14:1-9 ПОМАЗАНИЕ ИИСУСА ДРАГОЦЕННЫМ МИРОМ
1 Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
2 но говорили: [только] не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
Обзор: Память о содеянном этой женщиной до сих пор сохраняется по всему миру (Иоанн Златоуст), тем более что, как полагают некоторые толкователи, она совершила подобное дважды (Беда Достопочтенный). Эта женщина символизирует собой Церковь, в радости приносящую нард своей неподдельной и чистой веры Господу (Беда Достопочтенный, Иероним Стридонский). Помазание, подаваемое верным в крещении, внутренне связано с этим помазанием Его тела (Иероним Стридонский), которое, в свою очередь, свидетельствует как о Его смирении, так как и о Его грядущей славе (Беда Достопочтенный) . Помазание также исполняет слова Песни Песней (Иероним Стридонский, Беда Достопочтенный) и пророка Исайи (Беда Достопочтенный), а также есть знак Его погребения (Беда Достопочтенный). Иуда, который не понял этого, не принял также желания Бога пролить свое благодатное миро в мир (Иероним Стридонский); он только делал вид, что питал заботу о нищих (Ориген).
14:1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи
Пасхальный Агнец
Отдав должное таинствам древней Пасхи до сего момента, Он довел их до совершенства, передав ученикам новые таинства, чтобы они соблюдались впредь1571. ...Будучи прообразом пасхального агнца, Господь пришел к месту Своих страданий за пять дней до их начала, чтобы показать, что Он Тот, о Ком предсказывал Исайя1572.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1573.
14:3а Пришла женщина с алавастровым сосудом мира
Кто была эта женщина?
Нет оснований сомневаться, что это та самая женщина, которая, как рассказывает евангелист Лука, была прежде грешницей. Она пришла к Господу с алавастровым сосудом и, стае позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром1574. Это та же женщина, однако тогда она, склонившись, только ноги Господа мазала миром, обливаясь слезами раскаяния. Теперь же, в радости от праведности своего дела, она, не сомневаясь, и ноги Его помазывает, и, поднявшись, помазывает голову Его миром1575.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1576.
14:3б Из нарда чистого, драгоценного
Нард - дар Церкви
Эта женщина вне храма, но она приносит сосуд с миром из нарда, из чистого нарда, который сама и приготовила. Вот и вы, верующие, зоветесь чистыми, как из нарда. Собранная от всех народов, Церковь возносит дары свои Спасителю -верность верующих. Она разбила алавастровый сосуд, дабы все приобщились мира.
Иероним Стридонский, Трактат на Евангелие от Марка.
Символ верности и чистоты
В том случае не говорилось, какова была мазь1577, здесь же подчеркнуто, что она из чистого нарда, то есть настоящая, ничем посторонним не разбавленная, драгоценная. Это для того, чтобы известить о совершенной вере и чистоте.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1578.
14:3в Разбив сосуд
Почему «разбив»?
Так же, как зерно пшеничное, если не умрет в земле, не принесет плодов1579, так и если бы не разбит был алавастровый сосуд, мы не могли бы быть помазаны.
Иероним Стридонский, Трактат на Евангелие от Марка1580.
14:3г Возлила миро Ему на голову
Помазание головы и ног
То, что Мария помазала миром Его голову, выражает величие Его Божества1581; то, что она помазала Его ноги, - смиренность Его воплощения. Мы помазываем ноги Его тем, что возвещаем с должной хвалой тайну Его воплощения; мы помазываем голову Его тем, что достойным словом почитаем величие Его Божества.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1582.
Образ Церкви
Происходящее здесь подобно тому, что восхваляет невеста в Песни Песней: Доколе царь 6~ыл за столом своим, нард мой издавал благовоние свое1583. Здесь ясно видно, что сделанное Марией однажды - образ того, что вся Церковь и каждая совершенная душа должны делать всегда.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1584.
Прообраз крещального помазания
С особым посланием эта женщина обращается к вам, собирающимся принять крещение. Она разбила алавастровый сосуд свой, чтобы Христос сделал вас Христовыми, то есть помазанниками. Вот как говорится в Песне Песней: От благовония мастей твоих имя твое - как разлитое миро: поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою1585.
Иероним Стридонский, Трактат на Евангелие от Марка1586.
Причастие Его помазанию
Мы помазываем голову Господа, воздавая славу Его Божеству и Его человечеству в сладости веры, надежды и любви, и когда восхваляем имя Его праведной жизнью1587. Мы помазываем ноги Господа, когда ободряем бедных Его словом утешения, дабы они не отчаивались в нужде. Мы вытираем их нашими волосами, когда по доброй воле разделяем заботы нуждающихся1588.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1589.
14:4 Некоторые же вознегодовали... К чему сия трата мира?
Благословение всем
Что же говорит Иуда?1590 Какая польза от такой траты? Ему кажется, что миро пропало оттого, что сосуд был разбит, а для нас в этом была польза, ибо миро пролилось на весь мир. Отчего возмущаешься, Иуда, что сосуд разбился? Бог, создавший тебя и все народы, благословляет всех этим драгоценным миром. Ты же хотел, чтобы миро оставалось в сосуде и не пролилось на других.
Иероним Стридонский, Трактат на Евангелие от Марка1591.
14:5 Можно было бы продать... и раздать нищим
Ложная забота о нищих
Написано о предателе Иуде, что он делал вид, что заступался за бедных и говорил с негодованием: «Можно было бы продать это миро за триста динариев и раздать нищим»1592. На самом же деле, «он был вор: имел денежный ящик и носил, что туда опускали»1593. По этой причине так же и сейчас, если кто-то, имея денежный ящик церкви, рассуждает, подобно Иуде, о бедных, а подаяния носит при себе, то он полагает часть свою вместе с Иудой, поступавшим таким образом.
Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея1594.
14:6 Она доброе дело сделала для Меня
Почитание святости
Возроптали также апостолы, когда пролилось миро1595, но голосом Господа были они остановлены. Не нуждался Христос в мире, не нуждались в свете свечей мученики, но женщина эта пролила миро в честь Христа, и принято благоговение ее сердца... Вот и во всех церквях Востока, даже если нет в них останков мучеников, при чтении Евангелия зажигаются свечи, хотя бы и утреннее солнце начинало светить ярко, - но не для того, чтобы разогнать мрак, но чтобы служить знаком радости.
Иероним Стридонский, Против Вигилянция1596.
14:7 Нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить
Краткое время
Он оставался с Церковью телесно лишь на короткое время, в то время как бедные всегда находились в ней и могли получать милостыню.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1597.
14:8 Предварила помазать тело Мое к погребению
Смысл помазания
Иуда задавал как бы безобидный вопрос, но Господь просто и кротко объяснил таинство содеянного Марией: что Ему должно умереть и что тело Его должно быть помазано к погребению... Как если бы говоря: она не сможет коснуться тела Моего, когда Я буду мертв; она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1598.
14:9 В память ее
Кто ее вспоминает?
Персы, индийцы, скифы, фракийцы, савроматы, и маврское племя, и жители Британских островов рассказывают о том, что было тайно совершено в доме женщиной-блудницей.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея1599.
14:10-11 ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДЫ
10 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
11 Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.
Обзор: Христос был продан людьми за деньги, но Он Сам выкупил их из вечного рабства (Григорий Назианзин). События тех дней молено восстановить почти с буквальной точностью (Дидаскалия).
14:11а И обещали дать ему сребреники
Что продано и что куплено?
Его продают, и весьма задешево - за тридцать сребреников1600, но Он выкупает мир, и великой ценою - Своею кровью1601. Его ведут на заклание, словно овцу1602, но Он пасет Израиль1603, а теперь и всю вселенную1604.
Григорий Назианзин, О Сыне (Слово 30)1605.
14:11б И он искал, как бы в удобное время предать Его
Последовательность событий
И тогда Иуда Искариот, который был одним из нас, поднялся и пошел, чтобы предать Его... И встретился Иуда с книжниками и жрецами народа, и предал Иисуса, Господа нашего1606. Следующее произошло в четвертый день недели. После того, как мы ели пасху вечером третьего дня, мы отправились на гору Елеонскую, и ночью они схватили Господа нашего Иисуса. И другой день -четвертый день недели - он провел под стражей в доме первосвященника Каиафы. В тот же день старейшины народа собрались и замышляли против Него. На следующий день - пятый день недели - они привели Его к прокуратору Пилату, и Он провел под стражей у Пилата ночь после пятого дня недели. Когда же наступила пятница, они просили Пилата предать Его смерти, и в ту же пятницу они распяли Его.
Дидаскалия1607.
14:12-16 ПРИГОТОВЛЕНИЯ К ПАСХЕ
12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
13 И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним
14 и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
15 И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.
16 И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.
Обзор: Принимая крещение в Великую субботу, новопросвещенные христиане участвуют в страданиях Христа и готовятся к радостной встрече Его воскресения (Тертуллиан). Водонос, которого должны были повстречать ученики, также указывает на крещение перед Пасхой (Тертуллиан).
14:12 Когда заколали пасхального агнца
Пасха и крещение
По торжественности Пасха превосходит день крещения, поскольку в день Пасхи совершились страдания Господа, в которые мы крестимся1608.
Тертуллиан, О крещении1609.
14:13 И встретится вам человек, несущий кувшин воды
Символ воды
Не будет неуместным объяснение того обстоятельства, что, собираясь справлять последнюю Пасху, Господь сказал ученикам, которых послал сделать приготовления, что они встретят человека, несущего воду1610. Так через символ воды Он указывает на место празднования Пасхи.
Тертуллиан, О крещении1611.
14:17-21 ПРЕДАТЕЛЬ
17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.
19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?
20 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.
21 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.
Обзор: Терпение Спасителя к Иуде было удивительным и безграничным (Киприан Карфагенский): Христос до последнего пытался обратить Иуду на верный путь, хотя тот и не принял этого (Ориген). Другие ученики, зная о падшей природе человека, могли со смирением прилагать слова о предателе к себе (Ориген). Все предающие Христа делают так по наущению дьявола (Ориген), однако собственная ответственность за злые поступки никуда не исчезает, так как Бог даровал человеку свободу воли (Иоанн Дамаскин).
14:18а И, когда они возлежали и ели
Терпение и кротость Иисуса
Господь властью Своей не возвышался над учениками, как над рабами, но благосклонно и кротко любил их братской любовью. Он не посчитал недостойным омыть ноги ученикам, чтобы, пока Он был среди рабов, Своим примером научить их, как равным должно быть среди равных. Неудивительно, что в среде слушавших Его Он мог до самого конца с бесконечным терпением выносить Иуду, вкушая пищу с врагом, зная врага среди Своих и не указывая на него, не отвергая поцелуй предателя1612.
Киприан Карфагенский, О благе терпения1613.
14:18б Один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня
Испытание учеников
Хотя Иисус с самого начала мог указать предателя, Он этого не сделал. Он сказал вообще: Один из вас предаст Меня1614, чтобы, проникнув в сердца учеников, это свидетельство испытало каждого в отдельности. Он также хотел показать доброту учеников, которые более верили словам Христа, нежели своей совести, а также скверность Иуды, не верившего Знавшему его помыслы, дабы тот смутился и опечалился. Думаю, Иуда полагал, что посреди всех его нельзя будет выделить. Когда же увидел, что помыслы Его известны Христу, то понял скрытый смысл Его слов.
Ориген, Из комментариев на Евангелие от Матфея1615.
14:19 Они опечалились
Совесть апостолов
Могут спросить: если одиннадцать апостолов имели добрые помыслы и были чисты от всяких мыслей о предательстве Учителя, что же они опечалились, услышав, что предатель, о котором говорил Иисус, был одним из них? Я полагаю, что каждый из учеников знал из учения Христа, что природа человека изменчива и способна обратиться ко злу. В борьбе с началами, властями и силами этого мира мрака1616 может статься, что падет человек, будучи либо обманут, либо захвачен силами зла. Так что каждый из учеников опасался, как бы не оказаться тем самым предателем, который был теперь здесь предсказан.
Ориген, Из комментариев на Евангелие от Матфея1617.
14:20 Один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо
Вызов предателю
Видя, что ученики перепуганы, Он указал на предателя пророческим голосом: «Человек, который ел хлеб со Мной, поднял на Меня пяту»1618. Не расходится это с тем, что сказано в Евангелии: Опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня1619. Заметь, как Спаситель, желая во всем нас наставить, подает ученикам знак об Иуде-предателе, говоря, что он опустит руку свою вместе с Ним в чашу, в которой, как я полагаю, обмакивали куски хлеба евшие пасху. Также думаю, желая раскрыть коварство Иуды, Иисус сказал, что тот, кто был принят за общим столом, кто ел с Ним и с другими учениками, предаст Иисуса, одарившего его такими почестями... за тридцать сребреников1620. Подобное в особенности свойственно злым людям, которые, вкушая хлеб и соль с теми, кто никакого зла им не делает, строят против них козни.
Ориген, Из комментариев на Евангелие от Матфея1621.
14:21а Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается
Горе предателям
Был также еще один, кем Иисус был предан, - дьявол. Иуда же был только инструментом его предательства. Горе не только Иуде - горе всем предающим Христа.
Ориген, Из комментариев на Евангелие от Матфея1622.
14:21б Лучше было бы тому человеку не родиться
Божия благость и человеческая свобода
Ведение относится к тому, что есть, а предведение - к тому, что непременно будет. Ибо сначала бытие, а затем уже бытие доброе или злое. Если бы для имеющих по благости Божией получить бытие то обстоятельство, что они по собственному произволению делаются злыми, послужило препятствием к бытию, то зло победило бы благость Божию. Поэтому все, что творит, Бог творит благим, однако каждый по собственному произволению бывает либо добрым, либо злым. Стало быть, хотя Господь говорил: Лучше бы было тому человеку не родиться1623, Он говорил это, не порицая Своего собственного создания, но порицая порочность, которая появилась у Его творения как следствие его собственного произволения и легкомыслия.
Иоанн Дамаскин, Изложение веры1624.
14:22-25 ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда суду пить новое вино в Царствии Божием.
Обзор: Через преломление хлеба и освящение чаши Церковь воздает благодарения Господу и причащается Телу и Крови Христа (Дидахи, Иустин Мученик, Тертуллиан). Эта традиция была передана от апостолов (Ириней Лионский). Хлеб и вино участвуют в таинстве Слова (Ориген); они освящаются и претворяются Словом (Амвросий Медиоланский), и это есть пища духовная (Иоанн Дамаскин) и святыня радости (Климент Александрийский).
14:22а Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил
Евхаристическая молитва
Молитесь так: «Благодарим тебя, Отче наш, за святую лозу Давида, отрока Твоего, которую Ты явил нам через Иисуса, отрока Твоего1. Тебе слава вовеки, аминь». О преломлении же [молитесь] так: «Благодарим тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты явил нам через Иисуса, отрока Твоего1625. Тебе слава вовеки, аминь». Как это преломление было рассеяно по горам и, собранное, стало единым, так да соберется Церковь Твоя от пределов земли в Царствие Твое.
Дидахи1626.
Преломление хлеба и освящение чаши
Когда же предстоятель благословит, а весь народ провозгласит одобрение, то так называемые диаконы дают каждому из присутствующих причаститься благословленного хлеба, вина и воды, а тем, кто не присутствует, относят. И эта пища называется у нас Евхаристией, в которой нельзя участвовать никому, кроме верующих в то, что наши учения истинны, и омывшихся омовением для оставления грехов и в возрождение, и живущих так, как заповедал Христос1627. Ибо мы принимаем это не как обычный хлеб и обычное питье. Но как Иисус Христос, Спаситель наш, воплотившееся Слово Божие, возымел ради нашего спасения кровь и плоть, так и мы научены, что пища, благословленная молитвой исходящего от Него слова, пища, которою через претворение питается наша кровь и плоть, есть кровь и плоть этого воплотившегося Иисуса. Ибо апостолы в составленных ими воспоминаниях, которые называются Евангелиями, передали, что им было заповедано так: Иисус, взяв хлеб, благословил и сказал: Сие творите в мое воспоминание: сие есть Тело Мое. И также, взяв чашу, благословил и сказал: Сия есть Кровь Моя, - и разделил ее только между ними1628.
Иустин Мученик, Апология1629.
14:22б Приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
Освящение тварного
Наставляя учеников приносить Богу начатки Его творений - не потому, что Он в них нуждается, но чтобы сами не были бесплодны и неблагодарны - Он взял тварное - хлеб, и возблагодарил, говоря: Cue есть Тело Мое. Подобно и чашу, которая также из сотворенного, как и мы, Он назвал Кровью Своею, научив новому приношению Нового Завета1630. От Его апостолов приняла Церковь и воздает во всем мире Богу, дающему нам пищу, начатки даров Его в Новом Завете.
Ириней Лионский, Против ересей1631.
О Теле Иисуса
Объявив, что Он желает есть пасху - чего же еще мог возжелать Бог? - Он, взяв хлеб и раздавая его ученикам, назвал его Своим Телом: Сие есть Тело Мое, то есть образом тела Своего1632. Но хлеб не мог бы быть образом, если бы не существовало прежде истинное тело. Обычно пустая вещь, то есть призрак, не может иметь образа. Или если Он сделал хлеб Своим Телом, поскольку не имел тела, тогда Ему надлежало за нас отдать хлеб. Маркион говорит о призрачности Его тела и не побоялся бы утверждать, что на кресте был распят хлеб! Почему же тогда Иисус называет хлеб Своим Телом? Не лучше ли тыква, которая у Маркиона вместо сердца?
Тертуллиан, Против Маркиона1633.
Хлеб и вино
Тот хлеб, который Бог Слово исповедует Своим Телом, есть слово, питающее души. Слово, исходящее от Бога, хлеб от хлеба небесного, пребывающий на столе нашем, о котором сказано: Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих1634. И питие, которое Бог Слово исповедует Своею Кровью, есть Слово, напояющее и опьяняющее сердца пьющих из чаши... Это питие -плод истинной виноградной лозы1635 ...кровь того виноградного плода, который послан был под пресс страдания и вынес оттуда это питие. Так и хлеб есть слово Христа, проросшее из пшеничного зерна, которое, будучи брошено в землю, принесло многие плоды1636. Бог Слово называл Своим Телом не тот зримый хлеб, который держал в руках, но слово, в таинстве которого хлеб был преломлен. И не зримый напиток Он называл Своей Кровью, но слово, в таинстве которого Кровь была испита. Ибо Телом Бога Слова, или Его Кровью, что еще может быть, как не слово, питающее и оживляющее сердца? Почему же Он не сказал: «Это - хлеб Нового Завета», но сказал: Сие есть Кровь Моя Нового Завета?1637 Потому что хлеб - слово праведности, вкушением которого души питаются, в то время как Кровь -слово знания Христа согласно таинству Его рождения и страдания.
Ориген, Из комментариев на Евангелие от Матфея1638.
Хлеб, освященный Словом
Ты хочешь знать, как хлеб освящается словами небесными? Внимай тому, каковы слова. Священник говорит: «Сотвори для нас сию жертву, словесную, разумную, приятную, что есть образ Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. В день перед страданиями Он взял в Свои святые руки хлеб, воззрел на небо, на Тебя, Святый Отче всемогущий, Боже вечности, и, воздавая благодарения, благословил и преломил хлеб, передавая его апостолам и ученикам Своим, говоря: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое»1639. Заметьте: до освящения -это хлеб, но в соединении со словами Христа - это Тело Христово.
Амвросий Медиоланский, О таинствах1640.
Пища духовная
Так как Он есть духовный Адам, то надлежало, чтобы и рождение было духовно, равно как и пища. Но поскольку мы некоторым образом двойственны и сложны, то следует, чтобы и рождение было двояким, и пища - сложною. Потому нам дано рождение водою и Духом (я говорю о святом крещении)1641, а пища наша - Сам хлеб жизни, Господь наш Иисус Христос, сошедший с небес1642. Ибо Он, намереваясь принять за нас добровольную смерть, в ту ночь, в которую предавал Себя, завещал святым Своим ученикам и апостолам Новый Завет1643, и через них - всем верующим в Него. Вкусив со Своими учениками ветхую пасху в горнице святого и славного Сиона и исполнив Ветхий Завет, Он умывает ноги ученикам1644, показывая знамение святого крещения. Потом, преломив хлеб, Он передает им, говоря: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас преломляемое во оставление грехов»1645.
Иоанн Дамаскин, Изложение веры1646.
14:23а Взяв чашу, благодарив, подал им
Таинство Слова
До слов Христа сосуд заполнен вином и водой, но когда действуют слова Христа, в нем уже Кровь, искупляющая людей. Видите, как слова Христовы могут изменять все вещи? Затем и Сам Господь Иисус свидетельствовал нам, что мы принимаем Тело и Кровь Его. Неужели мы должны сомневаться в вере и в Его свидетельстве?
Амвросий Медиоланский, О таинствах1647.
14:24 Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая
Святыня радости
Он благословил вино, сказав: «Приимите, пейте - это есть Кровь Моя». Кровь винограда, Слово, «за многих изливаемое во оставление грехов»1648, святыня радости1649.
Климент Александрийский, Педагог1650.
Вино и Кровь
Он Сам говорит о Крови Своей: до освящения называет ее как-то иначе, после освящения - Кровью; ты же говоришь: «Аминь», то есть: «Это верно». Так пусть разум внутри тебя исповедует то, что уста произносят; пусть сердце почувствует то, что слова выражают!
Амвросий Медиоланский, О тайнах к новопосвященным1651.
14:26-37 В ГЕФСИМАНИИ
26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы.
28 По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее.
29 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.
30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.
32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.
33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.
34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;
36 и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?
Обзор: Как и в отношении Петра, Бог знает людей лучше, чем они знают сами себя (Августин Иппонский). Исполняя пророчества, Христос совершил Свое дело один, будучи покинут всеми, даже клявшимся учеником (Иероним Стридонский). Приняв смерть, Христос показал Себя во всем послушным Отцу и открыл тайну Своего вечного смирения (Иларий Пиктавийский) в качестве примера для всех (Августин Иппонский). На кресте открылись божественная и человеческая природы Христа (Ориген, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Иларий Пиктавийский, Ефрем Сирин). От созерцания этого зрелища человеческий разум цепенеет (Ориген). Крестная скорбь указывает на конец смерти, а не на ее торжество (Иларий Пиктавийский).
14:30 Прежде нежели дважды пропоет петух
Знание Бога и неведение человека
Бог знает о нас и то, чего мы о себе сами не знаем. Так Петр не знал о своей слабости, когда Господь сказал ему, что тот трижды отречется от Него1652.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1653.
14:31 Не отрекусь от Тебя
Бегство Петра
Из всего света Иисус избрал двенадцать апостолов: из двенадцати один отступил, одиннадцать остались. Пришел крест, десять убежали: остался один Петр, один с Одним. И этот один убежал, да если бы только убежал -он отрекается! Можно сказать, что весь род человеческий был потерян. И потому, что он был потерян, Господь распятый говорит: Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною1654. Тогда исполнились слова псалма: Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного1655, Нет делающего добро, нет ни одного1656. Тот же, кто обещал: Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя1657, - отрекся от Него.
Иероним Стридонский, Трактат на Псалмы1658.
14:34 Душа Моя скорбит смертельно
Человеческое и божественное
Как узнаем из Евангелия, Он опечалился перед смертью, о чем Сам признается в словах: Душа Моя скорбит смертельно1659; и Он отведен был на смерть, которая среди людей считается самой позорной, и на третий день воскрес1660. И если мы видим в Нем нечто человеческое, что не отличается от обычной тленности смертных людей, а также и нечто божественное, свойственное только первичной и невыразимой природе Божества, то наше ограниченное человеческое понимание цепенеет и застывает в восторге изумления, не зная, куда двинуться, за что взяться и к чему обратиться.
Ориген, О началах1661.
Смысл печали
Как же понимают люди, что означает «опечалиться смертельно»?1662 Это не может быть понято как печаль из-за смерти: ибо где печаль из-за смерти, там смерть - причина печали. Печаль же смертельная указывает на то, что смерть служит окончанием печали, а не ее причиной.
Иларий Пиктавийский, О Троице1663.
14:35а Пал на землю и молился
Переживания человека
Он принимает природу человека, а с нею и человеческие чувства. Потому ты читаешь: И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей1664. Не как Бог, а как человек говорит Он это. Ибо Богу ли не знать, что возможно или невозможно? Или разве для Бога что-нибудь невозможно, когда сказано: Для Тебя ничего нет невозможного?1665
Амвросий Медиоланский, Пять книг о вере1666.
14:35б Если возможно
Немощь человеческой природы
Как же Он говорит здесь: Если возможно?1667 Он показывает нам немощь человеческой природы, которая не желает просто так лишиться здешней жизни, но откладывает и медлит по причине изначально вложенной в нее Богом любви к жизни этой.
Иоанн Златоуст, О единосущии1668.
14:36а Авва Отче! все возможно Тебе
Сила Всевышнего
Не подвластен законам природы Тот, от Кого вся природа берет закон. Нет никакого несовершенства и никакой изменчивости в Том, Кто выше любой силы. Как говорит Господь: Отче! Все возможно Тебе, - и то, что не вмещает разум человека, Бог способен сотворить.
Иларий Пиктавийский, О Троице1669.
14:36б Пронеси чашу сию мимо Меня
Смысл слов о чаше
Он знал, что говорил Своему Отцу, и хорошо понимал, что эта чаша может миновать Его. Однако Он пришел для того, чтобы испить ее за всех, чтобы посредством этой чаши искупить долги всех - долги, которые пророки и мученики не могли оплатить своей смертью... Он принял плоть, облекся в ее слабости: ел, когда был голоден, испытывал усталость после трудов, был одолеваем сном, когда утомлялся. Потому было необходимо также, чтобы все, что он должен был исполнить по плоти, было сполна совершено тогда, когда пришло время Его смерти. Мука смерти в действительности вторглась в Него, чтобы показать Его природу как сына Адама, над которой, в соответствии со словом апостола, властвует смерть...1670 Или иначе: в час Своей телесной смерти Он отдал телу то, что принадлежит ему, говоря тем самым, что все страдания Его тела должны показать еретикам и схизматикам, что это тело подлинное. Разве это тело не было видимо ученикам, так же как и всем остальным? Как Он был голоден или жаждал, утомлен или нуждался в сне, так же он был подвержен и страху. Поэтому Он и сказал эти слова, чтобы нелегко было сказать кому-нибудь в этом мире, будто долги наши были искуплены Им без страданий и без труда. Или же Он сказал это, чтобы научить своих учеников посвящать свою жизнь и смерть Богу. Если Тот, Кто мудр премудростью Божией, просил о том, что подобает Ему, то в насколько большей степени должны обычные люди предавать волю свою Тому, Кто знает о всех вещах... Если Тот, Кто бесстрашен, боялся смерти и просил избавления от нее, хотя и знал, что это невозможно, то насколько усерднее должны молиться перед искушением все остальные для того, чтобы во время искушения быть избавленными от него.
Ефрем Сирин, Толкование на Диатессарон Татиана1671.
Молитва Человека
Он молился о том, чтобы чаша, если возможно, была пронесена мимо, и, хотя нет ничего невозможного для Бога (как и Сам Иисус говорит: Отче! Все возможно Тебе), для человека невозможно не испытывать страха страдания, да и вера познается через испытание1672. И потому как человек Он желает, чтобы чаша миновала Его. Как Бог от Бога Он соединяется в одной воле с Отцом.
Иларий Пиктавийский, О Троице1673.
14:36в Но не чего Я хочу, а чего Ты
Таинство вечного смирения
Тот, кто уничижает себя, не является уничиженным по природе. И тот, кто подчиняется, поступает по воле своей в том, что, принижая себя, подчиняется. Так Бог Единородный уничижает Себя и подчиняется Отцу вплоть до крестной смерти. Каким же образом, когда все Ему покорено1674, Он Сам подчиняется Отцу? Не иначе как подчинение есть не новое послушание, а проявление во времени таинства Его вечного смирения1675. Нет у этой покорности иного значения, кроме проявления таинства.
Иларий Пиктавийский, О Троице1676.
Надежда для немощных
Добрый Учитель и истинный Спаситель, сострадая немощным, на Себе показал, что страдающие не должны отчаиваться, если в сердце их во время страдания по слабости человеческой закрадется печаль. Они победят ее тем, что предпочтут своей воле волю Бога, ибо Он знает, как позаботиться о тех, над кем надзирает1677.
Августин Иппонский, О согласии евангелистов1678.
14:38-42 МОЛИТВА ИИСУСА И СОН УЧЕНИКОВ
38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.
40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
41 И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.
42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.
Обзор: Искушения бывают всегда, цель молитв - в том, чтобы не пасть, когда они придут, а не в том, чтобы их не было вовсе (Ориген). Лучше всего в такой молитве испрашивать волю Небесного Отца (Дионисий Александрийский), поскольку одних человеческих усилий недостаточно (Августин Иппонский). Бог дал человеку силу духа, которая может торжествовать над немощью плоти и вместе с плотью вести человека к спасению (Тертуллиан). В Гефсиманском саду Иисус просил и молился о том, чтобы ученики не стали жертвами немощи плоти (Иларий Пиктавийский).
14:38а Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение
Молитва и искушение
Следует молиться не о том, чтобы не подвергаться нам искушениям - ибо это невозможно1679, - но чтобы искушение не охватило нас1680.
Ориген, О молитве1681.
Как можно не впасть в искушение?
Первый способ не впасть в искушение заключается в том, чтобы, как советует Иисус, и слабейшие молились при приближении искушения; когда же должен прийти соблазн - чтобы не впасть в искушение. Однако самый лучший способ не впасть в искушение -это попросить не единожды, а дважды: Но не чего я хочу, а чего Ты1682. Ведь Бог не искушаем злом и желает дать нам благо сверх и более того, что мы просим и о чем помышляем1683.
Дионисий Александрийский, Фрагменты1684.
Искушение, воля, молитва
Итак, бодрствуй и молись, дабы не впасть в искушение... Если бы человек мог достичь этого по своей воле, он не просил бы этого в молитве. Если бы воли было достаточно, чтобы не впасть в искушение, зачем бы мы стали об этом молиться? А если бы ее не было, мы были бы не в состоянии молиться. Значит, пусть будет она, чтобы мы имели желание. Тогда станем молиться о том, чтобы осилить то, чего пожелали, верно подражая Самому Дающему.
Августин Иппонский, Послания1685.
В чем смысл молитвы?
Если бы по самой природе и по свободной воле все это находилось в нашей власти, то любой смог бы увидеть, что напрасно просить у Господа и неверно молиться о том, что уже есть в самой природе и является доступным ее силе. Тогда не стал бы Господь Иисус говорить: Бодрствуйте и молитесь1686, но только: Бодрствуйте, чтобы не впасть в искушение. И не сказал бы Он блаженнейшему первоапостолу: Я молился о тебе, но вместо этого просто: «Увещеваю тебя» или: «Повелеваю и советую», чтобы не оскудела вера твоя1687.
Августин Иппонский, Послания1688.
14:38б Дух бодр, плоть же немощна
Дух и плоть
Он Сам признал, что душа Его была опечалена смертельно1689 и что плоть слаба, дабы показать тебе, что в Нем и душа опечаленная, и плоть ослабленная были человеческими, чтобы ты не пытался искать у Христа другую душу и другую плоть, как теперь это делают. Ты должен знать, что, показав душу и плоть, Он научил тому, что сами по себе, без духа, они ничего не дают. Вот почему Он сначала утверждает бодрость духа, чтобы ты понял, что внутри тебя обитает сила духа, а не одна немощь плоти. И отсюда ты можешь узнать, что делать и что чему подчинить - то есть немощное сильному; и не поступать, как ты теперь, когда, пренебрегая силою духа, ты оправдываешь себя немощью плоти1690.
Тертуллиан, О бегстве во время гонений1691.
Плоть в подчинении у духа
Не будем тешить себя тем, что Господь признал слабость плоти. До этого Он сказал, что дух бодр, дабы показать, что чему должно быть подчинено: чтобы плоть служила духу, более слабое более сильному, чтобы сама плоть набиралась силы от духа. Пусть дух говорит с плотью ради общего спасения. И ты не о трудностях тюремного заключения помышляй, а о самом бое, о самом сражении.
Тертуллиан, К мученикам1692.
14:39 И, опять отойдя, молился
О чем молился Иисус?
По-прежнему ли не ясна причина печали и молитвы о миновании чаши? Ведь Он велит бодрствовать с Ним и молиться, дабы не впасть в искушение, ибо дух бодр, плоть же немощна1693. Однако обещавшие не соблазниться в вере, соблазнились через немощь плоти. Не о Себе Он печалится и не о Себе молится, но о тех, кого наставляет бодрствовать и молиться, чтобы им не выпала чаша страдания: Он молится, чтобы она миновала Его и, значит, чтобы она не осталась с ними.
Иларий Пиктавийский, О Троице1694.
14:40 Возвратившись, опять нашел их спящими
Смысл сна учеников
Немощность и коварство - свойства дьявола. Когда Бог повелел Аврааму принести в жертву сына, это не было совращением его ко злу, но испытанием его веры1695. Через него Бог дал пример исполнения Своей заповеди, согласно которой для человека ничто не должно быть дороже Бога1696. Когда Иисус Сам был искушаем дьяволом, Он указал на средство защиты от искушения и на искусство борьбы с ним. И когда Он говорит, что надо молиться, чтобы не впасть в искушение1697, то делает это для будущих поколений. Ученики же, впав в искушение, оставили Господа, предавшись вскоре сну, а не непрестанной молитве.
Тертуллиан, О молитве1698.
14:43-52 АРЕСТ ИИСУСА
43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.
45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его.
47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня.
49 Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.
50 Тогда, оставив Его, все бежали.
51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.
52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.
Обзор: Иисус проявил безмерное терпение и сострадание по отношению к Иуде, когда обратился к нему по имени (Дионисий Александрийский), однако в назидание всем любящим богатство и деньги, порок сребролюбия увлек последнего к преступлению и гибели (Иоанн Златоуст). Христос искупил человечество в тот самый день, в который еврейский народ был избавлен от египетского плена (Беда Достопочтенный). Избрание Иуды в качестве ученика символизирует любовь Господа к народу Иуды-Израиля и Его надежду на их исправление (Ефрем Сирин).
14:43 Приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями
Тирания сребролюбия
Послушайте, сребролюбцы, подумайте, что с ним стало: как он и денег лишился, и грех совершил, и погубил собственную душу. Такова тирания сребролюбия. Ни деньгами Иуда не воспользовался, ни нынешней жизнью, ни будущей, но сразу все потерял, и, заслужив дурную славу даже у тех, от кого получил деньги, тогда же удавился1699.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея1700.
14:44 Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его
Ответ на поцелуй предателя
Удивительна терпеливость Господа, который поцеловал предателя и произнес слова еще более нежные, чем поцелуй! Он не сказал: «Грязный и нечестивейший предатель! Так-то ты воздаешь мне за столькие благодеяния?» Нет, Он просто сказал: Иуда!1701 - назвав его по первому имени, скорее сострадая ему и призывая его к Себе, нежели гневаясь.
Дионисий Александрийский, Фрагменты1702.
14:46 Взяли Его
Связь с древней Пасхой
По прошествии пятого дня, следуя до этого момента традиции древней Пасхи, Он завершил ее и передал ученикам новые таинства, дабы они соблюдались впредь. Потом Он взошел на гору Олив, где схвачен был иудеями, а утром распят. Он искупил нас от господства дьявола в тот же день, в который древнееврейский народ через заклание агнца избавился от ярма египетского плена1703.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1704.
14:46 И возложили на Него руки свои и взяли Его
Об избрании Иуды
Почему Он избрал Иуду и сделал его Своим домоправителем-казначеем, хотя тот и ненавидел Его? Для того, чтобы показать Свою совершенную любовь и милость, а также для того, чтобы научить Свою Церковь, что хотя и были в земле Иудиной лжеучители, но там же был и престол истины, и что не погиб престол Иуды вместе с предателем. А также что хотя и были в Иудее домоправители законопреступные, но домоправление было истинным. Поэтому он и омыл Иуде ноги его1705, на которые тот встал и которыми пошел к Его убийцам, а затем, поцеловав Его в уста, дал знак ищущим Его смерти1706. По той же причине Христос вложил хлеб в руку того, кто протянул ее, чтобы взять мзду, и продал Его убийцам.
Ефрем Сирин, Толкование на Диатессарон Татиана1707.
14:53-65 ИИСУС ПЕРЕД ПЕРВОСВЯЩЕННИКАМИ И СИНЕДРИОНОМ
53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.
54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.
55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.
56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.
57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:
58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.
59 Но и такое свидетельство их не было достаточно.
60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?
62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?
64Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.
65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.
Обзор: Дом первосвященника, осудившего Иисуса, пал и разрушен, но колонна, к которой был привязан Христос, по-прежнему на месте и служит объектом почитания для паломников (Пруденций). Храм, созданный Словом Бога, вечен (Пруденций), чего не могли понять слушающие слова Иисуса о храме Его тела (Ориген). Во время осуждения Иисус молчал, чтобы исполнились слова пророка Исайи (Августин Иппонский, Киприан Карфагенский); точно так же пророки предсказали Его второе пришествие (Иустин Мученик). Задавая свои вопросы, судьи не понимают того, что тем самым утверждают истину о Мессии-Христе (Иларий Пиктавийский).
14:58а Я разрушу храм сей рукотворенный
Дом Первосвященника
Позорно пал дом Каиафы,
Бога хулившего;
в нем лик святой Христа
пощечины терпел1708.
Такой же ожидает грешников
исход, чья жизнь
навеки скрыта будет грудами руин.
В покоях сих Господь стоял,
привязанный к колонне;
и спину Он, как раб,
плетям подставил.
Колонна чтимая и ныне там
поддерживает храм
и учит нас в свободе жить
от всяких истязаний1709.
Пруденций, Исторические образы1710.
Два храма
Не видишь ли, как глыбы Соломона,
Творенье рук, лежат в руинах ныне?1711
Сей знатный храм повержен. Почему?
Десница тленная творца
из камня храм соорудила.
Он в прах распался, как и подобает:
плоды искусства - на пути в ничто.
Так все, что создано,
однажды погибает.
Но, если хочешь знать,
у нас есть храм1712,
Который не был создан мастерами.
Он не из ели и не из сосны,
и нет в нем плит из мрамора.
Колонны вес его не держат,
и над колоннами изгибов арок нет.
Он создан Словом Бога, но не гласом -
Его извечным Словом,
ставшим плотью1713.
Сей вечен храм, конца ему не будет.
Но ты ему дал кнут,
и крест, и желчь.
Поверженный,
растоптанный грехами,
от матери наследовавший тленье,
сей храм разрушен был,
и после краткой смерти
величием Отца в три дня восставлен1714.
Пруденций, Прославление1715.
14:58б Через три дня воздвигну другой, нерукотворенный
Какой храм будет восстановлен?
Они обвиняли Господа нашего Иисуса Христа, ссылаясь на то, что Он говорил: Разрушьте храм сей, и Я чрез три дня воздвигну его1716. Он говорил о храме тела Своего, а они думали, что это сказано о храме, построенном из камня.
Ориген, Комментарии на Евангелие от Иоанна1717.
14:61а Но Он молчал и не отвечал ничего
Смирение Агнца
Не напрасно Ему предшествовало пророчество: И как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих1718, не отвечая вопрошающим со всех сторон. И хотя Он так часто отвечал спрашивающим Его, здесь Он не захотел отвечать, чтобы вызвать это сходство с агнцем. Его молчание было молчанием безвинного, а не виновного. Во время суда Он не открывал Свои уста, подобно агнцу, не потому, что связан был Своими грехами, но потому, что смиренно приносил Себя в жертву за грехи других.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1719.
14:61б Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?
Заблуждение спрашивающих
Кто Христос, познавай по тем, кто отвергает Его, чтобы самим неизбежным признанием их твое невежество было оспорено. Дело в том, что, когда иудеи не знали Христа во плоти, они, тем не менее, знали, что Христос -Сын Божий, и лжесвидетельствовали всякую ложь против Него. Так священнослужитель спрашивает Его: Ты ли Христос, Сын Благословенного?1720 Отвергая таинство, они, однако, не отвергают естества. Ведь не спрашивают, существует ли Христос Сын Божий, но есть ли Иисус тот самый Христос? Они ошибаются в отношении человека, но не Сына Божия, и их сомнение не в том, Божий ли Сын Христос. Спрашивая, является ли Иисус Христом, они не отрицают, что Христос - Сын Божий.
Иларий Пиктавийский, О Троице1721.
14:62 И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных
Два пришествия Христа
О том, что Он придет с небес со славой, послушайте сказанное по этому поводу пророком Иеремией. Сказал же он следующее: «Вот, как Сын Человеческий грядет на облаках небесных»1722. ... Ибо пророки предвозвестили два Его пришествия: одно, уже происшедшее, в образе не имеющего чести и подверженного страстям человека, а второе - со славою с небес1723.
Иустин Мученик, Апология1724.
14:65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его
Ответ на унижения
Кто же Он, говорящий, что раньше молчал, но не всегда будет молчать? Это Он, как овца ведомый на заклание и как агнец пред стригущим его, безгласен1725. Это Он, Кто не взывал и Чей глас не был слышен на улицах1726. Это Он, Кто не упорствовал и не возражал, когда спину Свою подставлял под удары, щеки - под пощечины, Кто лица Своего не отворачивал от мерзких плевков1727. Это Он, священнослужителями и старейшинами обвиняемый, ничего не отвечал1728 и, к удивлению Пилата, хранил самое смиренное молчание1729.
Киприан Карфагенский, О благе терпения1730.
14:66-72 ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА
66 Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника
67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.
68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.
69 Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.
70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.
71 Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.
72 Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.
Обзор: Евангелист Марк уделил эпизоду с отречением Петра сравнительно больше внимания, так как Петр был его непосредственным учителем в вере (Иоанн Златоуст). Этот и подобные рассказы можно расценивать в качестве подтверждения общей достоверности евангельских повествований (Евсевий Кесарийский). Отречение научило Петра должным образом снисходить к слабостям своей паствы (Григорий Великий). Принеся искреннее раскаяние, Петр повторил путь царя Давида (Августин Иппонский) и дал пример того, как следует избегать необдуманных клятв (Ориген, Иоанн Златоуст).
14:68 Не знаю и не понимаю, что ты говоришь
Отречение Петра
Какие новые и странные дела! Когда он видел, как Учителя только брали под стражу, он так кипел, что даже вытащил меч и отсек ухо1731, но когда было бы естественнее вознегодовать, и вспылить, и возгореться, слушая такую брань, тогда Петр отрекается. Ибо кого бы не распалило до бешенства происходившее тогда?.. А он не вынес угрозы бедной и ничтожной девицы и отрекся не один лишь раз, но и дважды, и трижды1732.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея1733.
14:70 Он опять отрекся
Предательство близких
Ты удалил от меня знакомых моих1734. В крестном страдании даже апостолы Мои бежали от Меня; и даже сам Петр сказал, что не знает Сего Человека1735.
Иероним Стридонский, Трактат о Псалмах1736.
14:71 Он же на чал клясться и божиться
Отречение с клятвой
В третий раз он отрекается не только поклявшись, но и побожившись. В этом назидание нам: чтобы никогда ничего не обещать необдуманно, в соответствии с нашей человеческой привычкой.
Ориген, Из комментариев на Евангелие от Матфея1737.
14:72а Тогда петух запел во второй раз
Достоверность рассказа Марка
Мне кажется, хорошо сказано, что у учеников Иисуса следует либо верить всему, либо вообще ничему не верить. И если не следует верить этим людям, то и вообще никому, кто когда-либо у эллинов или варваров составлял жизнеописания, речи и воспоминания о людях, прославляемых за их благие дела. Или же другим верить похвально, и только этим людям не нужно верить? Разве не очевидна здесь зависть? Что же, лгущие на Учителя и передающие в своих писаниях то, чего с ними не было, выдумали и Его страдания? Выдумали предательство одного ученика1738, речи обвинителей1739, насмешки и поношения судей, издевательства и пощечины1740, удары кнута по спине, и терновый венец, возложенный на Него в поругание1741, и багряницу, надетую на Него наподобие плаща; и, наконец, Его самого, несущего Свой крест1742, пригвожденного к нему по рукам и ногам1743, и поимого уксусом, и пронзенного в бок копьем, и поносимого от толпы?1744 Значит, и это, и все подобное, с этим связанное, должно быть выдумкой Его учеников? Или же в одних делах нужно верить им как наиболее правдивым, а в других, более славных и священных делах, не верить? Откуда же возьмется такое к ним недоверие? Ведь утверждать об одних и тех же людях, что они говорят правду и они же лгут, - значит утверждать противоположные вещи об одном и том же в одном и том же отношении. И на основании чего их можно изобличить? Ведь если бы они намеревались заняться измышлениями и приукрасить Учителя ложью, они никогда не написали бы сказанного прежде о [Его страданиях] и не открыли бы будущим поколениям, что Он «ужасался», и «тосковал», и «скорбел душой»; или что они сами покинули Его; или что его любимый ученик и апостол, Петр, избегая мук и угроз от властей, трижды отрекся от Него.
Евсевий Кесарийский, Доказательство в пользу Евангелия1745.
14:72б Начал плакать
Правда об отречении Петра
Марк был учеником Петра. Поэтому тем более можно подивиться ему, что он не только не скрыл слабость учителя, но и рассказал о нем подробнее других, именно потому, что был учеником.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея1746.
Плач Петра
Как святой Давид раскаялся в своих смертоносных преступлениях и устоял в чести1747, так и блаженный Петр, излив горькие слезы после того, как отрекся от Господа, раскаялся и остался апостолом1748.
Августин Иппонский, Послания1749.
Научить состраданию
Здесь нам стоит задаться вопросом, почему всемогущий Бог допустил, чтобы Петр, которого Он поставил над всей Церковью, испугался голоса служанки и отрекся от Него. Так мы узнаем, что это было делом великой благодати: тот, кому предстояло стать пастырем Церкви, через свое собственное падение узнал, как должно сострадать другим. Так что прежде Он показал Петру его самого и тогда уже возвысил его над другими, чтобы он через свою слабость познал, как сострадать чужой слабости.
Григорий Великий, Гомилии на Евангелия1750.