5:1-20 ИИСУС ИСЦЕЛЯЕТ ГАДАРИНСКОГО БЕСНОВАТОГО
1 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,
3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
8 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
11 Паслось же там при горе большое стадо свиней.
12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.
15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
16 Видевшие рассказали uм о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.
18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Him.
19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.
20 И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
Обзор: Сатана есть лжец и ничтожество перед Богом (Петр Хризолог). Демоны знают, что Иисус есть Сын Божий и что Он жив, и потому бегут от Его имени (Пруденций, Афанасий Александрийский). Благодать Бога может преобразовать человека, одержимого любой страстью (Лактанций). Бог сострадает всему падшему творению, даже демонам (Ефрем Сирин), но не насилует свободу и попускает страдание и боль ради вразумления (Иоанн Дамаскин). Демоны имеют власть над людьми только по попущению Бога и лишь ради испытания или наказания (Тертуллиан). Гибель свиней случилась ради вразумления людей (Иероним Стридонский). Как душа бесноватого может вместить легион демонов, так и рай вместит мириады праведников (Ефрем Сирин). Господь велит бесноватому рассказать об исцелении (Григорий Великий).
5:1 Пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую
О точном названии этой местности
Тот, кто хочет без упущений уразуметь святые Писания, не должен пренебрегать точностью названий. Греческие списки, однако, нередко ошибаются в названиях, в чем убеждаемся, в том числе из следующего места в Евангелиях. Чудо со свиньями, которых бесы низвергли и потопили в море, произошло, как написано, в стране Герасийской566. Гераса, однако, есть аравийский город, близ которого нет ни моря, ни озера, и потому евангелисты - мужи, весьма сведущие в том, что касается Иудеи - не могли сами высказать такой явной и легко уличаемой лжи. С другой стороны, в некоторых списках находим «страну Гадаринскую», и потому нужно сказать и об этом. Ибо Гадара есть иудейский город, в котором находятся знаменитые горячие источники, однако озера или моря с обрывистыми берегами там нигде нет. Напротив, Гергеса, от которой «гергесяне», есть древний город возле озера, ныне называемого Тивериадским. Возле него находится обрыв, прилегающий к озеру, откуда, как показывают, свиньи были сброшены бесами. Гергеса переводится как «поселение извергших». Может быть, она была пророчески названа так из-за того, как они - эти сограждане свиней - поступили со Спасителем, когда попросили Его уйти из своих пределов567.
Ориген Александрийский, Комментарии на Евангелие от Иоанна568.
5:3 Он имел жилище в гробах
Ничтожество и ложь сатаны
И вот оказывается, что тот, кто обещал все почести мира и славу, сам обитает в склепах, в зловонии разлагающихся трупов569.
Петр Хризолог, Собрание проповедей570.
Безумие и святость
Привыкший в пещере могильной в оковах беситься,
умом не владея, свирепствуя дико, с мольбами бросается вниз.
Он чувствует - рядом Христос571.
Пруденций, Гимны на каждый день572.
5:4 Никто не в силах был укротить его
Сила Божьего слова
Дай мне мужа гневного, изрыгающего проклятия, одержимого - немногими словами Божьими сделаю его смирным, словно овечка. Дай мне алчного, скупого, скаредного - верну его тебе щедрым, протягивающим полные пригоршни монет. Дай боящегося боли и смерти - и он выдержит крест, огонь и Периллова быка573. Дай похотливого, прелюбодейного, распутного - и увидишь его скромным, целомудренным, воздержанным574.
Лактанций, Божественные установления575.
5:7 Что Тебе до меня...
Сила Воскресшего
Если бы Христос был мертв, то не изгонял бы бесов и не повергал бы идолов, потому что бесы не послушали бы мертвого. Если же явственно изгоняются они Христовым именем, то очевидно, Он не умер; тем более что бесы, которые видят незримое для людей, будь Он мертв, знали бы об этом и не стали бы вовсе повиноваться Ему. И теперь нечестивые не веруют, однако бесы видят, что Он - Бог, и потому бегут и припадают к Нему, повторяя слова, сказанные ими, когда Он был в теле: «Знаем Тебя, кто Ты, Святый Божий»576, а также: «Что Тебе до нас, Сын Божий? Умоляю Тебя, не мучь меня»577.
Афанасий Александрийский, О воплощении Слова578.
Свидетельство Богочеловечества
Бесы узнают Его579, но Он изгоняет бесов580, и топит легион духов581, и видит начальника бесов падающим будто молния582. Его побивают камнями, однако не могут схватить583. Он молится, но и слушает мольбы584. Он плачет585, но и останавливает плач586. Спрашивает, где положили Лазаря587, ибо был человек, но и воскрешает Лазаря588, ибо был Бог.
Григорий Назианзин, О Сыне (Слово 29)589.
5:9 Легион имя мне
Мольба
Вот также и легион: когда в муках своих он просил оставить его и позволить в стадо войти, то без лукавства отсрочки в муках своих он просил. К демонам милость Его обличила их род, чтобы в этом явить, сколь страдает Любовь за жизнь человеков. Так меня укрепили эти слова, когда их услышал, что, плача, я пал на колени и перед Господом нашим сказал: «Без слез легион получил от Тебя исполнение просьбы своей. Мне же позволь со слезами принять, что прошу у Тебя».
Ефрем Сирин, Гимны о рае590.
О Божественной воле
Следует знать, что Бог прежде всего желает, чтобы все спаслись и стяжали Его Царство591. Ибо Он создал нас не для того, чтобы наказывать, но для того, чтобы мы приняли участие в Его благости, ибо Сам благ. Желает же наказания грешников, потому что справедлив. Итак, говорят, что первое, предваряющее, желание и благоволение - от Него; второе же, последующее, желание и попущение - ради нас. И это второе желание и попущение бывает двух видов: в качестве домостроительства и воспитания - для спасения; отвержение же, как мы упомянули, -для заключительного наказания. Сказанное касается того, что не в нашей власти. Из того, что в нашей власти, дела добрые Бог Своею предваряющею волею и желает, и одобряет; порочных же дел и злых Он не желает ни изначально, ни впоследствии, но дает действовать нашей свободной воле. Ибо то, что бывает вследствие насилия, не бывает разумным и не есть добродетель. Промышляет же Бог о всей твари и через посредство всей твари творит благо и воспитывает, и даже часто через самих бесов, как в случае с Иовом592 и со свиньями.
Иоанн Дамаскин, Изложение веры593.
5:13а Нечистые духи, выйдя, вошли в свиней
Характер власти дьявола
Легион дьявола не имел бы власти над стадом свиней, если бы не получил ее от Бога, однако в отношении овец Божиих дьявол далек от такой власти. Можем сказать, что все щетинки свиней сочтены были Богом, не говоря уже о каждом волосе святых594. Похоже, дьявол имеет свою собственную власть лишь над теми, кто не служит Богу. Богом же народы сочтены, как капли в ведре воды, как пылинки в поле595, как слюна во рту596, и выставлены перед дьяволом, будто ими никто не владеет. Однако над людьми Божьими дьявол не властен по собственной воле: в каких случаях он подступает к человеку показывают примеры в Писании. Либо для испытания дается ему право искушения, когда есть повод, или он сам его создает, как в случае с праотцами597. Либо грешник дается ему для осуждения, будто палачу для исполнения наказания, как это случилось с Саулом598.
Тертуллиан, О бегстве во время гонений599.
Гибель свиней
Никого не должно беспокоить то, что по велению Господа бесы погубили две тысячи свиней. В противном случае люди, наблюдавшие за этим, не поверили бы, что из человека вышло такое множество бесов - если бы не огромное количество свиней, которые, убегая от легиона бесов, бросились в погибель.
Иероним Стридонский, Жизнь святого Илариона600.
5:13б А их было около двух тысяч
Спасение святостью
Как мы читаем в Евангелии, две тысячи свиней погибают, чтобы спасена была одна душа... Монах не должен смотреть на избыток грехов вокруг, но на образ жизни небольшого числа святых. Вся Иудея была отведена в плен: пришел Навуходоносор и тысячи пленников направились в Вавилон601. Один только Иеремия остался верен Богу, но и его бросили в грязную яму602. И все же его душа была ценнее целого народа.
Иероним Стридонский, Трактат на Псалмы603.
Размеры рая
Спросил я также о сем: но достаточно ли пространство рая для всех праведников, чтобы им обитать в нем? Спросил я о том, чего нет в Писании, но рассуждение мое от Писания. Вот посмотри на человека: в нем обитал легион всяческих бесов604. Не явно ль из этого, что воинство то легче и тоньше, чем душа его? Потому и обитало все воинство то в теле одном. В сотни раз чище и легче тела праведных, что восстанут в день воскресения605. Если пожелают, растянутся и увеличатся; если захотят, сожмутся и уменьшатся; если сожмутся, то в месте одном все обитают; если растянутся, то всякое место охватят. Послушай ныне и научись, как тысячи праведных обитать в одном доме могут, и десятки тысяч ароматов в теле одном... Хоть и в малом они обитают, но достаточно им пребывания в нем. Также и рай: хоть и сущностей полон духовных, но наслаждение его для всех изобильно.
Ефрем Сирин, Гимны о рае606.
5:13в И потонули в море
Бесы-человеконенавистники
Если дьявол - человекоубийца, то очевидно, таковы и его служители -демоны. Этому Христос тебя научил посредством того, что, когда Он позволил им в свиное стадо войти, они все это стадо потопили в море - чтобы ты узнал, что поступили бы так же с людьми и потопили бы их, если бы Бог позволил им. Однако тут Он удержал их, и помешал им, и не дал совершить ничего такого. Показали же они это на свиньях, получив над ними такую власть. Ведь раз они не пощадили свиней, то тем более не отступились бы и от нас.
Иоанн Златоуст, Против иудеев607.
Грязь к грязи
Тысячи бесов коварных, которые вышли, стадо свиней поражают: грязь к грязи. В пучину ввергаясь, скот одержимый с собой увлекают.
Пруденций, Гимны на каждый день608.
5:15 Одет, и в здравом уме
Молитва об одержимых
После этого пусть диакон скажет: «Оглашенные609, изыдите с миром». После того, как они выйдут, пусть будет сказано: «Молитесь, одержимые нечистыми духами!» И мы все усердно помолимся за них, дабы человеколюбивый Бог через Христа покарал нечистых и лукавых духов и избавил одержимых по просьбе Христа от вражьей власти.
Апостольские постановления610.
5:19 Расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя
Свидетель спасения
Думая, что легион бесов изгнан из меня, я хотел забыть, что знал, и успокоиться у ног Спасителя. И вот мне, против воли моей, говорят строго: Иди домой к своими и расскажи им, что сотворил с тобою Господь.
Григорий Великий, Собрание писем611.
5:20 И все дивились
Пронзительный глас
Бесов легион гадаринских свиней повергает в море,
и после оков многократных в склепе могильном
под визг свиней мучительный стон раздается,
устами людей восклицая: «Мы знаем, Иисусе,
Сын Божий, Потомок Давида царя,
Кто есть Ты, зачем здесь, какою нас силой изгонишь,
мы знаем, и в страхе лежим пред Тобой»612.
Глас сей достиг ли ушей твоих, Иудея?
Конечно достиг, только в разум непросвещенный
он не проник, удалившись от запертой двери613.
Но услышан Господень приход там, где садится
Иберийское солнце, где розовый новый встречают восход.
Скифские зимы ослабил словом входящим
евангельский глас, усмирил и морозы гирканские614,
чтобы Родопского Гебра поток615, от льда уж свободный,
с утесов Кавказа бежал усмиренный616.
Пруденций, Гимны на каждый день617.
5:21-43 ВОСКРЕШЕНИЕ ДОЧЕРИ ИАИРА. ИСЦЕЛЕНИЕ КРОВОТОЧИВОЙ
21 Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря.
22 И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его
23 и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.
24Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.
25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,
26 много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, -
27 услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,
28 ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.
29 И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.
30 В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?
31 Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
32 Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.
33 Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.
34 Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.
35 Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?
36 Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.
37 И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.
38 Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.
39 И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.
40 И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и лгать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.
41 И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань.
42 И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.
43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.
Обзор: Молитва больной женщины услышана (Иероним Стридонский, Петр Хризолог, Пруденций). Исцеление скрытой болезни делает явным Божество Христа (Ефрем Сирин). Прикосновение ко Христу целительно только для того, кто верит (Августин Иппонский, Беда Достопочтенный). Великие деяния совершает вера (Афраат). Петру, Иакову и Иоанну дано было быть свидетелями чуда ради их будущего служения (Иероним Стридонский). Для Бога, имеющего власть над жизнью и смертью, смерть есть лишь сон, от которого Он властен пробудить (Амвросий Медиоланский, Августин Иппонский).
5:23 Приди и возложи на нее руки
Руки Творца
Больной не может повелевать кому-либо исцелить его, он лишь умоляет об этом. И поскольку человек этот был начальником синагоги, то он знал закон и что все создано Словом, а человек -рукою Бога. Значит, он верует в Бога, ибо просит Тою же рукою, Которой дочь его была создана, исцелить и вернуть ее к жизни... Ибо Возложивший руку, дабы сотворить из ничего, вновь возложит, дабы вернуть погибшее618.
Петр Хризолог, Собрание Проповедей619.
5:27 Прикоснулась к одежде Его
Вопль веры
Женщина, страдавшая кровотечением, потратила все свое состояние на врачей. Терпя голод и жажду, она пала духом. И вот, так как она потеряла все состояние - то есть как Церковь, собранная от язычников, - и пала духом, она возопила к Господу и коснулась Его. Касание края одежды Господа было криком верующей.
Иероним Стридонский, Трактат на Псалмы620.
Хищение веры
Течения двух морей не смешиваются так, как смятена от сомнений душа этой женщины. После отчаянных попыток врачей, после дорогих лекарств и бесполезного традиционного лечения, когда искусство и опыт целителей ничего не дали, когда все средства больной были потрачены, произошло не случайное, а божественное исцеление. То, что в течение стольких лет не могло быть вылечено человеческим умением, исцеляется только верою и смирением. Женщина стояла в отдалении: будучи наделена природной стыдливостью и являясь нечистой согласно иудейскому закону, который говорил, что она нечиста и ни к чему чистому не должна прикасаться621, она боялась коснуться Его, чтобы не вызвать гнев иудеев и не преступить закон. Она не осмеливалась заговорить, чтобы не смутить стоящих вокруг и не обременить их слух, чтобы не пошла молва, что в течение стольких лет она была ареной страданий. Долгая, постоянная боль становилась еще нестерпимей, да и быстро идущий Христос не оставлял ей времени для раздумий: она знала, что, если продолжать молчать и скрывать свою болезнь, здоровье к ней не вернется. В этой борьбе мыслей женщина нашла единственный путь спасения -похитить себе исцеление, похитить, промолчав о том, о чем она не осмелилась говорить как по робости, так и из почтения к Тому, Кто стоял перед ней. Не заслуживая этого телесно, она сердцем своим продвинулась к Исцелителю и с верою рукой прикоснулась к Его одеянию. Она знала, что подобная хитрость не только простится, но и исцелит ее, ибо не желание породило хитрость, но застенчивая необходимость. Она знала, что ища выгоды для себя, похитительницы, она не принесет никакого вреда Тому, у Кого брала... То, что в течение двенадцати лет не поддавалось людскому искусству целительства, невзирая на время исцелила вера.
Петр Хризолог, Собрание проповедей622.
Тайны ее исцеления
Слава Тебе, таинственный Сын Нерожденного, ибо посредством скрытой болезни некоей женщины, пораженной ею, была возвещена Твоя благодать исцеления, и посредством этой же женщины мы увидели невидимое Божество! Через благодать Его исцеления мы познали Божественную сущность Сына; но и исцелением той, что была больна, открылась также вера ее. Именно так она возвестила о Его Божестве, возвестив вместе с тем и о вере своей, потому что твердая вера ее была явлена тем же Глашатаем. Она засвидетельствовала о его Божестве, Он же засвидетельствовал ее веру... ибо прежде Он увидел тайную веру женщины и затем даровал явное исцеление.
Ефрем Сирин, Толкование на Диатессарон Татиана623.
5:33 Сказала Ему всю истину
Перед лицом Истины
Обратите внимание на шаги, посмотрите на продвижение. Пока она истекала кровью, не могла предстать перед Ним; исцелившись, предстала пред Ним. Бросается в ноги Его и даже не осмеливается взглянуть Ему в лицо - для исцеления ей достаточно быть у Его ног. Рассказала Ему всю истину: Христос - истина. Будучи исцелена Истиной, она истину исповедует.
Иероним Стридонский, Трактат на Евангелие от Марка624.
5:34а Дщерь! вера твоя спасла тебя
Одна и многие
Не многие верой прикасаются к Нему -множество попирает Его625.
Августин Иппонский, Проповеди626.
О маловерных
Подобно тому, как они видя не видят, и слыша не слышат627, они и касаясь не прикасаются. Если и идут ко Христу, то не с сердечною простотою, но с сомнением и притворством.
Беда Достопочтенный, Изложение Евангелия от Марка628.
5:34б Будь здорова от болезни твоей
Миссия Церкви
Доставляй соответствующее лекарство каждому из страждущих, врачуй их, исцеляй любым способом, исцеленными возвращай Церкви. Паси стадо не с насилием и жестокостью, злоупотребляя властью629, но как пастырь добрый, подносящий к материнским сосцам агнцев и беременных утешающий630.
Апостольские постановления631.
Христос-Целитель
«Члены, нарывом покрытые, полные гноя,
предаю омовенью», - Он молвил, и это случилось:
кожа опухшая, бывшая раной, снова чиста632.
Ты вечным мраком сокрытые очи
нектаром спасительным уст покрываешь Твоих.
Открыты глаза, свет очам от лекарства такого дарован633.
Ты гневный ветер смиряешь, что бедствия бури приносит,
лодки ломая, мешая их днища с водою.
Отдан приказ - он стихает и стелится кротко волна634.
Женщина края одежды священной коснулась украдкой.
Тут же вернулось здоровье ее: бледность уста покидает,
крови поток, что сочился всегда, иссяк у нее635.
Пруденций, Гимны на каждый день636.
5:36 Не бойся, только веруй
Спасительная сила веры
Когда начальник синагоги просил у Него за свою дочь, Он сказал ему: «Только веруй твердо и будет жить дочь твоя», - и тот веровал, и ожила дочь его, и встала. И когда умер Лазарь, то сказал Господь наш Марфе: «Если будешь веровать, то воскреснет брат твой». Сказала ему Марфа: «Так, Господи, я верую»,- и Он воскресил его после четырех дней637. ...Итак, возлюбленные, приобретем веру, имеющую столь многую силу! Ибо вера возносит на небеса638, побеждает потоп639, заставляет рождать бесплодных640, спасает от меча641, поднимает изо рва642, обогащает бедных643, освобождает плененных644, спасает гонимых645, низводит огонь646, разделяет море647, разрубает скалу и дает воду жаждущим648, насыщает голодных649, оживляет мертвых и выводит их из ада650, усмиряет волны651, исцеляет больных652, побеждает войска653, низвергает стены654, заграждает уста львам655, угашает огненное пламя656, смиряет гордых, а смиренных возводит в славу657. Все эти великие деяния совершаются верой. Ибо в этом состоит вера: когда человек верует в Бога, Господа всего, сотворившего небо и землю, море и все что в них; сотворившего Адама по образу Своему; давшего закон Моисею; пославшего Духа Своего пророкам, и, наконец, пославшего Помазанника Своего в мир, чтобы уверовали люди в воскресение мертвых, и чтобы уверовали в спасительное таинство крещения (а такова есть вера Церкви Божией), и чтобы отвратить людей от гаданий, от магического свойства месяцев и дней, от суетных молитв и обрядов, от чародейства, халдейской науки, блуда и бесстыдных песен, от пустых учений -орудий лукавого, и от раболепия сладострастию; от брани, от прелюбодеяния, и дабы никто в словах своих не свидетельствовал ложно, и никто не был бы двуязычен.
Афраат, Доказательства658.
5:37 И не позволил никому следовать за Собою , кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова
О Петре, Иакове и Иоанне
Он не брал с Собой никого, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Кто-нибудь спросит: почему избираются всегда эти трое, другие же - нет? Вот и на горе во время Преображения присутствуют эти трое659. ...Во-первых, число это связано с таинством Троицы, так что оно само по себе священно, да и Иаков, согласно еврейской традиции, клал три вида прутьев в водопойные корыта660. В другом месте сказано: И нитка, втрое скрученная, не скоро порвется661. Итак, избран Петр - и на нем воздвигается Церковь662; избран Иаков - и он первым из апостолов удостаивается мученичества663; избран Иоанн - и в нем закладываются основы целомудрия664.
Иероним Стридонский, Трактат на Евангелие от Марка665.
5:39 Девица не умерла, но спит
Глас Господа
Что скажу о дочери начальника синагоги, смерть которой оплакивало множество людей под музыку флейт?666 Уже и погребальное шествие готовится, поскольку верят, что она умерла. Но как только раздается голос Господа, тут же возвращается дух ее, поднимается ее ожившее тело, она вкушает пищу -дабы поверили, что она жива667.
Амвросий Медиоланский, О кончине брата Сатира668.
Сон девицы
Он приходит в дом и видит, что все по обычаю подготовлено к погребению. Говорит им: Что слушаетесь и плачете? Девица не умерла, но спит. Господь сказал правду: она спала, но только для Того, Кто мог ее разбудить. Разбудив ее, Он вернул живую дочь родителям.
Августин Иппонский, Проповеди669.
Муки родителей
Прежде чем станет явным сокровенный смысл евангельских слов, стоит напомнить о страданиях, которые принимают и переносят родители из-за их любви и привязанности к детям. В окружении семьи и сочувствующих им близких возлежит дочь на мягкой постели. Сникший отец убивается на сухой земле. Она покидает свое тело - он изнывает и разумом, и душой; она принимает муки своей болезни - он, растрепанный и поглощенный горем, стенает у всех на виду; она умирает во упокоение - он продолжает жить в наказание... Увы! Почему дети безразличны к этому, почему не думают об этом, почему не рвутся вернуть родителям силу? Вопреки всему любовь родителей настойчиво продолжается, ибо, что родители посвящают детям, им воздаст родитель всех - Бог.
Петр Хризолог, Собрание проповедей670.
5:43 И сказал, чтобы дали ей есть
Удостоверение воскресения
Всякий раз, когда Он воскрешал умершего, Он велел давать тому есть, дабы воскрешение не казалось обманом. И о Лазаре мы читаем, что после воскрешения он имел трапезу с Господом671.
Иероним Стридонский, Против Иовиана672.
Вкушение пищи
Поскольку живущим этой жизнью свойственно есть, Господь по необходимости показал воскресение плоти тем, кто не считал таковое истинным, - через еду и питье. То же самое Он сделал и с Лазарем, и с дочерью Иаира. Ибо, воскресив ее, Он велел дать ей есть.
Феодорит Кирский, Эранист673.