|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

7:1-23 ПРЕДАНИЯ СТАРЦЕВ

1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,

2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.

3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;

4 и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.

5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?

6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исайя, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,

7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.

9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?

10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,

12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,

13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.

14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:

15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.

18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?

19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища.

20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.

21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,

22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, -

23 всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.


 

Обзор: Фарисеи ввели многие самочинные правила благочестивой жизни (Иоанн Дамаскин), но следовать стоит лишь за теми, кто благочестив не устами, а сердцем (Климент Римский), на которое смотрит Бог (Климент Александрийский). Закон Божий вечен, а закон человеческий переменчив (Ириней Лионский). Почитание родителей есть помощь им во всем необходимом (Иероним Стридонский, Василий Кесарийский). Следование Христу несовместимо со служением мамоне (Иоанн Златоуст). Смиренное перенесение злословия хранит человека чистым (Тертуллиан). Под «нечистым» следует понимать безрассудство в речах (Ориген). Зло рождается в сердце человека; демоны лишь усиливают и разжигают его (Беда Достопочтенный).

 

7:3 Фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук

О фарисеях803

Фарисеи переводится как «отделенные». Они ведут самую высокую жизнь и являются якобы испытаннее других. Подобно книжникам, они признают воскресение мертвых, бытие ангелов и Святого Духа804, однако отличаются от них по образу жизни. Ими соблюдаются: до времени воздержание и девство, пост два раза в неделю805, очищение кувшинов, блюд и чаш (как и у книжников806), десятины, начатки807, непрерывные молитвы808, самочинные виды одежды, которая состоит из ризы и далматиков, или одежды без рукавов, с расширением хранилищ, то есть полос из багряницы, воскрилий и пуговиц на воскрилиях ризы, что служило знаком соблюдаемого ими до времени воздержания.

Иоанн Дамаскин, О ересях809.

 

7:6 Сердце же их далеко отстоит от Меня

Бегайте лицемерия

Итак, прилепимся к тем, кто живет в мире и благочестии, а не к лицемерно желающим мира. Ибо сказано негде: Люди сии... чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня810, и опять: Устами благословляют, а в сердце своем клянут811. И еще раз говорит псалмопевец: И льстили Ему устами своими, и языком своим лгали перед Ним; сердце же их было не право перед Ним, и они не были верны завету Его812.

Климент Римский, Первое послание к Коринфянам813.

 

Сердцеведец Бог

Бог смотрит на само намерение, поскольку и жену Лота, которая по своей доброй воле обернулась взглянуть на мирское зло, Он оставил бесчувственной, превратив как бы в соляной камень и остановив, чтобы она не шла дальше814. Не глупый и не бесполезный в ней заключен образ, но терпкая приправа для тех, кто способен прозревать духовно.

Климент Александрийский, Строматы815.

 

7:8 Вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого

Искажение закона

Сама традиция древних почитать закон вступала в противоречие с законом Моисея, отчего Исайя и говорит: «Торговцы твои мешают вино с водою»816. Этим он показывает, что строгие установления Бога древние разбавляли своей подмоченной традицией, то есть служили изменчивому закону, который противоположен был закону Божьему, о чем ясно сказал Сам Господь: «Почему преступаете вы заповедь Божию ради вашего предания?»817. Мешая вино с водой, они не только лицемерно обходили закон Божий, но и поступали против своего собственного закона, который доныне зовется фарисейским. Ведь в этом втором законе что-то ими изымается, что-то вставляется, а что-то изъясняется так, как они сами того хотят. Учителя их пользуются этими законами по отдельности.

Ириней Лионский, Против ересей818.

 

7:11 Кто скажет отцу или матери: ко рван

Как следует чтить родителей?

В Евангелии Сам Господь разъясняет заповедь Почитай отца твоего и матерь твою819. Почитай не на словах, которые пустой своей лестью не смогут помочь бедности родителей, а тем, что необходимо для их жизни. Богу угодно, чтобы дети кормили бедных родителей и возвращали старикам те блага, которые сами от них получали, пока были детьми. Напротив, книжники и фарисеи учили детей отвечать своим родителям: «Корван», то есть «дар, который я обещал алтарю и принесу храму, он принесет тебе облегчение, как если бы ты принял от меня пищу». Вот так и случилось, что, имея нуждающихся отца или мать, дети несли жертвоприношения священнослужителям и книжникам, которые эти приношения проедали.

Иероним Стридонский, Послания820.

 

7:12 Попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей

О тех кто знает, но не делает

Тем, кто знает, но не исполняет, уготовано большее осуждение. Однако и по неведению грешить не безопасно.

Василий Кесарийский, Пространные аскетические правила821.

 

Христос и мамона

Христос говорит: «Пощади нищего»822. Мамона говорит: «Сдери с него и то, что у него имеется». Христос говорит: «Раздай, что твое»823. Мамона говорит: «Возьми то, что тебе не принадлежит». Видишь противоречие, видишь борьбу? Показать тебе, как нелегко слушаться обоих, но что одним следует пренебречь?.. Христос говорит: «Если кто не отречется от всего своего имущества, тот не мой ученик»824, а мамона говорит: «Забери у голодного хлеб». Христос говорит: «Одень нагого»825, а мамона говорит: «Раздень нагого». Христос говорит: «Не презирай своих родных по крови»826, а мамона говорит: «Не жалей родных по крови, но, даже если увидишь мать или отца, отнесись к ним с презрением»827.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Филиппийцам828.

 

7:15 Что исходит из него, то оскверняет человека

Терпение в искушениях

Будучи Его рабами, последуем за Господом и станем терпеть, когда нас злословят, чтобы приобрести нам блаженство! Если мне не хватит спокойствия выслушивать те бесстыдства и дрянь, которые обо мне говорят, и я отвечу на это, то останется во мне горечь или же я стану терзаться от неумения терпеть. Если, будучи оклеветан, стану мстить, то как скажу, что следую учению Господа, которое говорит, что человек оскверняется не нечистыми сосудами, но тем, что из уст исходит?

Тертуллиан, О терпении829.

 

7:19 Чем очищается всякая пища,

В чем заключается «скверна»?

Читая в книге Левит830 и во Второзаконии831 о чистой и нечистой пище, относительно которой нас обвиняют в беззаконии иудеи по плоти и немногим отличающиеся от них эвиониты,832 не следует считать, будто целью Писания было поверхностное понимание этих постановлений. Ведь если не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст (тем более что в Евангелии от Марка об этом говорит Сам Спаситель, очищающий всякую пищу833), то ясно, что нет никакой скверны во вкушении пищи, которую иудеи, желающие рабствовать букве закона, называют нечистой. Оскверняемся же мы тогда, когда говорим, что придется, и беседуем о недолжном, хотя нужно было бы связать себе губы разумением, отмеряя и взвешивая каждое наше слово.

Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея834.

 

7:23 Всё это зло извнутрь исходит

Свобода воли

Это высказывание - опровержение тех, кто полагает, будто злые мысли насылаются дьяволом, а не рождаются по нашей собственной воле. Дьявол может дурные мысли усиливать и разжигать, но не может быть их автором.

Беда Достопочтенный, Изложение Евангелия от Марка835.

 

7:24-30 ИСЦЕЛЕНИЕ ДОЧЕРИ ЖЕНЩИНЫ-СИРОФИНИКИЯНКИ

24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.

25 Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;

26 а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.

27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

28 Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.

29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.

30 И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.


 

Обзор: Иисус избегал фарисеев до времени, ожидая назначенного часа. Он проповедовал и среди язычников, которым подобен каждый грешник (Ориген). Во Христе Бог и человек таинственно сосуществуют (Иоанн Дамаскин). Женщинам обещано духовное равенство с мужчинами (Тертуллиан). Бог по-разному отвечает на прошения людей (Амвросий Медиоланский), не примешивая божественную благодать к нраву завистливому и неверующему (Климент Александрийский). Так называемые «ревнители» требуют отторжения грешников от тела Церкви, но чаще сами заблуждаются и отделяются от нее (Августин Иппонский). Великая вера хананеянки не отступает даже перед унижением (Ефрем Сирин).

 

7:24а И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские

Причина ухода

Удалился Он, наверное, потому, что фарисеи соблазнились, услышав, что «не входящее, но исходящее оскверняет человека»836. Он избегал фарисеев, соблазнявшихся о Его учении, ожидая более подходящего времени для страдания.

Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея837.

 

Духовное толкование

Согласно Марку, Иисус пришел в пределы Тирские, то есть в область язычников, чтобы и из тех пределов верующие могли спастись... Каждого из нас, кто грешит, следует считать пребывающим в пределах Тирских или Сидонских, или фараоновых, или Египетских, или каких-либо еще, но вне Божьего надела.

Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея838.

 

7:24б Но не мог утаиться

О двух волях во Христе

Если при всемогуществе Его божественной воли Он, хотя и желал, не мог «утаиться», то, стало быть. Он не смог этого, восхотев как человек, и способен был хотеть тоже как человек... Итак, одна и та же плоть была смертна сама по себе и животворна по причине ипостасного соединения со Словом. Схожим образом мы говорим также об обожении воли: не в том смысле, что природное движение изменяется, но что оно соединяется с божественною и всемогущею Его волею и становится волею вочеловечившегося Бога. По этой причине, захотев скрыться, Он не смог, так как Бог Слово благоволил через Себя Самого показать, что в Нем поистине находится немощь человеческой воли.

Иоанн Дамаскин, Изложение веры839.

 

7:26 Женщина та была язычница, родом сирофиникиянка

Равенство мужчины и женщины

Вам, женщины, обещано то же самое ангельское состояние840, то же отношение к вашему полу, как и мужчинам; ту же силу суждения обещает вам Господь.

Тертуллиан, Об одежде женщин841.

7:26б И просила Его

Пример молитвы

Разве не слышал ты о сирофиникиянке, которая умолила Владыку своими постоянными просьбами?

Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Ефесянам842.

 

7:27а Дай прежде насытиться детям

О Божественной свободе

Хотя и всемилостив Бог, но если бы Он стал одинаково выслушивать всех, то могло бы показаться, что Он действует не по собственной воле, а по какой-то необходимости.

Амвросии Медиоланский, О кончине брата Сатира843.

 

7:27б Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам

О хранении Истины

Стяжавшие Духа Святого исследуют глубины Божии844, то есть добираются до скрытого смысла пророчеств. Давать же святыню псам им запрещается, пока эти последние остаются в своем зверином состоянии. Ибо никогда не подобает примешивать божественную и чистую влагу, эту живую воду845, к нраву завистливому, смятенному и неверующему, чьи допытывания подобны бесстыдному лаю.

Климент Александрийский, Строматы846.

 

7:28 Но и псы под столом едят крохи у детей

О «ревнителях Церкви»

Те, кто строго придерживаются предписаний, понуждают нас осуждать мятежных, не давать псам святого847, считать язычником любого, кто презирает Церковь848, отвергать от целого ту часть тела, которая вводит в соблазн849. Эти люди так будоражат мир внутри Церкви, что пытаются раньше времени отделить зерна от плевел850. Однако, будучи ослеплены подобным заблуждением, они сами оказываются отделенными от единения со Христом.

Августин Иппонский, О вере и делах851.

 

7:29 Бес вышел из твоей дочери

Смирение матери

Она шла за ним и кричала: «Смилуйся надо мной!» - но Он не отвечал ей ни слова852. Молчание Господа стало причиной еще более сильного вопля, который стал исходить из уст хананеянки. Он презрел ее молчанием, однако она не отстала. Он унизил ее словом, однако она не отступила. Он прославил презираемый ими853 Израиль, однако она не вознегодовала. Вновь смирив свою душу, она заново прославила Израиль: «Собаки, - говорит, - тоже едят от господ своих»854, - будто бы иудеи были господами народов. Также когда приблизились ученики Его, то просили, чтобы он прогнал ее от Себя855. ...Она же ради пользы своей не устыдилась и имени собаки. За это Он сказал ей: «Велика вера твоя, о женщина!»856.

Ефрем Сирин, Толкование на Диатессарон Татиана857.

 

7:31-37 ИСЦЕЛЕНИЕ ГЛУХОНЕМОГО

31 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.

32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.

33 Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;

34 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть: отверзись.

35 И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.

36 И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.

37 И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает: и глухих делает слышащими, и немых - говорящими.


 

Обзор: Прикосновение Богочеловека есть новое творение (Ефрем Сирин). Дух Святой исцеляет глухонемого, чтобы следовал заповедям Бога (Григорий Великий). Таинство миропомазания подобно исцелению глухонемого Христом (Амвросий Медиоланский), которое также предуказывает обращение язычников (Лактанций). Слово Христа разрушает все преграды и возвращает глухонемому радость жизни (Пруденций).

 

7:33 Вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его

Прикосновение Богочеловека

Неосязаемая сила Божия нисходит и облекается в члены, которых можно коснуться, чтобы те, кто стремится, могли приблизиться к ней. Ибо, коснувшись Его человечества, можно познать Его Божество. Так и глухонемого того Он исцелил посредством пальцев плоти Своей, когда приблизил их к его ушам и коснулся его языка. Посредством осязаемых пальцев неосязаемое Божество коснулось его, развязав путы его языка и открыв запертые врата его ушей. Ибо Он, Творец плоти и устроитель тела, пришел к нему и Своим нежным голосом отверз его уши, остававшиеся бесчувственными столь долго. Так же и затворенные его уста, которые ранее не могли породить ни слова, породили хвалу Тому, Кто оплодотворил их бесплодие и дал им такие изобильные плоды. Тот, Кто дал Адаму дар речи, не уча его языку, Тот же Самый даровал немым способность легко говорить на языках, которые трудны в изучении858.

Ефрем Сирин, Проповедь о Господе нашем859.

Дух - перст Божий

Из этого места следует, что Дух зовется перстом Божиим. «Вложить персты в уши» означает через дары Духа Святого открыть разум глухонемого для послушания.

Григорий Великий, Гомилии на пророка Иезекииля860.

 

7:34 «Еффафа», то есть: отверзись

Литургический смысл

Итак, что нам следует делать в субботу? Разумеется, отверзать: совершать отверзение, подобное тому таинству, когда священник коснулся твоих ушей и ноздрей861. Что это значит? В Евангелии Господь наш Иисус Христос, когда привели к Нему глухонемого, коснулся ушей его и рта: ушей, ибо тот был глух, и рта, потому что был нем. Еффафа! - сказал Господь. Это еврейское слово по-латыни значит «открываться». Так и твоих священник коснулся ушей, дабы открылись они для Его слова и Его наставления862.

Амвросий Медиоланский, О таинствах863.

 

Благоухание таинств

Так отворите ваши уши и наслаждайтесь благоуханием вечной жизни, которое исходит на вас через дары таинств! Мы предназначили это для вас, когда, участвуя в таинстве отверзения, сказали: Еффафа! - что значит «Отверзись!» -чтобы всякий, стремящийся к благодати, знал, о чем он был спрошен, и помнил, что на это ответил. Это таинство Христос совершил в Евангелии, когда, как читаем об этом, Он исцелил глухонемого.

Амвросий Медиоланский, О тайнах к новопосвященным864.

 

7:35 Тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка

Обращение язычников

Но не только для этого трудилась небесная сила: тем самым она показала, что отрешенные прежде от истины вскоре865 услышат и поймут верховные слова Бога. Ибо не иначе как глухими ты назвал бы тех, кто не слышит небесных, истинных, действенных слов. Бог развязывает языки немым, и они начинают говорить866. Удивительна эта мощь, даже если бы она сделала только это; но она имела и другое значение: как вскоре окажется, те, кто прежде не ведал небесных вещей, научатся мудрости от Бога и будут рассуждать истинно. Ибо кто не знает божественных вещей, тот поистине безъязык и нем, будь он во всем прочем красноречивейший.

Лактанций, Божественные установления867.

 

7:37 И глухих делает слышащими, и немых -говорящими

Радость исцеления

Тот, кому закрыты уши, кто не знает звук, по Христову слову все преграды расчищает,

слышит голоса веселые и шепот868. И тогда болезнь проходит, слабость исчезает869,

говорит язык, что долго так молчал870, радостно по городу больной несет постель871.

Пруденций, Гимны на каждый день872.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|