает плененных2049, спасает гонимых2050, низводит огонь2051, разделяет море2052, разрубает скалу и дает воду жаждущим2053, насыщает голодных2054, оживляет мертвых и поднимает их из ада2055, усмиряет преисподних2056, исцеляет больных2057.
Афраат, Доказательства2058