|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

6:1-6 ИИСУС В НАЗАРЕТЕ: НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

1 Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.

2 Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?

3 не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли между нами Его сестры? И соблазнялись о Нем.

4 Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.

5 И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их.

6 И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.


 

Обзор: Иисус учит в синагоге, не отделяясь от нее (Ориген). Он был плотником и сыном плотника (Иустин Мученик, Ефрем Сирин). В некоторых местах Господь не совершал чудес из-за неверия людей (Григорий Назианзин, Иоанн Кассиан, Ориген).

 

6:1 Пришел в Свое отечество

О Назарете

Он называет Свою родину Назарой... Назара - оттого, что Назореем наречется674. ...Иисус не имеет чести в Своем отечестве, но людьми, чуждыми «заветов», то есть язычниками, почитается675. ...Впрочем, Он учил в синагоге, не отделяясь от нее и не отрицая ее676.

Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея677.

 

Для кого Он приходит?

Откуда выходит и куда входит Тот, Кого не держит ничто, Кто не связан никаким местом? В какое отечество пришел Тот, Кто создал мир и владеет им?.. Верно, не Сам для Себя, но для тебя и в тебя выходит и входит Христос, покуда не приведет тебя, отвергнутого, домой678.

Петр Хризолог, Собрание проповедей679.

 

6:3 Не плотник ли Он, сын Марии?

Пример праведности и трудолюбия

Когда Иисус пришел к Иордану, Его считали сыном плотника Иосифа680, и Он казался, как предвозвещали об этом Писания, не имеющим вида681, и считался плотником, ибо, будучи среди людей, Он делал плуги и ярма -эти плотницкие изделия, научая с их помощью образцам праведности и деятельной жизни.

Иустин Мученик, Беседа с Трифоном иудеем682.

 

Глава плотников

Пришли плотники к сыну Иосифа, воспевая:

благословенно рождение Твое, Глава плотников,

ибо Тобой вырезан также ковчег683,

Тобой соткана скиния завета684, что была лишь на время.

Прославь имя нашего ремесла, чтобы стало оно

достоинством нашим. Сделай ярмо легким и столь же покойным для несущих его685.

Создай меру, что не может быть ложной,

ибо истина полная в ней.

Ефрем Сирин, Гимны на Рождество686.

 

6:5а И не мог совершить там никакого чуда

Что значит «не мог»?

...Иное невозможно по недостатку воли; например: не мог совершить там знамения из-за неверия принимающих687. Ведь поскольку для исцеления нужны обе эти вещи, то есть и вера врачуемых, и сила врачующего, они не способны были получить одно по причине отсутствия другого. Не знаю, не следует ли и это отнести к разумному основанию. Ведь было бы неразумно исцелять тех, которым потом повредило бы неверие. В этом же смысле сказано: Вас мир не может не ненавидеть688, а также: Как вы можете говорить доброе, будучи злы?689. Ибо каким образом здесь что-либо невозможно, как не в смысле отсутствия желания? Есть среди сказанного Господом и нечто такое, что по природе своей невозможно, однако возможно Богу, если Он захочет690. Например, то, что одному и тому же человеку невозможно родиться дважды691, или игольные уши, не пропускающие верблюда692. Что помешало бы этому произойти, если бы Бог захотел? Однако вне всего этого стоит то, что совершенно невозможно и недопустимо... Невозможно, чтобы Бог был зол или чтобы Его не было, ибо такое показывало бы бессилие Бога, а не силу. Также невозможно, чтобы несущее существовало, а дважды два было бы одновременно и четыре, и десять. Невозможно и то, чтобы Сын делал что-либо неприемлемое, чего не делает Отец.

Григорий Назианзин, О Сыне (Слово 30)693.

 

Степени веры

В некоторых случаях Он настолько обильно изливал Свою целительную силу, что евангелист воскликнул об этом: И исцелил всех больных694. Среди других людей безграничная мера Христовых благодеяний натыкалась на такие большие препятствия, что сказано: И не совершил там многих чудес по неверию их695. Щедрость Бога измеряется верою человека, так что одному Он говорит: По вере вашей да будет вам696, другому: Иди, и, как ты веровал, да будет тебе697, третьему: Да будет тебе по желанию твоему698, четвертому: Вера твоя спасла тебя699.

Иоанн Кассиан, Собеседования700.

 

6:5б Только на немногих больных возложив руки, исцелил их

Божия сила и людское неверие

Как у некоторых тел есть естественное влечение к другим: у магнитного камня к железу и у так называемой нефти к огню, так же, возможно, есть влечение и у подобной веры к божественной силе. Поэтому сказано: Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет701. Мне же кажется, что и Матфей, и Марк, желая точно выразить превосходство божественной силы - что она способна творить и при неверии, хотя ее действие и не таково, как если бы получающие благодеяние имели веру, - высказались не в том смысле, что Он не совершил чудес из-за их неверия, но просто: Не совершил там многих чудес702. Что касается Марка, то, сказав, что Он не мог совершить там никакого чуда, он на этом не остановился, но добавил: Только, на немногих больных возложив руки, исцелил их, - потому что и в этом случае Его сила оказалась победительницей над неверием.

Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея703.

 

6:6 И дивился неверию их

«Сила» неверия

Если у больных или у тех, кто приносит их, отсутствует вера, то это может воспрепятствовать тому, чтобы силой целительства пользовались те, кому дан такой дар.

Иоанн Кассиан, Собеседования704.

 

6:7-13 СЛУЖЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИ

7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.

8 И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе,

9 но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд,

10 И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.

11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.

12 Они пошли и проповедовали покаяние;

13 изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом, и исцеляли.


 

Обзор: Призванные к совершенству должны отказаться от всего ради Бога (Иероним Стридонский, Пруденций). Господь заповедует простоту (Августин Иппонский). Апостолы исцеляли больных через елеопомазание, и Церковь ныне совершает это таинство (Киприан Карфагенский).

 

6:8 Ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха

Призыв к совершенству

Разве всем велено не иметь двух одежд, или еды в сумке, или денег в кошельке, но лишь посох в руке и сандалии на ногах?705 И все ли должны продать все, что имеют, раздать бедным и пойти за Христом? В отношении тех, кто хочет быть совершенным, - именно так... В Евангелии Господь говорит человеку, хвалящемуся, будто бы исполняет весь закон: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим и приходи и следуй за Мною706.

Иероним Стридонский, Против Иовиана707.

Высший покой

Высший покой - ничего не хотеть

сверх того, что потребно:

пища простая, одежда одна -

тело сокроют они

и вернут тебе силу.

Не нужно искать сверх того,

что природа диктует.

В путь отправляясь, суму не тащи708,

об одежде другой не заботься,

о завтрашнем дне не волнуйся,

что пищи не будет:709

солнце взойдет, и появится пища.

Разве не видишь:

из птиц ни одна пропитанья

на завтра не ищет?

Ей Бог посылает710.

Пруденций, Душевная брань711.

 

6:9 Но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд

 

Заповедь простоты

Что касается того, чтобы не носить или не иметь двух одежд, то, если точно, Он запрещает надевать две одежды: ...и не носить двух одежд. Разве этим Он не предостерегает нас против двусмысленности и не призывает ходить в простоте?

Августин Иппонский, О согласии евангелистов712.

 

6:13 И многих больных мазали маслом и исцеляли

Крещение - Помазание -Евхаристия

Необходимо, чтобы крещеный принимал и помазание, чтобы, получив его, он мог стать помазанником Божьим и иметь в себе благодать Христа. Далее, при евхаристии, елей освящается на алтаре и им помазываются крещеные. Тот же, у кого нет ни алтаря, ни Церкви, не может освятить и елей713.

Киприан Карфагенский, Послание LXX714.

 

6:14-29 ГИБЕЛЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

14 Царь Ирод, услышав об Иисусе - ибо имя Его стало гласно, - говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потолку чудеса делаются им.

15 Другие говорили: это Илия. А иные говорили: это пророк, или как один из пророков.

16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.

17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего; потому что женился на ней.

18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.

19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.

20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским:

22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;

23 И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.

25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.

27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.

28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.


 

Обзор: Дух делает свободным даже заключенного в тюрьму (Тертуллиан). Иосиф Флавий подтверждает рассказ Евангелия о жестокости Ирода и праведности Иоанна Крестителя (Евсевий Кесарийский). Как Иоанн обличал Ирода во зле, так и ты поправляй ближних, если грешат (Иоанн Златоуст). Безрассудная клятва рождается из греха и сама ведет ко греху (Августин Иппонский, Иоанн Златоуст), и потому ее не следует исполнять (Беда Достопочтенный, Амвросий Медиоланский). Ирод убил праведника, чтобы прекратить его обличения, и с тех пор весь мир слышит голос Иоанна, обвиняющий Ирода (Иоанн Златоуст).

 

6:17а Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу

Свобода духа

Уберем слово «тюрьма», назовем ее удалением. И хотя тело взаперти, хотя плоть крепко удерживается, для духа все открыто. Странствуй за духом, шествуй за духом - и он направит тебя не тенистыми тропами и не длинными галереями, но дорогой, которая ведет к Богу. И сколь часто духом ты будешь ходить по ней, столь же часто будешь чувствовать, что ты не в тюрьме.

Тертуллиан, К мученикам.

 

6:17б За Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней

Свидетельство древних авторов

О том, что Ирод Младший715 вскоре после этого отрубил голову Иоанну Крестителю, упоминают божественные Евангельские Писания716, а также повествует Иосиф717. Последний называет Иродиаду по имени, рассказывая, как Ирод женился на ней, бывшей женой за его братом, отказавшись от той, что прежде была за ним замужем по закону (а это была дочь Ареты, Петрейского царя)718, Иродиаду же разлучив с живым еще мужем. Убив также ради нее Иоанна, Ирод вступил в войну с Аретой, который считал, что его дочь подверглась бесчестью, и в этой войне, как говорят, произошла битва, в которой погибло все Иродово войско, причем претерпел он это именно по причине злоумышления против Иоанна. Тот же самый Иосиф признает, что Иоанн был Крестителем и чрезвычайно праведным человеком, и это его свидетельство согласуется с тем, что написано в Евангелиях719.

Евсевий Кесарийский, Церковная история720.

 

6:18 Не должно тебе иметь жену брата, твоего

О вразумлении ближнего

Он увидел тирана, ниспровергающего законы брака, и с дерзновением объявил посреди площади: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего!..» Вот и ты поправь хотя бы товарища своего по служению, равного тебе по чести, и, даже если придется тебе умереть, не медли образумить брата... И не говори мне этих глупых слов: «Какое мне дело? У меня нет с ним ничего общего!» Только с дьяволом у нас нет ничего общего, а со всеми людьми у нас много общего. Ведь они причастны той же природе, что и мы, населяют ту же землю, питаются той же пищей, у них Тот же Владыка, они приняли те же законы и призваны к тем же благам, что и мы. Поэтому не будем говорить, что у нас нет ничего с ними общего.

Иоанн Златоуст, К антиохийскому народу721.

 

6:20 Ирод боялся Иоанна... и с удовольствием слушал его

Сила добродетели

Марк говорит, что Ирод очень почитал этого мужа, хотя тот и обличал его. Сколь много значит добродетель!

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея722.

 

6:22 Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним

Заговор греха и коварства

Сколько грехов в одном деянии! С царской роскошью устраивается пир, который наводит ужас. Дождавшись, когда собралась большая, чем обычно, толпа, из покоев царицы посылается ее дочь -танцевать перед мужчинами. Чему она могла научиться у прелюбодейки, как не отсутствию стыда?! Что еще так легко пробуждает похотливые желания, как не подобные неумелые движения обнаженных частей тела (которые сама природа скрывает или обычай велит прикрывать), как не игра глазами, не вращение шеи и не распущенные волосы?!

Амвросий Медиоланский, О девственницах723.

Преступная клятва

Девица пляшет, а мать в это время беснуется. Пока пирующие предаются утехам и распутству, дается клятва. Как преступно эта клятва дается, так же преступно она исполняется.

Августин Иппонский, Проповеди724.

 

6:23 И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе

Безрассудство, ведущее к гибели

Она танцевала, а после пляски совершила другой грех, еще более тяжкий, ибо убедила этого безрассудного человека с клятвой пообещать ей, чего бы она ни попросила. Видишь, к какому безрассудству приводит клятва? А что, если бы она попросила твою голову? А если все царство? Он, однако, ничего такого не сознавал, ибо рядом стоял дьявол, сплетавший прочную западню, и с того времени, как тот произнес клятву, он и ловушку расставил, и повсюду раскинул сети. О, преступная просьба! Но она все же уговорила его, задумав накинуть узду на этот священный язык, который и доныне вопиет. Ведь каждый день, а вернее, в каждой церкви вы слышите, как Иоанн вопиет через Евангелия и говорит: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего»725. Ирод отсек голову, но не пресек гласа, заставил замолчать язык, но не само обличение. Видите, что делает клятва? Отсекает головы пророкам. Видишь приманку? Устрашись погибели!

Иоанн Златоуст, Огласительное слово о клятве726.

 

Рабы страстей

Так дорожил Ирод своей властью и так мгновенно был пленен своей страстью, что уступил под воздействием ее пляски. Что удивляться произошедшему в те времена, когда и сейчас, после такой премудрости, ради пляски этих изнеженных юнцов многие отдают даже собственную душу, не нуждаясь в какой бы то ни было клятве? Ибо, плененные наслаждением, они следуют, будто овечки, куда их потащит волк.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея727.

 

Как следует относиться к своим клятвам?

Мы слышим здесь о грех одинаково бесчестных деяниях: о безудержном праздновании дня рождения, о распущенной пляске девицы и о необдуманной клятве царя. Каждое из них учит нас не поступать таким образом... Приняв решение, Ирод стал его жертвой: он должен был либо нару шить клятву, либо навлечь на себя другой позор, дабы избежать клятвопреступления. Поэтому если случится нам опрометчиво дать клятву, которая при рассмотрении приведет к еще худшим последствиям, то следует изменить ее в соответствии со здравым смыслом: как можно скорее нарушить клятву, чтобы не впасть в еще большее преступление как раз из-за опасения преступить ее. Вот Давид поклялся перед Богом убить Навала, человека глупого и нечестивого, и разорить все его имущество, но при вмешательстве мудрой Авигеи сразу же оставил угрозы и вложил меч в ножны, не чувствуя вины за то, что нарушает клятву, данную прежде728. Ирод же поклялся дать пляшущей девице все, что она пожелает, и, испугавшись разговоров пирующих, сам пир осквернил кровью, когда назначил наградой за танец убийство пророка.

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия729.

 

6:25 Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя

Больший грех против большей святости

Любовь к женщине победила: она заставила Ирода наложить руки на того, кого он знал как человека праведного и справедливого. Не захотев остановить распутство, он взял на себя вину человекоубийства: то, что казалось меньшим грехом, стало причиной греха большего. Перед очами Бога с ним происходит то, что ради прихоти прелюбодейки, которой, как он знал, следовало отказать, он проливает кровь пророка, который, как он опять же знал, был угоден Богу... Однако следствием этого является то, что святость Иоанна еще более освящается: святость служителя Евангелия, будто пальмовой ветвью, венчается святостью мученика.

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия730.

 

6:26а Царь опечалился

Выполнять ли бесчестную клятву?

Чистым и непорочным должно быть состояние: чтобы говорить нам просто, чтобы на душе было благостно, чтобы брата не запутывать нам словами и не обещать ничего нечестного, а если пообещали, то лучше вовсе не будем делать обещанного, нежели совершим нечто бесчестное. Многие связывают себя обязательствами клятвы, однако потом сами понимают, что не надо было им обещать, и все же обещанное выполняют согласно обязательству. То же читаем об Ироде: как он постыдно обещал награду танцовщице, а затем исполнил свое обещание со всею жестокостью.

Амвросий Медиоланский, Об обязанностях священнослужителей731.

 

Что значит «опечалился»?

Когда говорится, что Царь опечалился, подразумевается не раскаяние царя, а, скорее, признание несправедливости. Ведь, как известно, по замыслу Божьему люди, совершившие бесчестие, признанием своим осуждают себя. Но ради клятвы и возлежавших с ним, -говорит Евангелие. Что может быть постыднее повеления убить человека, чтобы у пирующих не открылись глаза?

Амвросий Медиоланский, О девственницах732.

 

6:26б Но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей

Позор и жестокость

Позор, когда царство обещается за танец. Жестокость, когда в дань клятве приносится смерть пророка.

Амвросий Медиоланский, Об обязанностях священнослужителей733.

 

6:27 Послав оруженосца, царь повелел принести голову его

Предвосхищение страданий Христа

И вот тогда алчный дракон в голове раба отведал то, чего он так жаждал, -страдания Господа.

Петр Хризолог, Собрание проповедей734.

 

6:28а И принес голову его на блюде

Сила обезглавленного и немощь его палача

Рассмотри также, какова сила узника и немощь тирана. Ибо последний не смог заставить замолчать даже один язык, но, уничтожив его, вместо него и вслед за ним открыл тысячи уст. Первый же немедленно напугал царя вслед за убийством: так сильно страх сотряс совесть Ирода, что он думал, будто убитый им восстал из мертвых и творит чудеса735. И теперь, начиная с того времени, и навсегда, Иоанн постоянно обличает его по всей вселенной - и через самого себя, и через других. Ибо всякий, читающий это Евангелие, говорит: «Нельзя тебе иметь жену Филиппа, брата твоего»736. Да и помимо Евангелия, во время встреч и в собраниях, дома, на улице, повсюду... по всей земле, которую освещает солнце737, и даже до самых окраин, ты услышишь этот глас и увидишь этого праведника: как он по сей день вопиет, возглашает и обличает тирана, и никогда не умолкает, причем его обличение по прошествии времени не ослабевает.

Иоанн Златоуст, О соблазняющихся738.

 

Его уста не умолкли

Взирай, царь жесточайший, на зрелище, достойное твоего пира! Протяни свою правую руку, чтобы потоки праведной крови потекли по безжалостным пальцам твоим! Блюда не смогли утолить голод, чаши не смогли утолить жажду неслыханной безжалостности. Так пей же кровь, обильно текущую из сосудов отсеченной главы! Смотри в глаза, которые, даже будучи мертвыми, остаются свидетелями твоего преступления, отворачиваясь от наслаждений! Эти очи закрываются не столько из-за смерти, сколько от отвращения к роскоши. Молчат обескровленные, золотые уста того, чей совет ты не смог принять, но в них по-прежнему таится опасность. Язык, который и после смерти готов служить как живой, в своих судорогах продолжает осуждать нечестивца.

Амвросий Медиоланский, О девственницах739.

 

6:28б И отдал ее девице

Мать и дочь

Голову его приносят Иродиаде: та веселится, радуется, будто бы, убив судью, избавилась от преступления. Что скажете вы, праведницы? Видите, чему вы должны учить дочерей, а от чего отучать?

Амвросий Медиоланский, О девственницах740.

 

Венец вечной жизни

Какой вред потерпел этот праведник от кончины? от насильственной смерти? от цепей? от темницы? Кого из здравомыслящих он не исправил тем, что говорил, тем, что претерпел, тем, что и теперь еще проповедует то же самое, что и тогда при жизни? Потому не говори: отчего позволено было ему умереть? Ибо то, что произошло с ним, было не смертью, но венцом, не кончиной, но начатком высшей жизни741. Научись любомудрию, и не только не повредит тебе ничто из подобного, но и выгоду обретешь величайшую742.

Иоанн Златоуст, О соблазняющихся743.

 

6:30-44 НАСЫЩЕНИЕ ПЯТИ ТЫСЯЧ

30 И собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили.

31 Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, - ибо много было приходящих, и отходящих, так что и есть им было некогда.

32 И отправились в пустынное место в лодке одни.

33 Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему.

34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.

35 И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много;

36 отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть.

37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?

38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы.

39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.

40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти.

41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы, и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.

42 И ели все и насытились;

43 и набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов;

44 было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.


 

Обзор: Апостолы усердно проповедуют и исцеляют, однако понимают, Кто есть Иисус, только когда Он просвещает их через преломление хлебов (Беда Достопочтенный). Чудо насыщения народа пятью хлебами описано вслед за казнью Иоанна, чтобы указать, что Евангелие насыщает людей небесной пищей после падения закона (Амвросий Медиоланский). В чуде с хлебами открывается Божество Христа (Григорий Назианзин, Феодорит Кирский, Пруденций, Ефрем Сирин).

 

6:31 И есть им было некогда.

Блаженные дни

Здесь показано великое счастье тех дней - в трудах учителей и усердии учащихся. Вот бы и в наш век стало так, чтобы к служителям Слова настойчиво шло такое же количество верующих слушателей, так что у тех не оставалось бы уже свободного времени для ухода за собой!

Беда Достопочтенный, Изложение Евангелия от Марка744.

 

6:34 И начал учить их много

Просвещение хлебом

Когда Он преломил пять хлебов и разделил две рыбы между учениками, то просветил их разум, чтобы они поняли все, что было написано о Нем в законе Моисеевом, у пророков и в псалмах745.

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия746.

 

6:35а Место здесь пустынное

Кому и где подается эта пища?

Итак, Он говорит им: Вы давайте им есть, - на что они ответили, что у них только пять хлебов. Какой смысл в том, что рядом с этим описываются страсти Иоанна, который, уже будучи мертв, изображается через слова Ирода?747 Не в том ли, что после падения закона пища Евангелия начинает вскармливать изголодавшиеся сердца людей? После исцеления страдавшей кровотечением, что была образом Церкви, после призвания на благовествование Царства Божия апостолов дается, наконец, пища небесной благодати. Однако смотри, кому она дается: не праздным, не городским, живущим при синагоге или в богатых домах, но тем, кто среди пустыни ищет Христа748.

Амвросий Медиоланский, Толкование на Евангелие от Луки749.

 

Символ апостольской проповеди

Думаю, это тот народ, который учитель язычников Павел собрал от Иерусалима и до Иллирика и, помазав миром учения и окропив благовониями небесных тайн, привел на мирное ложе -ложе Соломона. Итак, вот чудо: Церковь еврейского народа, восходящая через пустыню к познанию Христа. Ибо «пустыня» в действительности есть место, где неведомо имя Христово.

Иероним Стридонский, Изложение Песни Песней750.

6:35б Времени уже много

 

Вместе с Творцом

Хотя место и безлюдно, но рядом Кормилец вселенной751. Хотя и прошла пора, но к вам обращается Неподвластный времени.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея752.

 

6:37 Вы дайте им есть

Богочеловечество Христа

Он был искушаем как человек, но победил как Бог753; нам же повелевает дерзать как победивший мир754. Испытывал голод755, но и кормил тысячи756, ибо Сам есть хлеб живительный и небесный757. Жаждал758, но и восклицал: Кто жаждет, иди ко Мне и пей759; и обещал, что верующие будут подобны источникам760.

Григорий Назианзин, О Сыне (Слово 29)761.

 

Две природы во Христе

Если вочеловечение - чья-то фантазия, то и спасение тоже фантом. Христос был двояк: человек в том, что видимо, Бог в том, что невидимо. Он действительно ел как человек - как и мы, ибо имел такие же плотские потребности, что и мы762; но и кормил пятью хлебами пять тысяч как Бог763. Он действительно умер как человек764, но и оживил четверодневного мертвеца как Бог765. Он спал в лодке как человек766, но и ходил по воде как Бог767.

Феодорит Кирский, Эранист768.

 

6:38 Пять хлебов и две рыбы

Изобилие Слова

В пустыне пять хлебов и рыбы две велит Он людям в пищу дать. Теснили Учителя, о голоде забыв, они со всех сторон. Не о еде они заботились: деревни, города, и крепости, и площади, и торги они отвергли, щедрым Его словом готовые питаться. На траве рядами по сто сели братья. Блюдам конца не видно - веруй, это Бог! Всего две рыбы и хлебов остатки, но нет голодных и все больше пищи!

Пруденций, Прославление769.

 

6:39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве

Смирение плоти

Полагаю, что Он велел народу возлечь на траву потому, что у Исайи сказано: Всякая плоть - трава770, то есть велел поставить плоть ниже и подчинить себе мудрствование плоти771, чтобы быть в состоянии вкусить хлебов, которые благословил Иисус.

Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея772.

 

6:40 Сели рядами, по сто и по пятидесяти

Таинство чисел

Поскольку существуют разные разряды тех, кто нуждается в пище от Иисуса, ибо не все кормятся одинаковым образом, по этой причине, думаю, Марк и написал: Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. И сели рядами, по сто и по пятидесяти. Ибо надлежало, чтобы намеревающиеся упокоиться пищей Иисусовой оказались либо в разряде сотни - числа священного и по причине своей единичности посвященного Богу, либо в разряде пятидесяти - числа, содержащего прощение в соответствии с таинством Юбилея, которое совершается каждый пятидесятый год773, а также соответствующего празднику Пятидесятницы.

Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея774.

 

6:41 а Благословил и преломил хлебы

Пример верным

Следует обратить внимание на то, что, собираясь накормить множество людей, Он воздал благодарения. Конечно же, Он благодарил, чтобы научить нас всегда благодарить за принимаемые небесные дары, но и чтобы показать, как Он Сам радуется нашему духовному обновлению.

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия775.

 

6:416 И дал ученикам Своим, чтобы они раздали им

Связь с творением

Итак, посмотри, каким образом совершается Им творение. Когда Господь наш взял хлеб малый, то умножил его в мгновение ока, и то, над чем работают и что преображают упорным трудом в течение десяти месяцев, Он десятью Своими пальцами сотворил в тот же миг. Ибо подложил руки Свои под хлебы, словно землю, и сказал на них слово, что было как гром, и шелестом губ Своих окропил их, словно дождем, и тепло уст Его заменило солнце, и таким образом завершил в малое время то, что является трудом времени многого. Итак, о малом количестве хлеба было забыто, ибо из малого числом явилось множество, так что уподобилось это благословению первому: «Рождайте, плодитесь и размножайтесь»776. Ибо хлебы, подобно женщинам, прежде бесплодным и лишенным детей, через благословение Его размножились в преломлении.

Ефрем Сирин, Толкование на Диатессарон Татиана777.

 

Хлеб жизни

Ты нам пища, хлеб наш, вечная услада!778

Тот вовеки не узнает голод, кто вкушает

жизни вечной779 на Твоей трапезе780, а не чрево полнит.

Пруденций, Гимны на всякий день781.

 

Просветление апостолов

Он показал, как безграничной благодатью Духа могло возрасти в изобилии все то, что казалось незначительным и маловажным, и через апостолов и их преемников Он передал это в пользование всем народам. Вот и другие евангелисты сообщают, что Господь преломил хлебы и разделил рыбу, и дал их ученикам; ученики же распределили их среди людей782. И хотя тайна человеческого спасения берет начало с того момента, как Господь Сам об этом объявил, нам она сообщена теми, кто слушал Его. Когда Он преломил пять хлебов и разделил две рыбы между учениками, то просветил их разум, чтобы они поняли все то, что было написано о Нем в законе Моисея, у пророков и в псалмах783.

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия784.

 

6:43 Двенадцать полных коробов

Пир у Творца

Окончена трапеза. Многих остатков подносы полны и наполнены ими двенадцать корзин. Гость засидевшийся чревом страдает, стонет с ним рядом его сотрапезник. Кто скромные яства в пир преобразует? Не Тот ли, Кто тело и пищу, и прочее из ничего сотворил, как весь мир? Нет, не как скульптор, что жидкую массу жить научает в хладеющей бронзе, Бог Всемогущий без семени мир строил, ничто в бытие превращая. Было повелено миру явиться, быть и расти. Из немногого мало-помалу росло все, что есть. Я, когда вижу: руками Христос яства людей умножает, - сомненью не подвергаю, что формы простые, из ничего рождены, постепенно выросли в формы великие, став тем, что мы видим теперь. Чтоб после трапезы пира остатки не сгинули - волку, лисице и мыши добычей не стали (здесь сторожа нет), -двенадцать мужей короба наполняют обильно дарами Христа.

Пруденций, Прославление785.

 

6:44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей

Значение чисел

Число «тысяча», дальше которого наш счет не идет, обыкновенно означает полноту рассматриваемых вещей. С числом «пять» связывают хорошо известные чувства нашего тела, а именно: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Кто в этих чувствах поступает твердо, стремясь укрепить себя жизнью трезвой, праведной и благочестивой, так чтобы заслужить обновление сладостью небесной премудрости, - такие люди, конечно же, символизируются числом «пять тысяч». Их Господь насытил мистической пищей786.

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия787.

 

6:45-56 ХОЖДЕНИЕ ПО ВОДЕ

45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.

46 И отпустив их, пошел на гору помолиться.

47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.

48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.

49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.

50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.

51 И вошел к ним в лодку; и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились.

52 Ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.

53 И переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.

54 Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнав Его,

55 обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился.

56 И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.


 

Обзор: Спаситель идет по воде и повелевает морю и ветру, чтобы ученики познали свою немощь и Его силу (Ориген, Пруденций, Августин Иппонский). Крест Христа указывает путь к Богу (Августин Иппонский).

 

6:45 Тотчас понудил учеников Своих войти в лодку

Лодка искушений и помощи

Спаситель заставил учеников войти в лодку искушений и отправиться впереди Него на другую сторону моря, чтобы они научились преодолевать обстоятельства через победу над ними. Они же, когда оказались посреди моря и волн искушений и встречный ветер стал мешать им переправиться, не смогли без Иисуса одержать верх в борьбе с волнами и ветром и достичь другого берега. По этой причине Бог-Слово сжалился над ними, сделавшими все возможное для переправы, и пришел к ним, идя по морю, что стало свободным от волн и от ветра, которые не могли Ему противиться, даже если бы захотели.

Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея788.

 

6:48а Потому что ветер им был противный

Урок для учеников

Что же это за лодка, в которую Иисус заставил войти учеников? Может быть, это состязание с искушениями и препятствиями, в которое вступает человек, будучи понуждаем Словом и не по своей воле. Ибо Спаситель пожелал преподать ученикам урок в этой лодке, которая была терзаема волнами и встречным ветром.

Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея789.

 

Симон и море

Симон, Петром нареченный790,

первый ученик Бога,

при завершении дня

в свете закатного солнца

изогнутый якорь подняв

и парус отдавши ветрам,

море хотел переплыть.

Ночь ветер приносит противный.

Море, объятое бурей,

лодку швыряет. И ветер

крик моряка уносит

средь воя, свиста и треска.

Надежда его иссякает:

боится, не выплывет лодка.

Бледнеет от страха лицо,

когда он видит Христа,

идущего по волнам,

как по твердой дороге

на сухом берегу791.

Пруденций, Против Симмаха792.

 

6:48б И хотел миновать их

В чем смысл этих слов?

Марк сказал о Господе, когда Тот шел по волнам: И хотел миновать их. Как бы они могли заключить такое, если бы Он действительно не шел, как бы желая пройти мимо них, которые, подобно чужакам, Господа не знающим, принимают Его за призрак? Кто же настолько не смышлен, чтобы не искать здесь духовного смысла? На помощь им, терпящим бедствие и кричащим, пришел Он, сказавший: Ободритесь, это Я, не бойтесь!793 Зачем бы еще Он хотел пройти мимо них, объятых страхом, которых теперь так ободряет, как не из желания вызвать этот крик о помощи, на который Он ответил?

Августин Иппонский, О согласии евангелистов794.

 

6:50 Это Я, не бойтесь

Просьба о помощи

Меня, в безопасном молчании ушедшего в путь, язык говорливый к сомненьям ведет и опасностям -не то, что Петра-ученика, верного в вере и праведного. Обильем грехов уничтоженный, я крушенье терплю в бушующем море... Кичится, рычит и грохочет, Ветрами красноречья раздувается тот, кого так легко потопить, кто корабль неумело ведет! Протяни мне, Христос Всемогущий, руку божественной помощи!795

Пруденций, Против Симмаха796.

6:51 а И вошел к ним в лодку

Твой путь через море

Так почему был Он распят? Потому что древо Его уничижения необходимо тебе! Ты преисполнился гордыни и давно уже изгнан со своей родины. Теченьями века сего размыло дорогу, и чтобы вернуться на родину, тебе не обойтись без древа. Неблагодарный человек, ты смеешься над Тем, Кто пришел, чтобы ты вернулся! Он Сам стал дорогой, и дорогой через море! Он Сам шел по морю797, чтобы указать, что и посреди моря есть путь! Ты же, не способный сам по себе идти по морю, плыви на корабле, плыви на древе: верь в распятие и сможешь пройти!

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна798.

 

6:51б Ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились

Божественный Путник

О всемогущая Господа сила,

сила, создавшая все,

сила, смирившая бурное море,

когда по нему шел Христос,

ступая ногами сухими

по глади воды и даже

подошв не смочив...

в бескрайней пучине Путник.

Пруденций, О венце799.

 

6:56 Чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его

Сила и немощь

Разве немощен Господь, когда открывает глаза слепым, распрямляет согбенных, оживляет мертвых800, превосходя все силы нашего целительства; когда молящих исцеляет прикосновением к краю одежды Его? Не об этой немощи думали вы, нечестивцы, когда смотрели на раны Его! Тело Его было в ранах801, но не было в них немощи - из этих ран вытекала жизнь всех живущих.

Амвросий Медиоланский, Пять книг о вере802.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|