|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

10:1-12 ПОУЧЕНИЕ О РАЗВОДЕ

1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

7 Посему оставит человек отца своего и мать

8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.


 

Обзор: Бог сотворил для Адама только Еву, потому что этого было достаточно. Соединение мужа и жены в браке есть союз равных во всем: в трудах, радостях, горе (Тертуллиан). Соединение мужчины и женщины подобно союзу Христа и Церкви (Иаков Саругский). Развод и повторный брак умножают грех (Климент Александрийский, Афинагор, Августин Иппонский).

 

10:2 Искушая Его

Пример ученикам

Из числа тех, кто приходил к Иисусу со своими вопросами, некоторые делали это, чтобы подвергнуть Его искушению. Но если великого Спасителя нашего искушали, то кто из учеников Его, приставленных к учению, станет негодовать, что некоторые искушают и расспрашивают их не из любознательности, но из желания искушать?

Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея1080.

 

10:6 Бог мужчину и женщину сотворил их

Закон единобрачия

Само происхождение рода человеческого склоняет нас в пользу закона единобрачия. В самом начале Бог установил образец для потомков1081. Ибо когда Он создавал человека, то предусмотрел необходимую для него пару: взяв одно из ребер его, Он сотворил человеку женщину1082, хотя не было у Него недостатка ни в мастере, ни в материале. Много ребер в Адаме, и неутомимы руки Божьи, но только одну жену сотворил Он.

Тертуллиан, Увещание к целомудрию1083.

 

10:8 И будут два одною плотью

Муж и жена в Церкви

Где взять такие слова, чтобы выразить счастье супругов в браке, который скрепляется Церковью, утверждается причащением, запечатлевается благословением, который возвещается ангелами и заключается Отцом? Ибо нигде на земле по обычаю и по закону сыновья не женятся без согласия отцов. Каково же ярмо для двух верующих, у которых одна надежда, одно стремление, одно учение, одно служение!1084 Оба - брат и сестра, оба - сослужители; никакого различия ни в духе, ни в плоти. Напротив: «уже не двое, но одна плоть»1085. Где плоть одна, один и дух: вместе молятся, вместе преклоняют колена, вместе постятся, уча друг друга, подбадривая друг друга, поддерживая друг друга. В Церкви Божией оба равны: равны на пиру, равны в испытаниях, гонениях, во время отдыха1086. Они не таятся друг от друга и не удаляются, и друг другу не в тягость1087.

Тертуллиан, К жене1088.

 

Единение души с Богом

Слово Божие есть одна плоть с душою в большей степени, чем муж с женою1089. Но кому же еще подобает быть более единым с Богом в духе, как не душе, которая так соединилась с Богом в любви, что может быть справедливо названа единым с Богом духом?1090

Ориген, О началах1091.

 

Брак Христа и Церкви

Отец таинственно посвятил невесту для Единородного Сына Своего, и пророчески представил ее Моисей, с любовью начертав искусной рукой в книге своей таинственный образ брака жениха и невесты и тут же накинув на него покров тайны. Написал он в книге своей так: «Оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, так что двое поистине станут одно»1092. Так сказал пророк о браке мужчины и женщины, как о прообразе брака Христа и Церкви. Проникающим взглядом пророчества он узрел Христа, становящегося одним со Своей Церковью в таинстве вод1093. Он увидел Христа, выходящего из утробы Девы, и Церковь, поднимающуюся из вод крещения и влекущую Его к себе. Жених и Невеста духовно стали совершенно одно; потому Моисей и сказал о прообразе их, что двое станут одной плотью. Рассуди же теперь, что не равно это великое таинство тому, как муж и жена становятся одной плотью... Ибо не столь близки жены к своим мужьям, как Церковь близка с Сыном Божьим. Как Жених - Господь Наш - ради Невесты Своей умирает, так и Невеста стремится к Распятому, чтобы Он стал Мужем Ее. Как предвечный дар Он изливает кровь Свою и крестом страданий Своих скрепляет их брачный союз. Невеста видит Его положенным во гробнице и обнимает Его, и утешается Его воскресением, которое стало ее торжеством. В хлеб превратилось тело Жениха, чтобы затем его разделяли для приходящих. Жены человеков смертью разделены с супругами своими, но эта Невеста смертью соединилась с Возлюбленным Своим.

Иаков Саругский, Проповеди1094.

 

10:11 Кто разведется с женою своею и женится на другой , тот прелюбодействует от нее

Грех развода

Не только тот, кто разводится с женой, становится виновником этого, но и тот, кто принимает ее, поскольку подает женщине повод для греха.

Климент Александрийский, Строматы1095.

 

Свидетельство дел

Не усердие в рассуждениях, но пример и прилежание в делах обнаруживают наше подлинное существо. Потому возможно оставаться либо таким, каким был рожден, либо один раз вступить в брак. Ибо повторный брак - прелюбодеяние, хотя и под благовидным предлогом.

Афинагор, Прошение за христиан1096.

 

Общая заповедь

Утверждение Господа о недопустимости отказа от супружества, кроме как по причине блуда, по нашему разумению, касается равным образом как мужей, так и жен1097.

Василий Кесарийский, Послания1098.

 

Прелюбодейные связи

Жена связана законом, доколе жив муж ее1099. Как следствие, связан и муж ее, пока жена его жива. Эта связанность делает невозможными прочие связи без прелюбодейства; в случае такой связи из двух супругов получаются четыре развратника: если жена выйдет замуж за другого и если муж женится на другой. И хотя более распутствует тот, кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой (это прелюбодеяние упоминает Матфей)1100, прелюбодеем считается не только такой человек, но, как сказано у Марка, тот, кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своилг и выйдет за другого, прелюбодействует.

Августин Иппонский, О супружеской неверности1101.

 

Условие расторжения брака

Образованный в вере знает, что брак создан Богом, и потому союз от Бога, а развод от дьявола. Тем не менее в случае прелюбодеяния следует развестись с женой, поскольку она не захотела быть таковою, не сохранив супружеской верности.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1102.

 

10:13-16 «ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ»

13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.

14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.


 

Обзор: Дети свободны от необходимости в покаянии перед крещением, поскольку не творили греха по собственной воле. В крещении им отпускается первородный грех по вере и молитвам их родителей и восприемников (Августин Иппонский). Крещение доступно каждому взрослому, приносящему покаяние в прежней жизни, и тем более детям, потому что они несут на себе не свои грехи, но грех Адама (Киприан Карфагенский). Крещение возможно в любом возрасте, однако детский возраст особенно восприимчив для принятия веры (Василий Кесарийский).

 

10:13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним

Кому не нужно покаяние?

Всякий, кто поставлен судьей над собственной волей, может, подходя к таинствам, начать новую жизнь лишь после того, как раскается в жизни ветхой. От такого покаяния свободны при крещении только дети, поскольку они еще не могут пользоваться свободой воли. Однако им при освящении отпускается первородный грех через веру тех, кто их приводит к крещению, чтобы как они унаследовали от других, то есть родителей, скверны преступлений, так теперь молениями и заступничеством других очистились.

Августин Иппонский, Проповеди1103.

 

10:14 Пустите детей приходить ко Мне

Крещение детей в древней Церкви

Даже самым страшным преступникам, как и тем, кто много согрешил против Бога, если сделаются верующими, даруется отпущение грехов1104. Ни крещение, ни благодать для таких не воспрещаются1105. Тем более не должно быть никаких препятствий для ребенка, который недавно родился и ни в чем еще не согрешил, кроме того, что, будучи рожден по плоти от Адама, он самим своим рождением уже прикоснулся к древнейшей смерти1106. Этот грех, однако, отпустится ему с большей легкостью, ибо он не его собственный, а чужой. Потому, возлюбленный брат, мы приняли соборное решение1107 никому не отказывать ни в крещении, ни в благодати Божией, ибо Бог ко всем сострадателен, щедр и милостив1108.

Киприан Карфагенский, Послания1109.

 

Апостольское предание

Всякое время и особенно время раннего возраста полагаем мы удобным для принятия приходящих, поскольку и апостол восхваляет того, кто с младенчества изучил Священные Писания1110, а также призывает воспитывать детей в учении и наставлении Господнем1111.

Василий Кесарийский, Пространные аскетические правила1112.

 

10:17-22 ВОПРОС БОГАТОГО ЮНОШИ О ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.

20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.

21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.


 

Обзор: Юноша, вопрошающий Учителя, не понимает, что спасение не в законе, а во Христе, Который есть Бог от Бога (Иларий Пиктавийский). Юноша называет Иисуса благим, но не понимает, что Сын Божий имеет благость Отца (Ефрем Сирин, Ориген). Благой есть то же, что Сущий; и все творение Божие имеет в себе благость от Бога, если не отпадает от Него (Ориген, Григорий Нисский, Августин Иппонский). Только участвуя в благости Бога, творение становится благим (Беда Достопочтенный). Богатый юноша был самонадеян и отступил, как только его богатству стала угрожать опасность, чем показал, как богатство затрудняет жизнь по заповедям Бога (Иероним Стридонский, Августин Иппонский). Следование за Иисусом возможно только при помощи Божией, но совершается лишь при желании человека (Климент Александрийский). Бог предоставляет людям свободу и помогает тем, кто выбрал добро (Тертуллиан).

 

10:17 Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Невежество юноши

Юноша, ставший невежественным от соблюдения закона, не знающий, что во Христе закон исполнился1113, считающий, будто он оправдан делами1114, не понимающий, что Он пришел к заблудшим овцам дома Израилева1115 и что невозможно законом спасти верующих, кроме как посредством их оправдания1116, - он, подобно учителю закона, спрашивает Господина закона, Единородного Бога. По этой причине Господь, которого спросили, как если бы Он был одним из учителей закона, отверг столь поддельное понимание веры и ответил: Что ты называешь Меня благим?1117 И чтобы показать, как следует понимать Его благость и как говорить о ней, Он добавил: Никто не благ, как только один Бог1118, не отвергая тем самым такого определения, если бы оно было адресовано Ему как Богу.

Иларий Пиктавийский, О Троице1119.

 

10:18а Что ты называешь Меня благим?

Природная Благость

Юноша назвал Его благим1120, как если бы он заискивал перед Ним. Подобным образом ищущие расположения у других называют их благими, однако Он избегал возвеличивания людьми. Потому, чтобы показать, что эту благость Он имеет от Отца по природе и по рождению, а не по одному только имени, Он сказал: «Один только благ»1121. И не умолчал, но добавил: «Отец», давая тем самым понять, что Сын благ, как и Отец, ибо подобен Ему.

Ефрем Сирин, Толкование на Диатессарон Татиана1122.

 

Как не следует читать этот отрывок

Не может быть Бога от Бога, если по рождению Своему Он не имеет той же природы, что и Бог. Но и неизменное единство живой Божественной природы не разделяется при рождении живой природы Сына1123. Еретики, которые прикрываются спасительным исповеданием веры евангельской, пытаются исказить истину1124. Излагая по-своему слова, сказанные по иному поводу и с иными намерениями, они крадут у Сына Его природное единство с Отцом1125.

Иларий Пиктавийский, О Троице1126.

 

Двусмысленный вопрос

Полное понимание ответа достигается знанием причин, которые породили вопрос; ответ же находится в связи с тем, что было спрошено... Иисус возразил на то, чтобы Его называли «благим учителем», скорее, для того, чтобы оспорить веру спрашивающего, нежели Свое учительство и благость.

Иларий Пиктавийский, О Троице1127.

 

Пояснение из церковной жизни

Это как если бы кто-либо, не любя своего епископа, продолжал называть его епископом. А епископ на это ответил бы: «Для тебя я не епископ, отойди от меня!»

Иероним Стридонский, Трактат на Псалмы1128.

 

10:18б Никто не благ, как только один Бог

О Благости Сына

Никакой другой благости не существует в Сыне, кроме той, что есть в Отце. Потому Сам Спаситель в Евангелии правильно говорит, что никто не благ, как только один Бог1129, то есть Отец. Это следует понимать так, что в Сыне нет другой благости, кроме той, что в Отце, образом Которого Он справедливо именуется. Нет в Нем иной благости, кроме изначальной, кроме той, что есть в Отце, которая в Отце и Сыне ничем не различается и никак не разделена1130. Поэтому не следует думать, что в высказывании: Никто не благ, как только один Бог, содержится что-либо богохульное: ни благость Христа, ни благость Святого Духа этими словами не отрицаются. Как мы заметили выше, благость изначально присуща Богу Отцу, от Которого рождается Сын и исходит Дух Святой, без сомнения, имеющие в Себе ту же природу благости, как в самом Источнике, из Которого и Сын рождается, и Дух Святой исходит. В тех случаях, когда в Писании что-либо именуется благим - будь то ангел1131 или человек1132, раб1133 или богатство1134, сердце доброе1135 или дерево доброе1136, - то это слово используется не в смысле благости самой по себе, поскольку благость, которая имеется в них, является не сущностью, а переменным качеством1137.

Ориген, О началах1138.

 

«Благой» и «порочный»

Итак, «благой» - это тот же самый, что «сущий». Противоположным «благому» является зло или порок, в то время как противоположным «сущему» является не-сущее, из чего следует, что зло и порок не существуют. Возможно, именно это сбило с толку тех, кто утверждал, будто дьявол не является творением Божиим. Что касается его природы как дьявола, она не является творением Божиим, однако сам тот, кому случилось стать дьяволом... при том, что из числа сотворенных нет ни одного, кто был бы не от Бога нашего, есть творение Божие. Это все равно, как если бы мы сказали, что убийца тоже не является творением Божиим, не отменяя того, что как человек он, тем не менее, был сотворен Богом.

Ориген, Комментарии на Евангелие от Иоанна1139.

 

О понятии «благости»

Слова никто не благ1140 содержат в себе ответ искушающему Иисуса законнику, который засвидетельствовал Его благость как человека. Ибо высшее благо, говорит Он, принадлежит одному Богу, хотя само слово «благость» применимо также по отношению к людям1141.

Григорий Назианзин, О Сыне (Слово 30)1142.

 

Божественный дар благости

Итак, один только Бог благ и благости потерять не может. Он не соучаствует в чьей-либо благости, потому что благость Его есть Он Сам. Человек же, если он благ, получает благость от Бога, потому что сам по себе благим быть не может. Через Его Духа становятся люди благими - если кто становится таковым, - будучи способны по своей тварной природе через собственную волю принимать и удерживать в себе то, что подает нам Тот, Кто благ Сам в Себе. Отвергая Его, мы не имеем собственной благости.

Августин Иппонский, Послания1143.

 

Благость как сущность Бога

Божественные Писания воспевают саму благость как определяющую и выявляющую все богоначальное существование. Да и что другое можно узнать из священного богословия, если оно говорит, что Само Богоначалие сказало, наставляя: «Что ты спрашиваешь Меня о благом? Никто не благ, как только один Бог»1144. Это же и в других местах мы, исследовав, доказали, что все боголепные наименования всегда воспеваются Писаниями не по отдельности, но по отношению ко всему совершенному, всецелому и полному Божеству, и все они применяются неделимо, абсолютно, безоговорочно и всецело ко всей целостности всего целокупного Божества.

Дионисий Ареопагит, О Божественных именах1145.

 

Участие в Божественной благости

Только участвуя в благости Бога, разумное творение может стать благим1146.

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1147.

 

10:19 Знаешь заповеди

Заповеди жизни

Этот богатый человек спросил благого Учителя, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную1148, однако он назвал Иисуса благим учителем, считая Его обычным человеком, не более. Но Он благ, ибо Он - Бог. Отвечает богатому человеку, что если тот захочет войти в жизнь вечную, то должен исполнять заповеди: избавиться от горечи злобы и беспутства, не совершать убийства, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, да явится суша1149, и почитать мать и отца, и любить ближнего1150.

Августин Иппонский, Исповедь1151.

 

10:20 Всё это сохранил я от юности моей

Поражение самоуверенности

Тот, кто говорил, что все это сохранил, в первом же бою не в состоянии победить богатство.

Иероним Стридонский, Послания1152.

 

Самонадеянность, а не правда

Он отошел с печалью, и стало видно, как он соблюдал заповеди закона. Думаю, что он так ответил более из самонадеянности, нежели по правде.

Августин Иппонский, Послания1153.

 

10:21 а Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим

Условие вхождения в Царство

Потому и трудно войти богатым в Царство Небесное1154, что оно желает себе обитателей решительных и с легкими крыльями. Пойди, - говорит Господь, - и продай: не часть имущества, но все, что имеешь; и раздай: не друзьям, не родным, не близким, не жене, не детям...1155 Я к тому призываю, чтобы ты захотел быть совершенным, чтобы получил апостольскую доблесть, чтобы, взяв крест, шел за Христом, и, взявшись за плуг, не оглядывался назад1156; чтобы, возвысившись, презрел одежды прежние, и оставил одеяние века сего, дабы убежать от египетской госпожи1157. Так и Илия, спешащий в Царство Небесное, не может отправиться туда в плаще, но оставляет одежды мира этому миру1158.

Иероним Стридонский, Послания1159.

 

Личный пример

Я, пишущий эти строки, крепко возлюбил деяние, о котором Господь говорит богатому юноше: Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною1160. Не своими силами, но с помощью благодати Божией я сделал так. И не потому, что я не был богат (хотя мне это и может быть поставлено в заслугу), но и сами апостолы, некогда поступившие так, тоже не были богаты1161. Тот, однако, кто оставляет как то, что имеет, так и то, что хотел бы иметь, оставляет весь мир.

Августин Иппонский, Послания1162.

 

Степени следования Евангелию

Что услышал этот человек, возлюбленные, слышали и мы: Евангелие Христа -на небесах, но и на земле оно не перестает возвещать. Мы же не будем мертвыми, когда Он призывает громовым голосом, и не будем глухими, когда Он вопиет. Если ты не хочешь сделать большее, сделай меньшее. Большее - Все, что имеешь, продай и раздай нищим; и приходи, последуй за мною1163. Меньшее - «не убивай, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, не кради, чти отца твоего и мать, люби ближнего своего, как самого себя»1164.

Цезарий Арльский, Проповеди1165 .

 

10:21б Последуй за Мною

Следуй за тем, кто Сам благ

Чтобы показать Себя, Бога и Благость, Он совершает дела благостные, открывая сокровища небесные1166 и служа проводником к ним. Так опровергает Он то, что люди видят в Нем только лишь человека, но и являет одновременно, что не чужды Ему свойства Бога. Исповедуя, что один только Бог благ, Он Сам говорит и поступает так, как свойственно одной только силе, благости и природе Бога.

Иларий Пиктавийский, О Троице1167.

 

10:22 Отошел с печалью

Спасение и свобода воли

Подвизаясь и упражняясь в бесстрастии, человек сам по себе ничего не добивается. Однако если станет ясно, что он сильно желает этого и прикладывает старание, то с прибавлением силы от Бога одержит верх. Ибо душам желающим Бог помогает, но если убавят старание, то это сдерживает данный от Бога дух. Ибо спасение против воли есть действие принудителя, в то время как спасение чжелающего спастись, есть дело Того, Кто подает благодать.

Климент Александрийский, Какой богач спасется?1168

 

Суровость Господа по отношению к богатым

Ушел этот богач: он не принял совета поделиться имуществом с нуждающимися и был оставлен Господом на произвол своего собственного решения1169<зя упрекнуть Христа за то, что Он предоставляет человека его свободной воле. Сказано: Вот, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие1170. Выбери то, что добро. Если не можешь, потому что не хочешь (а Он показал, что ты можешь, если захочешь, ибо Он дал нашей свободной воле и то и другое), то придется тебе отойти от Того, Чью волю не исполняешь.

Тертуллиан, О единобрачии1171.

 

Бремя алчности

С печалью ушел он, не последовал1172. Он искал хорошего наставника, но воспротивился Учителю и, презрев Его учение, ушел с печалью, связанный своими стОн ушел с печалью, неся на плечах своих тяжелое бремя алчности.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1173.

 

10:23-31 О БОГАТСТВЕ

23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Они же чрезвымлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу.

28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.

29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,

30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.

31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.


 

Обзор: Богатые должны научиться пользоваться своими средствами для спасения (Климент Александрийский), но для большинства источник богатства - скорее жадность, чем благоразумие (Августин Иппонский). Бедность не спасает сама по себе, ибо и бедные впадают в гордыню, порок, пьянство (Цезарий Арльский). Подлинное богатство - скромность, святость, дисциплина (Сальвиан Пресвитер, Климент Александрийск кто оставляет ради Бога родных и близких, приобретает новую семью - всех, кто служит Христу (Иоанн Кассиан).

 

10:23 Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

Не повод отчаиваться

Да научатся богатые из этих слов,не должны пренебрегать собственным спасением, как если бы они были заранее осуждены, и что не следует, опять-таки, выбрасывать богатство в воду и выносить ему приговор как некоему злоумышленнику и врагу жизни, но следует научиться, каким образом можно и должно пользоваться богатством, чтобы приобрести себе вечную жизнь.

Климент Александрийский, Какой богач спасется?1174

 Богатство и связанные с ним беды

У богатых наслаждение обманчиво, труд бесплоден, страх вечен, превосходство непрочно; они начинают неосмотрительно и кончают раскаянием. Вот каково их обладание всем, к чему они - скорее из жадности, чем из-за благоразумия - стремятся в этой смертной доле. У благочестивых же -иная надежда, плод иных трудов, иное воздаяние за опасности.

Августин Иппонский, Послания1175.

 

Слушайте, и богатые, и бедные!

Услышав такой совет, богач, как вы слышали, ушел опечалившись. Господь же сказал: Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!1176 Тогда, услышав такое, уже ученики опечалились и сказали: «Если так, кто же может спастись?»1177. Богатые, бедные, слушайте Христа: я обращаюсь к народу Божьему. Очень многие из вас бедны, но и вы внимательно слушайте! И еще слушайте, если хвалитесь вашей бедностью. Остерегайтесь гордыни - да не свяжут вас богатства смирения; остерегайтесь порочности - да не свяжут вас богатства праведности; остерегайтесь пьянства - да не свяжут вас богатства трезвости.

Цезарий Арльский. Проповеди1178.

 

О неподдельных богатствах

Какие богатства Бог любит? Что понуждает нас Бог оставлять детям? Какое состояние повелевает нам копить? Веру и страх Божий, скромность, святость и дисциплину; ничего земного, никчемного, преходящего, бренного, прославляющего.

Сальвиан Пресвитер, К Церкви1179.

 

10:25 Сквозь игольные уши

И богатый может спастись

Спаситель никоим образом не исключает богатых и не преграждает им пути ко спасению по причине богатства и собственности как таковых - при условии, что они будут в состоянии и захотят повиноваться заповедям Божиим и свою собственную жизнь станут ценить более преходящих вещей, и будут взирать на Господа пристальным взглядом, как если бы они наблюдали за указаниями хорошего кормщика: чего он хочет, что делать приказывает, какой знак подает, какой сигнал дает своим морякам и где и когда обещает пристать... Есло сможет внутри самого себя преодолеть власть имущества и стать скромным и благоразумным и станет искать одного только Бога, и Богом дышать, и с Богом жить, то такой человек предстанет перед заповедями нищим, свободным, непобедимым, избавленным от болезни, невредимым от богатства. Если же этого у него не получится, то скорее верблюд пройдет через игольное ушко, нежели такой богач перейдет в Царствие Божие1180.

Климент Александрийский, Кч спасется?1181

 

Подлинная забота о детях

Нет необходимости собирать для сына твоего земные сокровища. Нет ничего такого, чем ты мог бы обогатить его более, нежели с сокровищем для Бога1182.

Сальвиан Пресвитер, К Церкви1183.

 

10:27 Всё возможно Богу

Сила Божественной природы

Православный: Владыка Бог не желает ничего такого, что не соответствовало бы Его природе, а все, что желает, Он в состоянии совершить. Желает же Он того, что является полезным и что подобает Его собственной природе.

Эранист: Мы научены, что для Бога возможно все.

П Стало быть, всемогущий Бог может также грешить, согласно твоему определению?

Эран.: Никоим образом.

Прав.: Почему же?

Эран.: Потому что Он не хочет этого.

Прав.: А почему Он не хочет?

Эран.: Потому что грех чужд Его природе.

Прав.: Значит, Он многого не может, ведь есть множество видов прегрешений?

Эран.: Ничто из такого не желанно и не возможно для Бога.

Прав.: ...в том числе и то, что противно Его божественной природе... Однако не быть способным к чему-либо подобному является признаком безграничной силы, а не немощи, в то время как быть способным к такому, конечно же, признак бессилия, а не силы.

Феодорит Кирский, Эранист1184.

 

10:29 Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер

Смысл этих слов

Пускай даже это не смущает вас, как и то, что было высказано в другом месте еще более суровыми словами: «Кто не возненавидит отца, и матери, и детей, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником»1185. Ведь Бог мира1186 ненависти не привносит, как и отторжения самых любимых людей, - Он, который увещевает любить даже врагов!1187 А раз нужно любить даже врагов, то это, соответственно, распространяется и на ближайших родственников... Если же у кого будет безбожный отец, или сын, ил тот станет ему препятствием к вере или помехой в его высокой жизни, то такой человек пусть не сходится и не соглашается с ним, но прервет свое плотское родство по причине их духовной вражды.

Климент Александрийский, Какой богач спасется?1188

 

10:30 Во сто крат более

Участие в богатстве Божией семьи

Стократ более братьев и родителей приобретет себе тот, кто ради Христова имени перестанет любить только отца, мать или сына и искренне полюбит всех тех, кто служит Христу. Вместо одного брата или отца он приобретет множество отцов и братьев, которые будут связаны с ним еще более горячим и действенным чувством. Множеством домов и полей обогатится тот, кто ради любви ко Христу оставит один дом: он обретет в свою собственность - и в любой части земного шара - бесчисленное количество монастырских келий, в которые будет входить по праву, как в свой собственный дом1189.

Иоанн Кассиан, Собеседования1190.

 

10:32-45 ПРЕДСКАЗАНИЕ ИИСУСА О ЕГО СМЕРТИ.
ПРОСЬБА СЫНОВЕЙ ЗЕВЕДЕЯ.

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:

33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвящ книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,

34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.

41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народоввуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою;

44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.


 

Обзор: Господь предсказывает Свою смерть от рук римлян, что управляли Иудеей (Августин Иппонский), а сыновья Зеведеевы добиваются первенства в Царстве Небесном (Беда Достопочтенный), считая, что Иисус идет в Иерусалим, чтобы воцариться, а не пострадать (Иоанн Златоуст). Ученики добиваются славы прежде смирения, но Иисус предлагает им чашу страдания прежде великих благ (Августин Иппонский, Иоанн Златоуст). Чаша и крещение - символы расперти, до которых смирил себя Сын Божий, показывая, какие великие дела может совершить смирение (Иоанн Златоуст). Христос есть искупление мира (Григорий Назианзин), принимающий страдания, поношения и немощи плоти ради грешников (Амвросий Медиоланский, Августин Иппонский).

 

10:33 Предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам

Смерть от иудеев и от язычников

Этими словами Господь предсказал, какую Он примет смерть. Он хотел прояснить для них не то, что эта смерть на кресте, но что иудеи предадут Его язычникам, то есть римлянам. Ведь Пилат был римлянин, которого римляне направили управлять Иудеей.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1191.

 

10:35 Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

Иисус и сыновья Зеведеевы

Они знали, что среди учеников пользуются особой любовью Господа и что вместе с блаженным Петром часто посвящаются в сокровенные таинства, о которых не ведают остальные. Подобные примеры часто приводит нам текст святого Евангелия1192. Так они получили новое имя за силу и крепость своей неуязвимой веры и отныне зовутся Воанергес - «сыны грома»1193, потому что вместе с Петром услышали голос Отца, прославивший Господа1194, и познали тайны мистерий более, нежели другие ученики. Они чувствовали, что всем сердцем стремятся ко Господу и что сильно любят Его. Потому и не считали невозможным воссесть в Царствии рядом с Ним, в особенности когда видели, как любим был за свою чистоту душевную и телесную Иоанн, который во время вечери возлежал на груди Иисуса1195.

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1196.

 

Ложные ожидания

Они ожидали, что Он пойдет на царство, а не на крест и смерть, ибо, хотя они многократно слышали о последних, точно знать этого они не могли. Посему так как у них еще не было ясного и точного понимания Его учения, то они полагали, будто Он идет на это видимое царство и собирается воцариться в Иерусалиме. На пути туда, посчитав, что удобный момент уже наступил, они и высказали Ему свою просьбу. Выделив себя из группы учеников и переведя все на самих себя, они просят Его о главенстве: чтобы им первенствовать над остальными, полагая тем самым, что Его делание уже завершилось и что все достигнуто, и что настало уже время венцов и воздаяний.

Иоанн Златоуст, О прошении матери сыновей Зеведеевых1197.

 

Ответ Иисуса

Когда сыновья Зеведеевы просили у Него места в Царстве, Он призвал их испить чашу Свою1198, то есть последовать Его крестным страстям.

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия>1199.

 

10:37 Дай нам сесть... одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей

Путь на духовную родину

Посмотрите на глубину происшедшего: они упоминули о славе, а Он хотел, чтобы смирение шло впереди величия и чтобы самим смирением проложен был путь к вершине. Ведь даже те ученики, из которых один хотел воссесть по правую, а другой по левую руку, тоже искали славы1200. Они знали, куда хотят, но не видели ведущего туда пути. Господь же, дабы они должным путем вернулись на родину, призвал их на этот путь. Ибо родина высоко, а путь внизу. Ибо родина - жизнь во Христе, а путь - смерть со Христом1201. Родина - пребывание во Христе, путь -страдание со Христом. Тот, кто отвергает путь, зачем ищет родину?

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1202.

 

10:38а Не знаете, чего просите

Несвоевременная просьба

Видишь, как они не ведают, о чем просят, когда пытаются обсуждать с Ним венцы и воздаяниятво и почести, тогда как испытания даже еще не начались? Потому, говоря им: Не знаете, чего просите1203, - Он намекает на две вещи. Во-первых, что они говорят о том царстве, до которого Христу нет никакого дела, ведь Его обещание было не об этом земном и чувственном царстве. Во-вторых, что они, добиваясь в такой момент главенства и высших почестей и желая явиться более славными и знаменитыми по сравнению с остальными, делают это в весьма неподходящее время. Ибо то был не час венцов и наград, но час испытаний и борений, трудов и пота, схваток и битв.

Иоанн Златоуст, О прошении матери сыновей Зеведеевых1204.

 

10:38б Можете ли пить чашу, которую Я пью?

Благословение страданий

Благословляю Тебя, что Ты удостоил меня в этот день и час стать причастным числу мучеников и чаше Христа Твоего для воскресения в жизнь вечную души и тела1205 в нетлении Святого Духа. В числе их да буду принят ныне пред лицжертвою тучною и благоугодною, как Ты, неложный и истинный Бог, прежде уготовил, и объявил, и исполнил.

Послание Смирнской Церкви о мученичестве святого Поликарпа1206.

 

Его чаша

Он имел в виду, конечно же, чашу смирения и страдания.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1207.

 

10:38в И креститься крещением, которым Я крещусь?

Приобщение ко кресту

Он вновь называет страдания крещением, показывая, что от происходящего наступит великое очищение для вселенной. Они отвечают ему: можем. От усердия пообещали они сразу, не ведая даже, что говорили, но ожидая, что их просьба будет услышана... Он предрек им великие блага: вы удостоитесь мученичества и претерпите то же, что Я; вы окончите жизнь насильственной смертью и чрез это Мне приобщитесь.

Иоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея1208.

 

Сила крещения

Когда мы погружаемся с головой в воду, словно в некую могилу, то погребается ветхий наш человек и, погрузившись, целиком скрывается. Вслед за этим, когда поднимаем голову из воды, заново восстает новый человек. Ибо как легко нам погрувынырнуть, так же легко Богу похоронить ветхого человека и явить нового1209. А три раза это делается для того, чтобы ты узнал, что исполняет все это сила Отца и Сына и Святого Духа1210.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Иоанна1211.

 

Символы чашы и крещения

Свой крест и Свою смерть Он называет здесь «чашей» и «крещением». «Чаму, что Он взошел на крест с радостью, а «крещением» потому, что Он очистил им вселенную; однако не только поэтому, но и из-за легкости воскресения. Ибо как крещаемый водой поднимается из нее с большой легкостью, не встречая никакого препятствия со стороны водного естества, так и Он, опустившись в смерть, поднялся из нее с еще большей легкостью. Вот поэтому Он называет это крещением.

Иоанн Златоуст, О прошении матери сыновей Зеведеевых1212.

 

10:44 Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом

О силе смирения

Он уничттожил пролятие1213, угасил смерть1214, открыл рай1215 умертвил грех, отверз небесные врата, начаток наш возвел на небо, наполнил землю благочестием, прогнал заблуждение, возвратил истину, начаток наш возвел на царский престол1216, сотворил множество благ, которые ни я, ни все люди не смогли бы представить словами1217. Прежде чем Он уничижил Самого Себя, Его знали только ангелы; когда же Он смирил Себя, то узнала Его вся человеческая природа. Посмотри: смирение не повлекло за собой Его умаления, но дало множество приобретений, множество свершений и увеличило сияние Его славы1218. Но раз смирение применимо и к Богу, Который ни в чем не нуждается и Которому ничего не требуется, и оно есть такое благо, что принесло Ему еще больше служителей и расширило Его Царство, то отчего ты боишься, как бы тебе не умалиться из-за смирения?

Иоанн Златоуст, О прошении матери сыновей Зеведеевых1219.

 

10:45 Отдать душу Свою для искупления многих

Спасительная миссия Бога Сына

Он есть освящение - как чистота, чтобы чистое вместило чистоту1220. Он есть искупление -бождающий нас, одержимых грехом1221, и как отдавший Себя за нас во искупление1222, очищающее вселенную1223. Он есть воскресение1224 - как воздвигающий и возвращающий к жизни нас, омертвленных грехом1225.

Григорий Назианзин, О Сыне (Слово 30)1226.

 Ради меня

Полезно мне знать, что ради меня Христос понес немощи мои1227, взяв на Себя страдания моего тела; за меня, а значит, и за любого человека, Он сделался грехом1228; за меня оклеветан1229; за меня и во мне унижен и покорен1230; ради меня - Агнец1231; ради меня - Лоза1232; ради меня - Камень1233; ради меня - Раб1234; ради меня - Сын Рабы1235; ради меня - не знающий дня суда; ради меня - Тот, Кто не знает ни дня, ни часа1236.

Амвросий Медиоланский, Пять книг о вере1237.

 

Прощение вины

Он жил без вины и умер без вины: разделил с нами наказание, но не разделил вины. Смерть - наказание за вину: Господь Иисус Христос принял смерть, но не принял грех. Без вины разделяя с нами наказание, Он изгладил и вину, и наказание1238.

Августин Иппонский, Проповеди1239.

 

10:46-52 ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОГО ВАРТИМЕЯ

46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и лтожеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.

47 Услышав, что это Иисус Иазорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

48Многие заставляли его молчать; но он еще долее стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

49Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Утобы мне прозреть.

52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.


 

Обзор: Иисус исцеляет Вартимея, бывшего богача, который утратил положение, богатство, зрение и молил о помощи (Августин Иппонский). Спасение даруется тем, кто слушает Бога (Иоанн Златоуст). Христос просвещает очи и возвращает людям свет боговедения (Климент Александрийский).

 

10:46 Сын Тимеев

Всем известный слепец

В Евангелии от Марка два слепых1240 описаны гак, что один из них представлен как человек известный и в этих местах знаменитый. Это видно из того, что Марк приводит как его имя, так и имя его отца. Подобное почти не встречается в рассказах о многочисленных случаях исцеления Господом... Едва ли можно сомневаться, что этот Вартимей, сын Тимеев, пережил утрату высокого положения и теперь слыл несчастнейшим человеком, ибо он был не только слеп, но и просил милостыню.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов1241.

 

10:51 Чего ты хочешь от Меня?

Спасение не дается без труда

Как сказано, верен Бог1242, и, обещая спасти, обязательно спасет1243. А как обещал?1244 - Если только захотим и пЕго. Ибо спасает не просто так и не тех, кто пребывает в праздности, подобно бревнам и камням1245.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Второе послание к Фессалоникийцам1246.

 

10:52 Он тотчас прозрел

Гимн Свету

Заповедь Господня светла, просвещает очи1247. Получи обратно Христа, получи обратно свой свет, чтобы тебе доподлинно узнать в Нем Бога и человека. «Сладко» слово, просветившее нас, «вожделеннее золота и драгоценного камня; желаннее меда и сота»1248. Ибо как не вожделенно то, что прояснило погребенный во тьме ум и очистило светоносные очи души?.. Воспой и поведай мне об Отце Твоем Боге! Твои рассказы спасут, песнь наставит меня. Доселе блуждал я в поисках Бога, но так как Ты, Господи, светишь мне, то благодаря Тебе обретаю я Бога и Отца получаю от Тебя; становлюсь я Твоим сонаследником, потому что не постыдился Ты брата. Посему устраним, устраним забвение истины! Совлекшись неведения и мрака - помех, замутняющих взор, увидим поистине сущего Бога, воспев Ему прежде такими словами: «Радуйся, Свет!» Для нас, погребенных во мраке и заключенных в смертной тени, воссиял свет с неба - яснее солнца, слаще здешней жизни1249.

Климент Александрийский, Протрептик1250.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|