|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

13:1-8 ЗНАМЕНЬЯ КОНЦА

1 И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!

2 Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.

3 И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:

4 скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?

5 Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,

6 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.

7 Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, - но это еще не конец.

8 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это -начало болезней.


 

Обзор: В чем-то отличные описания конца времени у синоптиков не противоречат, но дополняют друг друга (Августин Иппонский). Увядание деревьев, землетрясения и явления в атмосфере даны как признаки увядания и распада самой земли, как мы ее знаем (Ориген), однако подлинные христиане имеют трезвое отношение ко всякого рода кризисам и катастрофам (Августин Иппонский). Пока существуют останки Иерусалимского храма, время антихриста еще не настало (Кирилл Иерусалимский). Хитрость дьявола заключается в подражании деяниям Христа (Ориген), однако он быстро проявит свою подлинную злую сущность (Кирилл Иерусалимский). Будучи храмом, человек может избежать гибели, если вовремя восстановит свой полуразрушенный духовный облик (Ориген).

 

13:1 Какие камни и какие здания!

Храм веры, разрушенный грехом

Храм этот не сразу обрушился, но постепенно и со временем. Так и всякий человек, принимающий в себя Слово Божие, подобен храму. И если кто, совершив грех, не полностью отступит от Слова Божьего, но частично сохранит следы веры и почтения к заповедям Божьим, то он - храм, отчасти разрушенный и отчасти стоящий. Кто же, совершив грех, о себе не заботится, но постоянно уходит от веры и от жизни, согласной с Евангелием, покуда совсем не отпадет от Бога Живого, тот есть храм, в котором не осталось камня учения на камне заповедей Бога, Который Сам не разрушим.

Из древних истолкований комментариев Оригена1451.

 

13:2 Не останется здесь камня на камне

Разрушение Храма

Антихрист1452 придет тогда, когда в иудейском храме, по слову Спасителя, не останется камня на камне. Ибо когда падение из-за ветхости, либо разрушение, происшедшее под предлогом строительства или по какой-нибудь иной причине, низвергнет все камни (не имею в виду внешнюю стену, но внутренний храм, где находились херувимы1453), тогда придет он со всеми знамениями и чудесами ложными1454, превознесясь над всеми идолами. Поначалу он будет притворятся человеколюбивым, но затем покажет жестокость, в особенности против святых Божиих1455.

Кирилл Иерусалимский, Огласительные слова для просвещаемых1456.

 

13:3-4 Спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет?

О различиях у евангелистов

Евангелисты не расходятся в фактах, когда один сообщает нечто, о чем умалчивает другой, или когда они излагают что-либо разными способами1457, но, напротив, дополняют друг друга и таким образом направляют разум читателя.

Августин Иппонский, Послания1458.

 

13:6 Многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я

Истина и ложь

Истина - это Христос, а лжеистина -антихрист. Мудрость - это Христос, а лжемудрость - антихрист... Во всех добродетелях, посредством которых общаемся с Богом, убеждаемся, что истинные добродетели - это Христос, в то время как все мнимые добродетели - это антихрист. Все проявления добра, которые Христос имеет в Себе и которыми Он восстанавливает людей в истине, имитирует также дьявол для совращения святых1459.

Из древних истолкований комментариев Оригена1460.

 

Трезвость христиан

Относительно войн, когда земля не была охвачена ими? В какие - такие эпохи и в каких - таких местах? Если вглядется в прошлое, то при императоре Галлиене1461, когда варвары вторгались в римские провинции, как много братьев наших, живших тогда, могли бы решить, что конец уже близок! А было это спустя много времени после вознесения Господа. Какими будут знамения, когда конец приблизится, мы не знаем, коль скоро и теперешние предсказаны не так, чтобы их понимали хотя бы в Церкви.

Августин Иппонский, Послания1462.

 

13:8 И будут землетрясения по местам

Прежде упадка - увядание

Как тело становится больным перед смертью, когда та не наступает насильственно, так что через немощь открывается путь к отделению души от тела, -так и любое творение в мире начинает распадаться, как если бы оно имело начало и конец. Потому что видимое приходящее, и потому что «прейдут и небо, и земля»1463. Прежде упадка должно наступить увядание, земля начнет сотрясаться, воздух наполнится болезнями и станет пагубным1464. Тогда жизненная сила самой земли окажется недостаточной, и она удушит свои же плоды, и сила рождения ее деревьев угаснет.

Из древних истолкований комментариев Оригена1465.

 

13:9-23 ГРЯДУЩИЕ ИСПЫТАНИЯ

9 Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.

10 И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.

11 Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.

12 Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.

13 И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

14 Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет, -тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;

15 а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;

16 и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.

17 Горе беременным и питающим сосцами в те дни.

18 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.

19 Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.

20 И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.

21 Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте.

22 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

23 Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все.


 

Обзор: Прежде конца мира Евангелие должно быть проповедано среди всех народов земли (Ориген). Те, кто устоит в вере, обретут обещанное блаженство (Иларий Пиктавийский). «Мерзость запустения на святом месте» есть искажение Слова Божьего. Чтобы спастись во время гонений, следует знать время и место для бегства, и для этого следует постоянно молиться (Ориген, Ефрем Сирин). Люди, обремененные заботами века сего, будут страдать в последние времена (Августин Иппонский, Ипполит Римский). Праведная жизнь поможет встретить приход Судии с надеждой на оправдание (Григорий Великий). Антихрист один, но у него много проявлений, направленных на отвращение верных от истины (Ориген). Вражда и расколы - действия антихристова духа (Киприан Карфагенский).

 

13:10 Во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие

Предостережение от опрометчивых заявлений

Однако не проповедано еще Евангелие Царствия по всей земле. Известно, что Евангелие еще не проповедано среди всех эфиопов, особенно среди тех, кто живет за рекой1466; также среди серов1467 и на Востоке1468 не слышали еще голос христианства. Что же говорить о британцах или германцах, что живут вокруг Океана1469, или о варварах, даках1470, сарматах и скифах1471, большая часть из которых еще не слышала слова Евангелия, однако непременно услышит еще до конца века?1472 Обрати внимание на то, что говорит Господь: И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие, - и тогда наступит конец. Если же кто захочет заявить поспешно, что уже проповедано Евангелие Царствия всему миру во свидетельство всем народам, то, чтобы быть последовательным, он должен также сказать, что конец уже наступил. Сказать такое - большая опрометчивость и признак непонимания, о чем напоминает нам Павел во Втором послании Фессалоникийцам: Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели1473.

Из древних истолкований комментариев Оригена1474.

 

13:13 Претерпевший же до конца спасется

Плод нынешней веры

Господь ободряет нас, чтобы мы ожидали наступления конца с надлежащей верой и терпением: Претерпевший же до конца спасется1475. Не блаженная пустота нас ожидает, но существует плод веры, и награда за веру не отменяется, конец же есть окончательное обретение обещанного блаженства. Блаженны те, кто устоит, поставив себе целью обретение совершенного счастья: ожидание веры таких людей целиком осуществится. Так что конец означает для нас пребывание неизменными в том состоянии, к которому теперь уже в нас все устремлено1476.

Иларий Пиктавийский, О Троице1477.

 

13:14а Когда же увидите мерзость запустения... стоящую, где не должно

Святость Писания

Под священным местом понимается всякое слово божественного Писания, произнесенное святыми пророками, бывшими от века, - Моисеем и другими после него. Однако не только это, но и слово евангелистов и апостолов Иисуса Христа. На этом священном месте в Писании - и Ветхом, и Новом Завете - часто стоял антихрист-лжеслово, выдающий себя за Бога, за Бога-Слово Христа. Вот он-то и есть эта «мерзость запустения»1478.

Из древних истолкований комментариев Оригена1479.

 

13:14б Находящиеся в Иудее да бегут в горы

Время и место для побега

Кто бежит, тот должен знать место, куда бежать следует, и молиться о времени, чтобы оно было подходящим для побега.

Из древних истолкований комментариев Оригена1480.

 

13:15 Кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего

Кто такие те, «кто на кровле»?

Из Писания вывожу, что «быть наверху, на кровле» означает иметь ум возвышенный и устремленный ввысь, и это на основании свидетельств, оставленных для святых, о том, как пророков принимали в горнице...1481 Вот и тебе Иисус заповедует не спускаться с кровли, поскольку, говорит Он, когда произойдет все это, тогда находящийся на кровле пусть не спускается взять вещи из своего дома. Спасающийся бегством во время гонений должен не то что не подниматься на кровлю, но даже и не спускаться взять вещи из своего дома.

Ориген, Гомилии на пророка Иеремию1482.

 

13:17 Горе беременным и питающим сосцами в те дни

Образ века сего

Это сказано образно. Кто такие беременные и питающие сосцами? Беременные - это души, надежды которых связаны с веком сим; получившие же то, на что надеялись, названы питающими сосцами. Вот для примера, некто захотел купить себе поместье. Это - беременность: покуда не будет поместье куплено, чрево растет в надежде; когда же поместье куплено, то чрево разрешается от бремени и тогда уже то, что куплено, вскармливается. Горе беременным и питающим сосцами в те дни - то есть горе надеющимся на век сей, горе льнущим к вещам, которые родились из надежды века сего.

Августин Иппонский, Толкование Псалмов1483.

 

13:18 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою

Заботы о делах

У христиан полагаются особые молитвы в этой борьбе, как сказано: Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу1484. Этими словами Он преждает нас, чтобы мы не были захвачены врасплох тем, что грядет на нас. Чтобы не делались праздными в своей праведности, как иудеи в субботу, и не волновались о мирских делах, как в зимнюю бурю.

Ипполит Римский, Против Гая1485.

 

Храните молитву

Зима без плодов, а суббота без работы1486. Не позволяй себе стать тем, кто будет захвачен в плен в таких обстоятельствах - когда ты не имеешь ни плодов, ни труда. Молись, чтобы пленение не случилось ни по крайней нужде, такой, как, например, зима, ни во время праздности, как в субботу. Это означает, что ни принуждение других, ни твоя собственная праздность не должны становиться причиной твоего удаления от работы Господа Бога Твоего... Истинно, что бедствие придет и что ты должен будешь бежать, однако продолжай молиться, чтобы это несчастье не случилось с тобою зимой или не застигло тебя в субботу, когда ты покоишься... Зима - время покоя от всех летних трудов, и суббота, седьмой день, - время покоя, когда не совершается никакая работа.

Ефрем Сирин, Толкование на Диатессарон Татиана1487.

 

 

13:19 В те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения

Готовьтесь ко дню суда!

Следует иметь в виду, что теперешние страдания настолько отличаются от страданий последних, насколько личность провозвестника отличается от величия Судии. Братья возлюбленные, всем своим разумом помышляйте о дне этом: жизнь исправляйте, меняйте нравы, противодействуйте искушениям, слезами омывайте прегрешения! Чем строже и осторожнее вы будете готовить себя, тем с большей уверенностью сможете встретить приход вечного Судии.

Григории Великий, Гомилии на Евангелия1488.

 

13:22 Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных

Антихрист и его проявления

Итак, антихрист - один, однако у него множество проявлений. Как если бы мы сказали, что ложь в целом одна, однако, по причине различий между лжеучениями, заключили бы, что видов лжи много. Если возможно, -сказано для усиления: не имел Он в виду и не сказал, что даже избранные впадут в заблуждение, однако хочет таким образом показать, что речи еретиков нередко бывают очень убедительными и в состоянии тронуть даже тех, кто внимает им с мудростью... Всякая речь, выдающая себя за истину, хотя истиной не являющаяся, будь то среди соплеменников или среди варваров, есть своего рода антихрист, ибо под видом истины пытается совратить и отделить от Того. Кто говорит: «Я есть истина»1489.

Из древних истолкований комментариев Оригена1490.

 

13:22 Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все

Берегитесь противника-сатаны

Все больше и больше свирепствует противник: царят заблуждения, усиливается замешательство, разгорается сильная зависть, ослепляет алчность, все искажает бесчестие, вздымается гордость, поражает раздор, гнев ввергает в бедствие... Всего подобного избегайте, о братья, помня наставление Господа: Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам1491. Прошу вас: уклоняйтесь от таких людей, гоните прочь от себя и от ушей ваших эти пагубные разговоры, подобные прикосновению к смерти... Враг алтаря, восставший против жертвы Христа, приносящий вместо веры вероломство, вместо религии святотатство, раб непослушания, сын бесчестия, брат вражды, презревший епископов и оставивший служителей Божьих, теперь осмеливается основать другой алтарь, ввести другую молитву - недопустимыми голосами, обесценить истину Господней жертвы лжежертвами1492.

Киприан Карфагенский, О единстве кафолической Церкви1493.

 

13:24-27 ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ СЫНА

24 Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,

25 и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.

26 Тогда увидят Сына Человеческого, грядущею на облаках с силою многою и славою.

27 И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.


 

Обзор: Исчисление «хронологии» последних событий - пустое занятие, так как Евангелие открывает духовный смысл происходящего (Викторин Петавийский), например то, что будет нарушен привычный порядок вещей (Григорий Неокесарийский). Лучше заботиться о том, чтобы не стать «звездой», павшей во время гонений, помня о подобных случаях в истории Церкви (Амвросий Медиоланский, Августин Иппонский). Свет пришедшего Судии затмит любые другие светила (Беда Достопочтенный) и станет символом радости посреди бедствий (Тертуллиан). Пришествие «на облаках» может относиться как к пришествию в Церкви, так и к вознесенной плоти Спасителя. Облака также указывают на глас евангельской проповеди, который давно звучит в мире и осуждает не внимающих ему (Августин Иппонский). «Собрание от ветров» - символ восстановления и обновления ветхого Адама и знак особой милости Божией (Августин Иппонский).

 

13:24а После скорби той

Об исчислении «хронологии» последних событий

Не следует строго фиксировать порядок высказываний, поскольку, сказав о конце времен, Дух Святой1494 часто возвращается к временам предыдущим, добавляя то, что не было сказано прежде. Не нужно также исследовать порядок событий в Апокалипсисе1495, но разумом следовать за тем, что открыто в пророчестве.

Викторин Петавийский, Схолия на Апокалипсис блаженного Иоанна1496.

 

13:24б Луна, не даст света своего

Падение святых

Подобно тому как в месячном цикле луна исчезает из вида, когда земля становится между нею и солнцем, так и святая Церковь, когда грехи плоти начинают преграждать путь свету небесному, не может принять сияние божественного света от Солнца -Христа. Ведь во время гонений любовь к жизни сей большей частью заслоняет свет Божий. Падут звезды, то есть мужи, уже сияющие славой воскресения и держащиеся Слова жизни как светильника века; мужи, о которых сказано Аврааму, что как небо и звезды сияют, так и семя его1497.

Амвросий Медиоланский, Толкование на Евангелие от Луки1498.

 

13:25а Звезды спадут с неба

Сила гонений

Когда нечестивые гонители неистовствуют сверх меры, а удача мира сего будто бы улыбается им, то, не ведая страха, они говорят: «Мир и покой». Тогда звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются, и многие из числа тех, кто, как кажется, сияет в милости, станут гонимы и падут, и даже самые стойкие в вере смятены будут.

Августин Иппонский, Послания1499.

 

Пришествие Истинного Света

Звезды в день суда померкнут не потому, что свет их уменьшится, но потому, что воссияет свет истинный, свет высшего Судии, когда Он придет во всем величии Своем и Отца со святыми ангелами.

Беда Достопочтенный, Изложение Евангелия от Марка1500.

 

13:25б И силы небесные поколеблются

Исполнение ожиданий посреди бедствий

Повествование Евангелия, начиная с вопроса учеников до притчи о смоковнице, тесно переплетено с приходом Сына Человеческого1501. Так что здесь соединяются печаль с радостью, бедствия с обетованиями, и нельзя отделить одну часть от другой. Один и тот же Сын Человеческий придет посреди бедствий и посреди обетовании, посреди потрясений народов и посреди ожиданий святых. Соединяющий оба события, Он Своим приходом совершит суд над народами и исполнит надежды святых

Тертуллиан, Против Маркиона1502.

 

Смятение на небе и на земле

В этой всеобщей буре и всеобщем смятении будут приведены в движение высшие силы - ангелы - мирохранители, так что мужчины-властители перестанут властвовать, а женщины перестанут работать, бежав в темные комнаты.

Григорий Неокесарийский, Переложение книги Екклесиаста1503.

 

Потрясение основ

Что удивительного в том, что люди, которые по природе и по чувствам земные, будут ошеломлены этим судом, если один вид Его заставляет трепетать даже силы небесные, то есть ангельские:?.. Что говорить о настиле, когда трещат опоры!

Беда Достопочтенный, Изложение Евангелия от Марка1504.

 

13:26 Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках

Два образа пришествия

Мне представляется, что это может быть двумя способами. Либо Он придет в Церкви, как на облаке. Так и теперь Он приходит согласно сказанному: Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных1505. Он придет с огромной силой и величием, ибо Его сила и Его величие явятся в Его святых, которым Он даст большую силу, так что нельзя будет их одолеть. Либо Он придет во плоти, в которой восседает одесную Отца1506, в которой умер, и воскрес, и взошел на небеса.

Августин Иппонский, Послания1507.

 

Связь между первым и вторым пришествиями

Это те же облака, на которых Он пришел и на которых придет судить живых и мертвых1508. Он сначала пришел на облаках, когда голос Его прозвучал в Евангелии: Отныне узрите Сына Человеческого, грядущего на облаках не6есных1509. Что значит отныне? Разве Господь не придет тогда, когда все люди земли предадутся стенаниям? Но ведь сначала Он пришел в проповедниках Своих и Собою наполнил весь мир. Так не будем противиться Его первому приходу, чтобы не ужаснуться нам во второй!

Августин Иппонский, Толкование Псалмов1510.

 

13:27 И соберет избранных Своих от четырех ветров

Восстановление Адама

Он соберет всех Своих избранных от четырех ветров, то есть со всего света1511. Ибо и сам Адам, как я говорил, по-гречески обозначает весь мир. Всего четыре буквы: А, Д, А, М. Четыре стороны света в греческом языке начинаются с этих букв: анатоли - значит «восток», дисис - «запад», арктос - «север» и месимбрия -«юг»1512. Сам Адам был рассеян по всему свету. Он был в одном месте, но пал и, будто распавшись на частицы, заполнил весь мир1513. Милость Божья, однако, собрала эти частицы отовсюду, обогрела их пламенем любви и сделала единым то, что рассыпалось. Знает Ваятель, как такое сделать: никто не должен отчаиваться. Это великое искусство, а кто Ваятель, подумайте! Восстановил Тот, Кто создал; Кто сделал, Тот обновил. Он мир земной и народы будет судить по правде Своей и по истине. Что есть правда и истина? Соберет Он избранных Своих для суда, других же отделит от них1514.

Августин Иппонский, Толкование Псалмов1515.

 

13:28-31 ПРИМЕР СМОКОВНИЦЫ

28 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.

29 Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.

30 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет.

31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.


 

Обзор: На символическом языке Царства «лето» означает скорое пришествие Творца (Тертуллиан) и конец мира (Ипполит Римский), что, однако, означает не гибель, но переход в более совершенную и «зрелую» форму (Мефодий Патарский). Логосы-смыслы вещей при этом полностью сохранятся и исполнятся благодаря их связи с Логосом-Сыном (Ориген), логосы-слова Которого не проходят (Григорий Великий), будучи основаны на Его вечном предзнании (Амвросий Медиоланский).

 

13:28 Знаете, что близко лето

 

Символический язык Царства

Как завязи плодов на деревцах есть знак приближения летнего времени, так и потрясения в мире - это знак грядущего Царства1516. У каждого знака есть вещь, у всякой вещи - знак. Если потрясения являются знаком Царства, как плодоношение - знаком лета, то это - Царство Творца, и потрясения, которые суть знаки Царства, как мы считаем, происходят от Него.

Тертуллиан, Против Маркиона1517.

 

Собирание плодов

Лето означает конец этого мира, поскольку в это время плоды собираются и полагаются в хранилище.

Ипполит Римский, На Евангелие от Матфея1518.

 

13:31а Небо и земля прейдут

Что означает «прейдут»?

В Писаниях переход мира из настоящего состояния в лучшее и более славное обыкновенно именуется «гибелью», поскольку вместе с изменением всего к лучшему уничтожается прежняя форма. Здесь нет никакого противоречия и никакой несообразности с Божественными словами, поскольку, как говорит апостол, проходит образ мира сего, а не сам мир1519. Таким образом, в Писании «погибелью» обычно называется обращение прежней формы в вид более лучший и более благообразный - как если бы мы назвали «гибелью» изменение внешности младенца во внешность взрослого мужчины, по мере того как младенец прибавляет в величине и в красоте.

Мефодий Патарский, О Воскресении1520.

13:31б Но слова Мои не прейдут

Слово и слова

Хотя земля и небо прейдут, как и то, что на них, тем не менее логосы1521 каждой вещи, которые являются как бы частями целого или видами рода по отношению к Логосу, бывшему в начале, то есть к Слову Божию, Которое было у Бога1522, никоим образом не прейдут1523.

Ориген, Против Цельса1524.

 

Временное и вечное

В физическом мире нет ничего, что было бы долговечнее неба и земли, и в привычном порядке вещей ничто не проходит так быстро, как речь. Слова, покуда они не исполнены, еще не слова; когда же исполнены, их вообще уже нет, поскольку исполниться могут они лишь через то, что прейдут. Поэтому говорит Он: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Это как если бы Он сказал: «Все, что для вас кажется длительным и неизменным, для вечности таковым не является; с другой стороны, все, что вам у Меня кажется преходящим, прочно и непреходяще, поскольку неизменные истины выражает речь Моя, которая преходит».

Григорий Великий, Гомилии на Евангелия1525.

 

Исполнитель того, что будет

Так же, как Он называл несуществующее как существующее1526, Он совершил то, что будет, как будто оно уже есть. Не может быть, чтобы этого не было, но с необходимостью будет то, что Он предопределил... Это значит, что Он совершил то, что будет, уже зная, каким оно будет.

Амвросий Медиоланский, Пять книг о вере1527.

 

13:32-37 БОДРСТВУЙТЕ!

32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.

34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.

35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;

36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.

37 А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.


 

Обзор: Подобно другим человеческим чувствам «незнание» Сына есть свойство Его человеческой, а не божественной природы (Афанасий Александрийский, Григорий Великий). Так как Он - Сын Отца, то от Него не сокрыто никакое знание (Григорий Назианзин, Августин Иппонский), однако Он до времени удерживает Его от людей, как мудрый учитель от младенцев (Августин Иппонский), чем учит их уважать Свою волю (Иларий Пиктавийский, Августин Иппонский). Подобные выражения, имеющие не буквальный, но переносный смысл, называют метафорами (Августин Иппонский). Не понимающие этого и стремящиеся «вычислить день» в своем дерзновении подобны гностикам (Ириней Лионский). В любом случае, лучше откровенно признать свое незнание, нежели нечестиво присваивать себе знание, которого нет (Августин Иппонский). Кроме того, знание о том дне сокрыто, поскольку он есть день суда и Судии-Христа. Спаситель на этот раз придет в таком облике, который не оставит сомнений ни у кого (Августин Иппонский). Об этом дне следует помнить и к нему нужно постоянно готовиться (Тертуллиан, Афанасий Александрийский, Августин Иппонский), поскольку грядущий Господь всегда близко (Пруденций) и поскольку прежние заслуги в этот день не будут приняты во внимание (Апостольские постановления).

 

13:32а Никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец

Неведение человека и знание Бога

Когда ученики спрашивали Его о конце, то слова Иисуса о том, что и Сын не знает [о дне и часе]1528, следует понимать как произнесенные в отношение плоти: с целью показать, что, как человек, Он не знает, потому что неведение свойственно людям. Однако поскольку Он вместе с тем и Слово, и Грядущий, и Судия, и Жених, то Он знает, когда и в какой час придет. Подобно тому, как, став человеком, Он вместе с людьми испытывает голод, жажду и боль1529, так вместе с людьми Он так же не знает, как человек. Но по Божеству, как во Отце сущее Слово и Премудрость, Он знает, и нет ничего такого, о чем Он не ведает.

Афанасий Александрийский, Против ариан1530.

 

Тайна Его знания

Неведение дня и часа ставится иногда в упрек Единородному Богу: как может Бог, рожденный от Бога, не обладать совершенством природы, свойственной Богу, будучи ограничен незнанием? Значит ли это, что существует некая иная внешняя сила, которая превосходит Его и которая возвышается над немощью Его знания? К такому превратному пониманию толкает нас безумство еретиков, полагающих подобное понимание оправданным, поскольку и сам Бог это сказал1531, и мы бы действовали против веры, если бы Его Собственное высказывание о Себе начали оспаривать разными своими мнениями. Однако, прежде чем будут исследованы смысл и причина сказанного, стоит обратиться к здравому смыслу: возможно ли поверить в то, что чего-то не знает Творец всего - того, что есть, и того, что будет? Разве не Он Сам причина всего? Разве не в Нем все, что есть и что будет? Разве может располагаться что-либо за пределами Его знания, через которое и в котором все совершается? От Господа Христа не сокрыты не только те из людских помыслов, которые ныне у них существуют, но и те, которые будут разбужены в них будущими их желаниями... Когда Господь говорит, что не знает чего-то, Он утверждает незнание, но только не по причине отсутствия знания, а потому, что либо не пришло еще время об этом сказать, либо это не в планах Господних... Так что знает Бог, и это не замена незнания, но полнота времени: Он ждет, пока узнает. И если мы не в силах понять, как именно Он не знает, как ждет, пока узнает, то следует нам принять Его незнание того, что Он знает, как и знание того, чего Он не знает, в качестве Божьего промышления в слове и деле.

Иларий Пиктавийский, О Троице1532.

 

Совершенный посреди младенцев

Соответственно образу Божию1533 Он имеет все, что имеет Отец: И все Мое Твое, и Твое Мое1534. Соответственно образу раба1535: учение - не Его, но Пославшего Его. И вот: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один»1536. Не знает Он этого в том смысле, что другие не смогут узнать, то есть Он знал это не так, чтобы в то время открыть ученикам. Подобно этому было сказано Аврааму: Ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога1537, то есть теперь Я дал тебе возможность узнать, поскольку через это испытание познал себя Авраам. ...Будучи среди них, Он не знал того, что они были не в состоянии узнать от Него. В этом смысле Он знал то, что надлежало им от Него узнать. Среди совершенных Он знал то, чего не знал среди младенцев1538.

Августин Иппонский, О Троице1539.

 

Общеупотребительные выражения

Я ни в коем случае не считаю, что выражение в переносном значении следует называть ложью. Ведь это не ложь, если мы день называем радостным, когда он приносит радость, или когда мы грустным называем люпин1540, потому что своим горьким вкусом своим он наводит грусть на лицо едока. Так же о Боге мы говорим, что Он знает нечто, когда открывает знание человеку, - ты сам помнишь, что сказано было Аврааму1541. Никак не ложные это высказывания, в чем ты легко убедишься. Соответственно, когда блаженный Иларий1542 обратил свое внимание на неясный смысл такого рода выражений Христа, он хотел, чтобы мы понимали, что Он настолько называл Себя незнающим1543, насколько слушающим следовало быть незнающими. Этим объяснением не оправдывается ложь; этим показано, что ее нет не только в переносных выражениях, но и в так называемых метафорах, о которых известно всем говорящим. Неужели кто-либо захочет назвать ложью то, что виноград «искрится», нивы «волнуются», юноши «расцветают», несмотря на то что во всех этих предметах и людях нет ни волн, ни драгоценностей, ни трав, ни деревьев, к которым эти обозначения были бы применимы в их прямом значении?

Августин Иппонский, Послания1544.

 

Смысл человеческого незнания

Тем самым Он ясно показал, что никто не должен присваивать себе знание этого времени, сосчитав каким-либо способом годы. Если, к примеру, через семь тысяч лет должен наступить этот день, тогда всякий сумеет, исчислив годы, узнать о Его приходе. Что же тогда будет со словами о том, что и Сын об этом дне не знает? Сказано же это было в том смысле, что через Сына люди о нем не узнают, а не в том, что Он Сам этого дня не знает. Понимать это следует в связи со сказанным: Ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать1545, то есть Он делает вас знающими. И еще: Восстань, Господи!1546 - то есть сделай так, чтобы мы встали. Гак что, когда говорят, что Сын не знает тот день, это не потому,что Он действительно не знает его, а потому, что Он не стремится сделать знающими тех, кому этого знать не следует, то есть Он им этого не показывает.

Августин Иппонский, Толкование Псалмов1547.

 

13:32б Но только Отец

Признавая власть Отца

Надувшись от неразумия, вы [гностики] дерзко заявляете, что знаете невыразимые тайны Божии, будучи напыщены своим незнанием. Господь же, хотя Сам есть Сын Божий, позволил день и час суда знать одному только Отцу... Уж если Сын не постыдился отдать знание того дня Отцу и подтвердил это, то не будем и мы стыдиться оставлять Богу вопросы, которые выше нас.

Ириней Лионский, Против ересей1548.

 

Загадка Богочеловека

Никто не знает последнего дня или часа, даже Сам Сын, но только Отец1549. Хотя как может не знать чего-либо из сущего Премудрость, Творец веков. Завершитель и Осуществитель, Предел возникшего, - Тот, Кто знает Божие так же, как Он знает дух человеческий и то, что есть в человеке?1550 Ибо что совершеннее этого знания? Да и как может быть, чтобы Он достоверно знал то, что будет перед этим часом, включая и то, что отстоит как бы на волосок от конца, однако самого этого часа не знает? Это похоже на загадку: как если бы некто сказал, что то, что находится перед стеной, он в точности знает, тем не менее о самой стене не ведает, или что конец дня ему хорошо известен, но не ведомо начало ночи. Знание одного здесь по необходимости влечет за собой знание другого. Разве не ясно всякому, что Он знает как Бог, но как человек говорит, что не ведает, отделяя тем самым то, что видимо, от того, что мыслимо? Ибо тот факт, что обращение к Сыну стоит здесь само по себе, безотносительно и без указания на то, чей это Сын1551, позволяет понять, что незнание следует толковать в более благочестивом смысле, понимая его применительно к человечеству, а не к Его Божеству.

Григорий Назианзин, О Сыне (Слово 30)1552.

 

Премудрый Учитель

Господь наш Иисус Христос, наш Учитель, был послан к нам, и Сын Человеческий сказал, что не знает того дня, ибо через Него не должно было открыться тому дню. Нет ничего такого, что знал бы Отец, но не знал бы Сын, так как знание Отца есть премудрость Его, премудрость же есть Сын Его, Слово. Не полезно было для нас знать все то, что знал Пришедший научить нас. Не пришел Он, чтобы учить нас тому, что нам не полезно, но как Учитель, учил одному, но не учил другому. Как Учитель, Он знал, чему полезно учить нас, а чему нет. Когда говорится, что Сын не знает, это говорится в том смысле, что Он не обучает нас этому. То есть Сын не знает сказано в отношении того, в чем Он не делает нас знающими. Так выражаемся мы и в повседневной речи, как я уже заметил.

Августин Иппонский, Толкование Псалмов1553.

 

Нечеловеческое знание

Подобно тому, как день мы называем радостным, хотя он не сам по себе радостен, но приносит нам радость, так и всемогущий Сын говорит, что не знает того дня, нас обращая в незнающих. То есть не Сам Он не знает его, но нам не позволяет узнать. Как сказано, только Отец знает о том. Но и Сын, Который обладает той же природой, что и Отец, - природой, превосходящей естество ангелов, - знает то, что неведомо ангелам. Из этого следует заключить, что воплотившийся Единородный Бог, Который стал совершенным человеком, восприняв человеческую природу, знал о дне и часе суда, однако это не было знанием самой человеческой природы, которую Он воспринял.

Григорий Великий, Собрание писем1554.

 

13:33а Смотрите, бодрствуйте

В ожидании суда

Если души ожидает суд, то следует более думать о том, как завершить свою жизнь, нежели о том, как лучше ее прожить. Ибо нет ничего полнее того, что в самом конце, однако ничто так не близко к концу, как суд Божий. Бог же будет судить в полноте, ибо судит в самом конце судом вечным как в наказание, так и в утешение; судит души, возвращенные не в зверей, а в свои собственные тела; все разом, в тот день, который знает только Отец1555; для того, чтобы вера оказалась испытана трепетным ожиданием, чтобы всегда нам помнить о дне том до тех пор, пока не узнаем, любого дня опасаясь и в любой день сохраняя надежду.

Тертуллиан, О душе1556.

 

Польза ожидания

Божественное Слово одинаково сокрыло от нас и конец всего, и предел каждого (потому что со всеобщим концом наступает кончина каждого и с кончиною каждого приближается конец всего) для того, чтобы день ото дня мы возрастали, будучи призываемы, «устремляясь вперед и забывая то, что позади»1557, поскольку конец неизвестен и всегда ожидается. Ибо, если кто будет знать точный день конца, не начнет ли он пренебрегать настоящим? Тот же, кому такое знание недоступно, не станет ли готовить себя каждый день? Потому и прибавил Спаситель к сказанному: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет1558.

Афанасий Александрийский, Против ариан1559.

 

13:33б Ибо не знаете, когда наступит это время

Какое знание следует признать ошибочным?

Не считаю, что ошибается тот, кто знает, что он чего-то не знает. Ошибается тот, кто полагает, будто знает нечто, чего он на самом деле не знает.

Августин Иппонский, Послания1560.

 

13:35 Не знаете, когда придет хозяин дома

Господь близко!

Убирайте, - восклицает, -ложе боли, сна, безделья! Чисто, праведно и трезво бодрствуйте: Я близко.

Пруденций, Гимны на каждый день.

 

13:37 Что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте

 

Бессилие прежних достижений

Итак, бодрствуйте и молитесь, чтобы не уснуть вам себе на смерть1561. Ибо не помогут вам прежние заслуги, если в последний миг уклонитесь от истинной веры1562.

Апостольские постановления1563.

 

Пришествие Судии

Господь Христос, Бог наш, Сын Божий, в первый приход Свой явился тайно, однако во второй придет явно. Когда Он пришел явно, то открыл Себя только Своим рабам. Когда придет явно, то откроется и добрым, и злым. Когда Он пришел тайно, то пришел, чтобы быть осужденным. Когда придет явно, то придет вершить суд. Он молчал, когда Его осуждали, о молчании том предсказал пророк1564. ...Он молчал, когда Его осудили, но уже не будет молчать, когда Сам будет судить. И сейчас не молчит, если слушать, но не будет молчать, когда голос Его услышат также и те, кто Его отвергает.

Августин Иппонский, Проповеди1565.

 

Для живых и для мертвых

Кому же еще Он говорит, как не избранным и не возлюбленным Своим -тем, кто входит в тело Его, в Церковь?1566 Потому не только тем говорил, кто тогда Его слушал, но и тем, кто был после них и до нас, и нам тоже, и тем, кто будет после нас, вплоть до Его окончательного прихода. Однако предстоит ли пережить этот день только живущим или можно сказать, что, когда Господь говорит: Бодрствуйте, чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими1567, Он имеет в виду в том числе и тех, кто уже умер? Если не так, то зачем Ему было обращаться ко всем со словами, которые касаются только тех, кто будет жив в тот момент? Для каждого наступит тот день, когда придется покинуть эту жизнь, чтобы предстать на суд в последний день1568. Потому должен бодрствовать христианин, дабы не оказался он не готов в приход Господа. Тот человек будет найден неготовым в день суда, который неготовым окажется в последний день своей жизни1569. По крайней мере апостолам было очевидно, что не в те времена, когда Господь был во плоти, Он придет. Однако кто усомнится, что они бодрствовали и служили так, как Он говорил им, чтобы не оказаться им неготовыми в момент Его неожиданного прихода?

Августин Иппонский, Послания1570.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|