11:1-10 ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ВЪЕЗД В ИЕРУСАЛИМ
1 Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих
2 и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.
3 И если кто скажет вам: что вы это делаете? - отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.
4 Они пошли, и нашл молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.
5 И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? Зачем отвязываете осленка?
6 Они отвечали uм, как повелел Иисус; и те отпустили их.
7 И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.
8 Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.
9 И предшествовавшие сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!
10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!
Обзор: Иисус въезжает в Иерусалим на молодом осле (Ориген, Иустин Мученик, Ефрем Сирин); жители приветствуют Его «Осанной», а ученики начинают понимать, что исполняются мессианские пророчества (Августин Иппонский, Иероним Стридонский). Иисус есть кроткий и праведный Царь дочери Сиона -Церкви (Беда Достопочтенный).
11:2 а Пойдите в селение
Красота земная и небесная
Думаю, что не зря то место, где находились привязанная ослица и осленок, было деревней, и притом безымянной, ибо вся земля есть деревня в сравнении с красотою небес.
Ориген, Комментарии на Евангелие от Иоанна1251.
11:2б Найдете привязанного молодого осла
Почему именно молодого осла?
Потому что было прямо предсказано, что Он сядет на молодого осла и войдет в Иерусалим1252.
Иустин Мученик, Апология1253.
Кроткий Царь Израиля
Скажите дочери Сиона: Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной1254. Дочь Сиона есть Церковь верующих, простирающаяся до небесного Иерусалима - матери всех нас, которых среди народа Израиля было немало1255. Их Царь был кроток, ибо Богу было угодно не то, чтобы дать царство земное сильному, но дать Царство Небесное кроткому.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1256.
11:2в На которого никто из людей не садился
Символ упрямства
На которого никто из людей еще не садился, мне кажется, намекает на то, что до пришествия Иисуса они никогда еще не подчиняли самих себя Слову.
Ориген, Комментарии на Евангелие от Иоанна1257.
Спутники Мессии
Отвяжите, - говорит, - молодого осла и приведите ко Мне1258. Начал в яслях, а окончил на молодом осле: в Вифлееме были ясли, а в Иерусалиме молодой осел.
Ефрем Сирин, Толкование на Диатессарон Татиана1259.
11:2г Отвязав его, приведите
Освобождение от законнических пут
Некоторые привязанную ослицу истолковали как уверовавших из обрезанных, которые были освобождены от многочисленных пут верными духовными учениками Слова1260.
Ориген, Комментарии на Евангелие от Иоанна1261.
11:4 И нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице
Еще одно пророчество
Слова: Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и моет в вине одежду свою1262 , в символическом виде раскрывали, что случится со Христом и что Ему надлежит совершить. Ибо некий молодой осел стоял перед входом в село привязанный к виноградной лозе, и его-то Он приказал тогда своим друзьям привести к Нему, и когда того привели, то сел на него и въехал в Иерусалим, где находилось величайшее святилище иудеев, которое вы потом разрушили1263. После этого Он был распят, чтобы исполнилась оставшаяся часть пророчества, ибо слова моет в вине одежду свою предвозвещали страдание, которое Ему предстояло претерпеть для того, чтобы очистить кровью тех, кто в Него верует1264.
Иустин Мученик, Апология1265.
 
Рождение апостольской вести
Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус - то есть когда Иисус засвидетельствовал силу Своего воскресения, - тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделает Ему1266. ...Когда они размышляли над Писанием о том, что предшествовало страданиям Господним, и о том, что происходило во время них, то обнаружили, что Он, в соответствии со словами пророков, сидел на спине ослицы.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1267.
11:7 Привели осленка к Иисусу... Иисус сел на него
Знак снисхождения
Христос - Учитель уничижения, Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной1268. Однако Он не теряет Своей божественности, когда дает нам пример уничижения... Разве великим делом было для Царя веков стать Царем человеков? Ведь не для того царем Израиля был Иисус, чтобы обложить их данью или войско их снарядить оружием и видимым образом истребить их врагов. Но Он был таким Царем Израиля, Который правит умами, учит вхождению в вечность, ведет в Небесное Царство тех, кто верит, надеется и любит. Для Сына Божьего, Который равен Отцу, для Слова, через Которое все начало быть1269, стать Царем Израиля - не получение чести, но снисхождение. Это - знак проявленной жалости, а не преумноженной власти.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1270.
11:8а Многие же постилали одежды свои по дороге
Как почтить Господа?
Вместо одежд - сердца наши прострем перед Ним!1271
Мефодий Патарский, Слово о пальмовых ветвях1272.
11:8б Другие резали ветви с дерев и постилали по дороге
Глашатаи Мессии
С плодоносных деревьев, которыми усажена Масличная гора, резали ветви и постилали их по дороге - чтобы кривое сделат прямым1273, неровное ровным, дабы победитель бесов и грехов Христос мог более прямым и надежным путем войти в сердца верующих... Когда же все это сделали, то и голосами своими возвестили свидетельство. Идя впереди Него и следуя за Ним, не кротко и не вполголоса, но во весь голос кричали: Осанна Сыну Давида! Благословен Грядущий во имя Господне!1274
Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея1275.
11:9 Осанна!
Мессианский Псалом
Для того, чтобы вы знали, что псалом этот написан о Господе, в Евангелии говорится, что, когда Спаситель входит в Иерусалим, юноши, держа пальмовые ветви, восклицают: Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне, осанна в вышних! Эти стихи взяты из Псалма 1171276. «Осанна!» в переводе с еврейского означает «Господи, спаси меня!».
Иероним Стридонский, На Пасхальное Воскресение1277.
Выражение чувств
«Осанна!», как говорят знающие еврейский язык, это голос молящего, более выражающий чувство, нежели обозначающий нечто. И в латинском языке тоже существуют подобные слова, именующиеся междометиями. Так в печали мы говорим: «Увы!», в радости говорим: «О!», когда удивляемся: «О, как замечательно!» Здесь «О» означает не что иное, как чувство нашего удивления.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1278.
11:11-14 ПРОКЛЯТИЕ БЕСПЛОДНОЙ СМОКОВНИЦЫ
11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдёт ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
Обзор: Евангелисты иногда по-разному излагают последовательность событий (Августин Иппонский). Став человеком, Господь принял на Себя все страдания человеческой природы (Иларий Пиктавийский). Христос ищет и жаждет добрых человеческих дел (Августин Иппонский). Смоковное дерево служит символом закона (Ефрем Сирин, Григорий Великий, Августин Иппонский, Кирилл Иерусалимский).
11:12а На другой день
Последовательность событий у Матфея и Марка
Рассказывая о втором дне, Марк опустил то, что совершено было в первый день, а именно изгнание из Храма торговцев и покупателей. С другой стороны, Матфей, повествуя о проклятии смоковницы во второй день, когда Господь утром возвращался в город из Вифании, опустил события, описываемые Марком: как Господь пришел в этот город, как Он вечером покинул его и как на утро ученики Его изумились, когда проходили мимо засохшей смоковницы. К тому, что произошло во второй день, когда была проклята смоковница, Матфей прибавил деяния третьего дня, когда ученики удивились, увидя засохшее дерево, и когда они услышали ответ Господа на свой вопрос о силе веры1279.
Августин Иппонский, О согласии евангелистов1280.
11:12б Он взалкал
Таинство Его Богочеловечества
Кто не знает таинств Его плача1281, жажды1282 и голода1283, пусть знает: Плачущий воскрешает мертвых, не смерть Лазаря оплакивая, но возвещая радость; Жаждущий1284 изливает из Себя потоки воды живой,1285 и не томится жаждой Тот, Кто всесилен напоить жаждущих; Алчущий проклинает дерево, не давшее плодов своих голодному, и по Его велению оно из зеленеющего становится сухим1286, - как же может Он голодать?! Таинство плача, жажды и голода состоит в том, что Слово стало плотью1287. Став человеком, Он принял страдания, но не столько для того, чтобы пострадать несправедливо. Плача, Он плакал не о Себе; испытывая жажду, не отталкивал жаждущих; голодая, Он не брал пищи у других. И не для того было показано, что Господь жаждал, алкал или плакал, чтобы мы просто увидели, как Он пьет, ест и печалится. Свойства тела, воспринятые Им, показывают истинность самого тела, так что свойства его полностью соответствуют нашей природе.
Иларий Пиктавийский, О Троице1288.
Чего жаждет Христос?
Разве Христос хотел есть, когда Он искал плоды на дереве? И разве, найдя их, Он стал бы их есть? Разве Христос жаждал, когда говорил самаритянке: Дай Мне пить?1289 Когда на Кресте говорил: Жажду?1290 Чего жаждал, чего алкал Христос, как не наших добрых дел?
Августин Иппонский, Толкования Псалмов1291.
11:13 Ничего не нашел, кроме листьев
Природа смоковницы
Природа смоковного дерева такова, что когда срезают его плод, то из-за его влажности ему требуются многие месяцы для того, чтобы высохнуть. Следовательно, наш Господь избрал это дерево как символ, чтобы через него явить характер Своей власти. Известно, что смоковница становится влажной и нежной прежде других деревьев. Потому Господь наш сказал: От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето1292. Видишь, как Он предлагает ее из-за ее обильной влажности и ранних почек?
Ефрем Сирин, Толкование на Четвероевангелие1293.
Листья закона
Совершенно очевидно, что под смоковницей Господь понимает плоды синагоги, которая хотя и имела листья Закона, однако плода дел не приносила. Ведь не мог же Творец всего не знать, что плодов на смоковнице нет и что не время было плодов - об этом могли знать все.
Григорий Великий, Собрание писем1294.
11:13 Еще не время было собирания смокв
Смысл плодоносности
Те, кто были свидетелями Христовых чудес, но не понимали, что они означают, когда рассказывали о них людям понимающим, удивлялись только самим чудесам. Другие же и чудесам удивлялись, и их смысл понимали. Вот так же и мы должны быть в школе Христовой. Кто же говорит, что Христос совершал чудеса только ради чудес, может сказать и то, что, когда Он искал плоды на дереве, их там быть не могло. Ибо еще не время было собирания смокв, - свидетельствует евангелист. И все же, испытывая голод, Он искал на дереве плод. Так что же, Христос не знал того, о чем знал крестьянин? Неужели известное возделывателю дерева не было известно этого дерева Создателю? Следовательно, когда Он искал плодов на дереве, то давал ученикам понять, что изголодался по чему-то другому и что нечто другое Он ищет. Дерево это бесплодное, покрытое листьями, Он находит и проклинает, и оно засыхает. В чем же провинилось дерево, не давши плода? Разве неплодоносность - вина самого дерева? Однако есть люди, которые могут не приносить плоды по своей собственной воле. Бесплодие - вина тех, для кого плодовитость зависит от воли. Вот иудеи имели слова закона, но не следовали им в делах и при «совершенном лиственном покрове» не приносили плодов.
Августин Иппонский, Проповеди1295.
11:14 Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек
О проклятии смоковницы
Хозяин этой смоковницы не чтил закон, а пренебрегал им. Когда пришел наш Господь, то нашел, что ничего не осталось на ней, и проклял ее, чтобы хозяин впредь не ел от нее, потому что он ничего не оставил сиротам и вдовицам1296. ...Чтобы явить людям силу Своего Божества, Он проклял смоковницу, и она иссохла. Чтобы видевшие это уверовали, и посредством этого деяния познали грядущее, Он и проклял ее, в соответствии с Законом, чтобы впредь не было на ней плода. ...Христос искал плоды на смоковнице в неподходящее время, чтобы она стала знамением той, что пренебрегала плодами закона в Его время1297. Потому что если бы в подходящее время Он стал искать плоды, то никто не увидел бы в этом знамения.
А так Он показал на смаковнице, что обвиняет Иерусалим, ибо искал Он любви у той, которая ненавидела плоды добра...1298
Однако почему Он, столь благой и щедрый, Который повсюду из малого делал великое и из несовершенного совершенное, обратил внимание на смоковницу, чтобы ее погубить? Почему Он, исцелявший скорби всех, превративший воду в вино1299 и из малого хлеба сотворивший множество1300, открывавший очи слепым1301 и очищавший прокаженных1302, проклял ее, чтобы она засохла?.. Он проклял смоковницу, чтобы она стала знамением для друзей и чудом для противников, и чтобы ученики уверовали в силу Его слова, а прочие поразились Его власти. Все вещи Он делал прекрасными1303; но поскольку близко было страдание, когда могло показаться, что нет в Нем никакой силы, Он посредством бездушного растения, иссушенного Им, показал заранее, что может также и распинавших Его погубить словом.
Ефрем Сирин, Толкование на Диатессарон Татиана1304.
Конец древнего символа
Во время совершения греха они прикрикрылись листьями смоковницы,1305 поэтому Иисус и дает смоковницу в качестве последнего знамения. Ибо намереваясь идти на страдание, Он проклинает смоковницу, но не всякую, а только эту - по причине ее преобразовательного значения1306, говоря: «Никто более да не вкусит плода от тебя»1307. Да разрешится осуждение! И поскольку они тогда прикрылись листьями смоковницы, то Он пришел в такое время, когда на ней еще не было плодов.
Кирилл Иерусалимский, Огласительные слова для просвещаемых1308.
11:15-19 ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА
15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
Обзор: Евангелисты описывают два разных случая изгнания торговцев из храма (Августин Иппонский). Если Господь изгнал торговцев из Иерусалимского храма, то изгонит и нас из Церкви, если мы будем грешить (Беда Достопочтенный).
11:15 а Начал выгонять продающих и покупающих в храме
Два схожих события
Об изгнании торговцев из храма рассказывают все евангелисты, однако Иоанн делает это совсем в другом порядке... Иоанн говорит, что Он вошел в Иерусалим, когда была иудейская Пасха, и что, сделав бич из веревок, изгнал из Храма торгующих. Из этого становится ясно, что Господь сделал это дважды: первый случай упомянут был Иоанном, а второй - тремя другими евангелистами1309.
Августин Иппонский, О согласии евангелистов1310.
11:15б И столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул
Предостережение
Нечестивых торговцев Он выгнал вон вместе со всем, чем они торговали. Братья мои, что, думаете вы, сделал бы Господь, когда бы теперь нашел нас спорящими, празднословящими, смеющимися без удержи или уловленными в сети какого-либо иного греха - подобно тому, как, будучи в храме, Он увидел торгующих жертвенными животными, Ему же предназначенными, и поспешил изгнать их?..1311 Вот потому-то, возлюбленные, всего этого надо сильно страшиться и с вниманием и усердием остерегаться, чтобы, придя внезапно, Он не обнаружил в нас зла, которое сделало бы нас достойными бичевания и изгнания вон из Церкви.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1312.
11:20-25 ЗАСОХШАЯ СМОКОВНИЦА
20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
22 Иисус, отвечая, говорит им:.
23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет.
24 Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам.
25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
Обзор: Бог проклинает тех, кто бесплоден в добре (Кирилл Иерусалимский). Молитва, исходящая из глубины души, есть великая сила (Иоанн Златоуст), которую Бог дарует праведникам (Августин Иппонский). Не сомневайся в том, что Бог слышит твои молитвы (Иоанн Кассиан). Чтение Писания и размышление над ним питает душу и ум (Феона Александрийский).
11:21 Смоковница, которую Ты проклял, засохла
Слово к принимающим Крещение
Стань причастником святого виноградника1313. Если останешься в винограднике, то возрастешь, как плодоносная лоза; если же не останешься, то будешь сожжен огнем. Поэтому принесем достойный плод, и да не случится, чтобы с нами произошло то же, что с этой неплодной смоковницей1314, и чтобы Иисус, приди Он сейчас, не проклял нас по причине бесплодия, но чтобы каждый, напротив, мог сказать: А я, как плодовитая маслина в доме Божием, уповал на милость Божию во веки и в век века1315.
Кирилл Иерусалимский, Огласительные слова для просвещаемых1316.
11:23а И не усомнится в сердце своем, но поверит
Сила молитвы
Великое оружие - молитва! Она есть неоскудевающее сокровище, никогда не иссякающее богатство, тихая гавань, причина спокойствия, а также корень источник и мать множества благ и сильнее самой царской власти... Молитвой же я называю не голые слова, полные легкомыслия, но то, что исходит с усердием, из души страдающей и из сердца сокрушенного1317, ибо таковая молитва восходит на небеса. Сила молитвы угашала силу огня, обуздывала львиную ярость, прекращала войну, останавливала сражения, рассеивала бурю, прогоняла демонов, открывала двери небес, разрывала оковы смерти, обращала в бегство болезни, отражала злоумышления, усмиряла землетрясения в городах и посланные свыше наказания, и людские козни, и вообще всякие беды устраняла молитва. Молитву же я, опять-таки, имею в виду не просто лежащую на устах, но исходящую из глубины души.
Иоанн Златоуст, О непостижимой природе Бога1318.
11:23б Истинно говорю вам ...будет ему, что ни скажет
Божья помощь на пути к праведности
Он действительно сказал «вам», но не «Мне»1319 и не «Отцу», хотя человек никак не может этого делать без Божьего дара и без Его промышления. Несмотря на то, что среди людей и не существует примера совершенной праведности, это все же не невозможно: праведность стала бы такой, если бы обрелось желание, достаточное для такого дела.
Августин Иппонский, О духе и букве1320.
11:24 Верьте, что получите, - и будет вам.
Отвергни сомнение!
Когда молимся, не дадим нерешительности проникнуть в нашу молитву и не дадим отчаянию отяготить нашу уверенность. Напротив, почувствуем, как самим течением молитвы получаем просимое. Не будем сомневаться в том, что мольбы наши успешно дошли до Бога1321: каждый заслуживает быть услышанным и получить воздаяние настолько, насколько он верит, что Бог его слышит и способен воздать.
Иоанн Кассиан, Собеседования1322.
11:25 Прощайте, если что имеете на кого
Христос открывается в Св. Писании
Если вам наносят обиду, смотрите на Иисуса Христа. Как хотите, чтобы Он простил ваши грехи, так и вы прощайте. Этим любую злобу опрокините, этим растопчете голову древнего змея1323, который со всем своим лукавством строит козни вашим добрым делам и вашему продвижению. Пусть не проходит и дня, когда бы вы не читали что-либо из Священного Писания, выбрав удобное время и предавшись затем размышлению. Никогда не отказывайтесь от привычки читать Священное Писание: ничто так не питает душу и не вскармливает разум, как эти духовные упражнения1324.
Феона Александрийский, Письма к Лукиану1325.
11:27-33 ВОПРОС ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ О ВЛАСТИ ИИСУСА
27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Отвечайте Мне.
31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, - то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
32 а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33 И сказал в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
Обзор: Вопрошающие Иисуса не искали истину, и Он не открыл им дверь, которую они сами закрыли перед собой (Августин Иппонский). Те, кто не имели веры и презирали истину, не могли понять смысл проповеди и крещения Иоанна (Тертуллиан, Беда Достопочтенный).
11:28 Какою властью Ты это делаешь?
Боязнь открыть дверь
Боясь оказаться побитыми камнями, а еще более боясь сказать правду, они на правду ответили ложью и тем самым оболгали себя1326. Они сказали: Не знаем1327. И поскольку они закрыли себя от Него, сказав, что не знают того, о чем знали, Он не открыл Себя им - ведь они не удосужились постучать. Сказано: Стучите, и отворят вам1328. Они же не только не постучали, чтобы им отворили, но и загромоздили подход к двери своим отрицанием. И Господь говорит им: И Я волг не скажу, какою властью это делаю1329.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1330.
11:30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
О связи веры и понимания
Провозглашенное Иоанном крещение уже и тогда вызывало вопрос, который и Сам Господь обратил к фарисеям: было ли крещение Иоанново с небес или оно было земным?1331 На этот вопрос они не могли ответить уверенно, потому что, из-за отсутствия веры, не понимали.
Тертуллиан, О крещении1332.
11:33 И Я не сказку вам
Для кого закрывается истина?
В ответ им Иисус говорит: И Я вам не скажу, какою властью это делаю1333, или же: «И Я вам не скажу, что знаю, ибо и вы не хотите признаться в том, о чем знаете»... Нужно отметить, что знание истины скрывается от вопрошающих, в особенности по следующим двум причинам: когда ищущий знания не способен понять его и когда он, ненавидя или презирая истину, не достоин ее знания... Справедливо отвергнутые и смущенные, они отступили.
Беда Достопочтенный, Изложение Евангелия от Марка1334.