|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

2:1-12 ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО

1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному:

11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

 

Обзор: Иисус связывает книжников их собственными словами, что прощение грехов принадлежит только Богу (Иоанн Златоуст, Ириней Лионский), поскольку Он - Бог (Новациан). Пастыри Церкви отпускают грехи не своей властью, но во имя Троицы (Амвросий Медиоланский). Иисус не только прощает грехи, но и проникает в тайны сердца (Иоанн Златоуст). Он -Врач человечества, исцеляющий и душу, и тело (Климент Александрийский). Постель больного становится знаком исцеления (Петр Хризолог, Августин Иппонский).


 

2:7а Что Он так богохульствует?

Ловушка для книжников

Иудеи преследовали Его не только потому, что Он нарушал субботу, но и потому, что Он называл Бога Своим Отцом, делая Себя равным Богу282, что гораздо серьезнее, ибо то же самое Он подтверждал Своими делами... Поскольку они сами ввели это положение283, сами установили это правило, сами написали закон, то Он и связывает их, исходя из их собственных слов. «Вы, - говорит Он, -сами признали, что прощение грехов принадлежит одному только Богу».

Иоанн Златоуст, О расслабленном, спущенном через крышу284.

 

2:7б Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

Кто может прощать грехи?

Кто же еще мог простить грехи, как не Тот, против Кого мы согрешили и Кто Сам даровал прощение?285

Ириней Лионский, Против ересей286.

 

Божественность Христа

Если Христос прощает грехи, то Он - Бог, поскольку никто, кроме Бога, не может прощать грехи.

Новациан, О Троице287.

 

Служение отпущения грехов

Отпускающие грехи288 осуществляют свое служение, но при этом они пользуются не своей властью. Ибо грехи они отпускают не от своего имени, но во имя Отца, Сына и Святого Духа. Люди просят - Божество дарует; от людей - послушание, щедрость же - от небесной власти.

Амвросий Медиоланский, О Святом Духе289.

 

2:8 Для чего так помышляете в сердцах ваших?

Сердцеведец Христос

Книжники утверждали, что разрешение грехов принадлежит одному только Богу. Иисус, однако, не только разрешает грехи, но перед тем показывает еще нечто, что свойственно только Богу, - способность открывать тайны сердца.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея290.

 

2:9 Что легче?

Целитель души и тела

Согласно Демокриту, медицина лечит телесные болезни, в то время как мудрость избавляет душу от страстей. Но благой Педагог, Премудрость, Слово Отчее, создавшее человека, заботится о Своем произведении в целом: всеисцеляющий Врач человечества излечивает и тело наше, и душу. Спаситель говорит расслабленному: встань, возьми носилки, на которых ты лежишь, и иди домой. И сразу же больной выздоравливает291.

Климент Александрийский, Педагог292.

 

2:10 Власть на земле

О власти Христа

Когда Он собирается наказать кого-либо, или похвалить, или грехи им простить, или дать им закон, или совершить что-либо еще более великое, мы нигде не находим Его призывающим Отца или молящимся. Напротив, все эти дела совершает Он полновластно.

Иоанн Златоуст, О молитвах Христа293.

 

2:11 Встань, возьми постель твою

Свидетельство бывшей немощи

Возьми постель твою, - то есть неси то, что носило тебя. Поменяй их местами, чтобы свидетельство немощи стало подтверждением здоровья, чтобы ложе печали стало знаком твоего исцеления; чтобы тяжесть его стала весом твоей восстановленной силы.

Петр Хризолог, Собрание проповедей294.

 

Состояние расслабленного

Повеление расслабленному, чтобы тот взял постель и пошел, предполагало, что он уже стал здоров, хотя все еще молился об исцелении.

Амвросий Медиоланский, Пять книг о вере295.

 

Расслабление души

Тебя носила постель, не ты носил её. Расслаблен ты был внутри.

Августин Иппонский, Толкование Псалмов296.

 

2:13-17 ПРИЗВАНИЕ ЛЕВИЯ

13 И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их.

14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

15 И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.

16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

17 Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.


 

Обзор: Апостолы призваны из простых и грешных людей, как, например, Левий, ставший Матфеем (Евсевий Кесарийский, Беда Достопочтенный). Господь - врач грешников, и потому Он всегда с ними (Григорий Назианзин). Грехи, как и болезни, уничтожаются знанием, дарованным от Бога (Ириней Лионский). Духовное врачевание причиняет боль, поскольку душа сращивается с грехом (Григорий Нисский); воля таких людей больна и безумна и исцеляется только благодатью (Августин Иппонский). Господь приходит для спасения всех людей, ибо все - грешники (Иероним Стридонский).

 

2:14а Увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора, пошлин

Прежняя жизнь Матфея

Апостол Матфей в своей прошлой жизни не отличался почтенным времяпрепровождением, но был из тех, кто занимается сбором пошлин и стяжательством297.

Евсевий Кесарийский, Доказательства в пользу Евангелия298.

 

Новое имя Левия

Иисус увидел Левия, сидящего у места сбора податей. Был он настойчив и жаждал временной выгоды. Матфей - его новое имя, в переводе с еврейского на латынь оно означает «одаренный»299. Такое имя действительно подходит тому, кто получил столь большой дар благодати небесной.

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия300.

 

2:146 Говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним

Следуй делами

Он сказал: Следуй за Мной. Следуй не столько ногами, сколько осуществлением дел. Потому говорящий, что во Христе пребывает, подобно Матфею, должен встать и идти. А это означает: не стремись к земному, не гоняйся за тленным богатством, убегай от низменных почестей, возлюби мысль о ничтожности мира ради славы небесной, будь полезен другим; ни с кем не поступай по несправедливости, несправедливость же по отношению к себе переноси с терпением, но и за обидчиков проси прощения у Господа; ищи всегда славы Создателя, но никогда -своей301; и насколько есть сил, возрастай в любви к горнему. Поступать таким образом и подобно сему - значит идти по следам Христа302. И он, встав, последовал за Ним. Не следует удивляться, что по велению Господа мытарь тотчас оставляет земные блага, о которых заботился, и что, пренебрегши богатством, он немедленно следует за Тем, о божественности Которого ничего не мог знать. Это Сам Господь, внешне позвав его словом, невидимым образом изнутри сообщил ему, чтобы он шел. Господь озарил его разум духовным светом Своей милости, и через свет этот мытарь узнал, что призывающий его оставить преходящие земные богатства в силах дать ему нетленные сокровища на небесах.

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия303.

 

2:16 Он ест с мытарями и грешниками

Врач грешников

Почему же ты не винишь Его за то, что Он ел вместе с мытарями и в домах мытарей и мытарей брал Себе в ученики, чтобы и для Себя приобрести нечто?304 Что же? - Спасение грешников. Если, конечно, не обвинять врача, что он нагибается к язвам и переносит зловоние, чтобы излечить больных.

Григорий Назианзин, На Святую Пасху (Слово 45)305.

 

2:17а Не здоровые имеют нужду во враче

Исцеление от невежества

Кто из врачей, пытаясь исцелить больного, начнет поступать согласно капризам последнего, а не в соответствии с требованиями медицины? Вот и Господь пришел ради тех, кто был болен, о чем Сам засвидетельствовал, говоря: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Но каким образом станут здоровыми те, кто болен, и как будут каяться грешники? Неужели оставаясь непоколебимыми в себе или, напротив, значительно изменив образ жизни, через который и болезнь ненужную получили, и множество грехов совершили? Невежество, мать всех грехов, уничтожается знанием. Следовательно, и Господь дал ученикам Своим знание, через которое Он исцелял страдающих и удерживал от греха грешников.

Ириней Лионский, Против ересей306.

 

Не без боли

Те, кто при помощи скальпеля и прижиганий удаляют наросты и бородавки, противоестественно появившиеся на теле, не без боли доставляют благодетельствуемому исцеление, и рассечения, производимые ими, не наносят человеку вреда. Точно так же и в отношении вещественных излишков, которые, приобщаясь к страстям, уродуют наши оплотневшие души307: в день судный они будут срезаны и соскоблены неизреченной премудростью Того, Кто, как говорит Евангелие, врачует больных. Ибо, как сказано, не здоровые нуждаются во враче, но терпящие зло. Из-за того же, что душа сильно сроднилась со злом, это врачевание причиняет боль коже - подобно срезанию бородавки.

Григорий Нисский, Большое огласительное слово308.

 

Больная и безумная воля

Он сказал, что праведники здоровы, а грешники больны. Больной самонадеян в силах своих, но и, как сказано, исполина не защитит великая сила309. Ибо если у больного и появляются силы, то это не сила здоровых, но сила безумцев. Безумцы же, хотя и больны, считают себя здоровыми и потому не ищут врача, но, напротив, иногда даже набрасываются на него с кулаками. Подобно сему, своим высокомерием они избивают Христа, считая, что Его щедрая помощь не нужна тем, кто ищет праведности в заповедях закона. Потому пусть прекратят безумствовать, пусть поймут, что их воля свободна не для того, чтобы гордынею отвергать Его помощь, но чтобы дать им возможность благочестиво воззвать ко Господу. Свободная воля становится свободной по мере ее выздоровления, и выздоравливает по мере ее подчинения божественной милости и милосердию.

Августин Иппонский, Послания310.

 

2:17б Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Спаситель гибнущих

Великое и чудное заключается в том, чтобы утвердить не стоящее, а падающее. Так и Христос пожелал спасти погибающее311, и спас многих, придя и призвав нас, уже погибавших.

Климент Римский, Второе послание к Коринфянам312.

 

Два равнозначных прочтения

Слова: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию, многие толкуют в свете идущей вслед за этим фразы: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Другие, однако, толкуют их более буквально: Я пришел призвать не праведников, - то есть не существует абсолютно праведных, так как все грешны; но грешников - то есть тех, которыми полон мир, как сказал об этом Давид: «Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного»313 и «Развратились они и совершили гнусные дела»314.

Иероним Стридонский, Беседы против пелагиан315.

 

Спасение и праведность

Молитесь о нас, дабы спасены мы были спасением, о котором сказано: ...не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников316. Посему молитесь о нас, чтобы мы стали праведны. Это недоступно человеку, пока он сам не узнает и сам не захочет, но случается, как только преисполнится он желания. Однако само это в нем не произойдет, пока благодать Духа Святого не исцелит и не придет к нему на помощь.

Августин Иппонский, Послания317.

 

2:18-22 О ПОСТЕ

18 Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

19 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,

20 но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

21 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.


 

Обзор: Истинный пост - в отчуждении от злых дел, в то время как истинное омертвение души происходит не от телесного голода и жажды, а от голода по Слову Божьему (Василий Кесарийский); и лучше пить вино с рассуждением, чем воду с надмением (Палладий Еленопольский). Нет нужды в посте, когда Господь с учениками (Григорий Назианзин) и Церковь пирует с Женихом-Христом (Беда Достопочтенный). Старые мехи и одежды - это души, не обновленные верой и связанные житейскими заботами (Иоанн Златоуст).

Молодое вино - образ веры, надежды и любви; новая одежда - символ добрых дел (Беда Достопочтенный). Новым ученикам Господь дает новую благодать и новую молитву: Евангелие вместо закона(Тертуллиан).

 

2:18 Твои ученики не постятся

Истинный пост

Не ограничивай благо поста, воздерживаясь только от яств, ибо истинный пост состоит в отчуждении от злых дел. Разорви все узы неправды, прости ближнему обиду, прости ему его долги.

Василий Кесарийский, О посте318.

 

2:19 Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?

Не хлебом единым

Настоящее омертвение рождается в душах не по причине голода хлебного и не от жажды этой осязаемой воды, но от голода по слышанию Слова Господня. Ибо не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих319. Посему сыны чертога, доколе с ними Жених, не могут поститься.

Василий Кесарийский, Толкование на пророка Исайю320.

 

О пьющих вино с разумением

Лучше пить вино с разумением, нежели пить одну воду с надменностью. Посмотри на святых мужей, пьющих вино с разумением, и на людей, далеких от Бога, пьющих воду без разумения, и впредь больше не порицай и не восхваляй само вещество, но ублажи или сочти несчастным разум тех, кто пользуется веществом на благо или во вред себе. Иосиф тоже некогда пил вино у египтян321, но он не помрачился рассудком, потому что сохранил разум. С другой стороны, одну только воду пили Пифагор, Диоген и Платон, а вслед за ними и манихеи, и весь остальной «сонм» мнящих себя философами, однако в своей необузданности они дошли до такой степени легкомыслия, что не познали Бога, а, напротив, поклонились идолам. Не гнушались употребления вина и те, кто окружал апостола Петра, так что Сам Учитель и Спаситель их был попрекаем за это, когда иудеи высказывали Ему: «Почему ученики Твои не постятся подобно ученикам Иоанна?»322.

Палладий Еленопольский, Лавсаик323.

 

Время радости

Сыны чертога брачного не могут поститься, когда рядом Жених324, или видимый телесно (ибо время Его пребывания есть время радости, а не тягот), или познаваемый как Слово (ибо зачем поститься телесно тем, кто очищается Словом?).

Григорий Назианзин, О Сыне (Слово 30)325.

 

Жених Христос

С тех пор как воплощение Спасителя было обещано нашим праотцам, святые в слезах и стенаниях ожидали Его вплоть до момента, когда обещанное осуществилось. Подобно сему, после Его воскресения и восхождения на небо все надежды святых были связаны с Его возвращением. Тем не менее, начиная со времени, когда Он говорил с людьми, они уже не могли лить слезы и скорбеть, так как с ними во плоти был Тот, Кого они возлюбили духовно. Итак, Жених - Христос, Невеста Его -Церковь, Сыны жениха326 - члены брачного союза и те, кто верит в Него; время брака - то время, когда через таинство воплощения327... Он сочетается со святой Церковью328. Ради определенной мистерии329 на брачный пир пришел Тот, Кто для соединения с Церковью в духовной любви сошел с неба на землю330. Его обителью стало чрево непорочной Матери: в этом чреве Бог принял человеческую природу, из него для союза с Церковью вышел Жених.

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия331.

 

2:21 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани

Малодушие

Душа такого человека есть ветхий плащ и старые мехи. Она не обновилась верой, не преобразилась благодатью Духа. Она еще немощная и земная, думает о житейском, и пребывает в заботе о пустых фантазиях мира, и вожделеет здешней славы. Если же такой человек с самого начала услышит, как ставший христианином немедленно делается узником и заковывается в цепи, то, устыдившись и оробев, отпрянет от проповеди.

Иоанн Златоуст, К народу антиохийскому332.

 

Символы духовной жизни

Если кто спросит, в чем таинственная разница между молодым вином и новой одеждой, тот легко заметит, что вином мы освежаемся изнутри и пьянеем, одежду же надеваем снаружи поверх себя. И то и другое имеет отношение к духовной жизни. Одеяние, конечно, означает наши добрые дела, которые мы совершаем и на основании которых предстаем перед людьми. А молодым вином разжигается жар веры, надежды и любви, через который, с новизной чувств внутри нас, мы преображаемся в очах нашего Создателя.

Беда Достопочтенный, Изложение Евангелия от Марка333.

 

2:22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие

Новая благодать новым ученикам

Господь наш Иисус Христос для новых учеников Нового Завета установил новый образ молитвы. Для этого надлежало молодое вино хранить в новых мехах и к одежде требовалось пришивать новую заплату334. Что-то прошло, что-то изменилось - как обрезание; или было дополнено - как ветхий закон; или исполнилось - как пророчество; или достигло совершенства - как сама вера. Все плотское обновила благодать Божия в новую духовность, даровав Евангелие, разрушив все ветхое.

Тертуллиан, О молитве335.

 

2:23-28 УЧЕНИКИ СРЫВАЮТ КОЛОСЬЯ В СУББОТУ

23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?

25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?

26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;

28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы.


 

Обзор: Господь Иисус имел человеческую природу, с душой и телом, и испытывал человеческие немощи (Августин Иппонский). День, посвященный Богу, есть день молитвы, покаяния и приобщения Богу в таинствах (Евсевий Кесарийский). Иисус - сын Давида по человечеству, но Господин Давида - по Божеству; Он под законом субботы как человек, но Господин субботы как Бог (Новациан).

 

2:25 Что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал

Испытывал ли Он голод?

Глупо верить рассказу евангелиста о том, что Он ел, и не верить тому, что Он взалкал. Однако из этого не следует, что каждый, кто ест, бывает голоден (ведь мы читаем, что ангел ел, однако не встречаем слов о том, что он испытывал голод336) или же что каждый, кто испытывает голод, ест (ведь можно сдержать себя каким-либо обетом, или по причине отсутствия пищи, или по невозможности принять её)... Итак, раз уж Он ел, то без тела этого нельзя было сделать, а поскольку испытывал голод, то этого не могло произойти без участия души.

Августин Иппонский, О различных вопросах337.

 

2:28 Сын Человеческий есть господин и субботы

День покаяния и молитвы

При том, что в неделе семь дней, шесть Бог дал нам для работы, а один - для молитвы и отдыха, и избавления от зла, и чтобы, если за шесть дней совершим какие-нибудь прегрешения, в день Господень пришли бы просить за них милости у Бога. Посему иди на утреню в церковь Божию! Приди к Владыке, исповедай Ему свои прегрешения, покайся в молитве и с сокрушением сердца останься на божественную и священную литургию; исполни свою молитву, никоим образом не выходя до отпуста. Узри своего Владыку раздробляемым и раздаваемым, но не истощаемым, и, если совесть у тебя чиста, подойди и приобщись Тела и Крови Господних.

Евсевий Кесарийский, Проповеди338.

 

Сын Давида, Давида Господин

Поистине так получается, что как человек Он - от Авраама339, но как Бог - прежде Авраама340. Точно так же как человек Он - сын Давида341, но и Господом Давида наречен342, поскольку Он - Бог. И как человек Он - под законом343, но как Бог назван Господином субботы344.

Новациан, О Троице345.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|