12:1-12 ПРИТЧА О ЗЛЫХ ВИНОГРАДАРЯХ
1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с благочестием.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.
Обзор: При сравнении разных вариантов притчи о виноградарях, содержащихся в синоптических евангелиях, может показаться, будто Бог чего-то не знает или пытается ввести в заблуждение. Дело, однако, не в этом, а в том, что в Писании в целом Отец всегда действует в согласии с Сыном, так что знание Сына всецело совпадает со знанием Отца (Амвросий Медиоланский). Надеждам злых виноградарей не суждено оправдаться, поскольку, согласно Писаниям, они будут разрушены силою воскресения (Августин Иппонский).
12:6 Постыдятся сына моего
О знании Отца
В Евангелии от Луки мы видим, как отец говорит: Что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся1335. С другой стороны, у Матфея, а также у Марка находим, как отец посылает сына своего единственного со словами: Постыдятся сына моего1336. В первой книге отец говорит: Может быть, постыдятся, - будто бы сомневается, поскольку это оборот речи сомневающегося. В двух других он говорит: Постыдятся сына моего, - и это есть утверждение того, что почтение сыну будет оказано. Бог, однако, не сомневается и не обманывается. Ведь сомневается тот, кто не знает, что будет, а заблуждается тот, кто предрекает не то, что затем следует. Разве не очевидно, что в Писании Отец говорит о Сыне одно, а на деле происходит другое, что также подтверждается тем же Писанием? Он сказал, что постыдятся сына, - Сын же был избит, осмеян, распят и умертвлен, во плоти пострадав много более тех рабов, что были посланы. Означает ли это, что Отец обманул, или что Он не знал, или что не смог прийти на помощь?.. Нет, не обманывается Отец, и не обманывает Сын. Действительно, в Писании так заведено, что Бог как бы не знает того, что Он знает; это подтверждается и приведенным выше примером, и многими другими примерами. За всем этим стоит единство Божественности и единство свойств Отца и Сына: как Бог Отец не раскрывает того, что Ему известно, так и Сын, и в этом Он - образ Отца1337, то, что Ему известно, не открывает.
Амвросий Медиоланский, Пять книг о вере1338.
12:7 Пойдем, убьем его, и наследство будет наше
Заблуждение и самонадеянность
Глупцы! Каким же образом станет вашим наследство? Потому что вы убили Его? Пускай убили Его, но наследство не будет вашим. Неужели вы думаете, что Спящий не восстанет? Он спал, когда вы ликовали, убив Его. Вот и в другом псалме говорит: «Я спал»1339. Они неистовствовали и хотели убить меня, Я же спал: ибо если бы не желал, не спал бы. Я сплю, потому что имею власть отдать жизнь и власть имею опять принять ее1340. «Я ложился, спал и восставал»1341. Так пусть неистовствуют иудеи, пусть будет земля отдана в руки нечестивых1342, пусть повесят на древе, прибьют гвоздями, пронзят копьем1343: разве Спящий не восстанет!?1344
Августин Иппонский, Толкование Псалмов1345.
12:13-17 О ПОДАТЯХ КЕСАРЮ
13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал или что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
Обзор: Человечество - (потерянные) монеты Христа, несущие на себе Его образ (Августин Иппонский). Именно поэтому следует возвращать Богу то, что по праву Его (Тертуллиан), и Спаситель Сам помогает в этом, разыскивая Свои монеты по свету (Августин Иппонский), тем самым как бы становясь должником в том, в чем Он никому не должен (Ориген). Признавая над собою власть Бога, христиане по своей воле возносят молитвы о благополучии и здравом рассудке властей придержащих (Иустин Мученик), чтобы в жизни и в мире не было каких-либо препятствующих обстоятельств (Тертуллиан). Коварство фарисеев не знало границ, хотя они и делали вид, что с уважением выслушивают Иисуса (Иоанн Златоуст). Поэтому они справедливо были посрамлены (Августин Иппонский).
12:13 Чтобы уловить Его в слове
Притворство фарисеев
Они дышали яростью и замышляли свои козни, хотя и изображали услужливость.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея1346.
12:14 Позволительно ли давать подать кесарю или нет?
Христианское отношение к властям
Мы поклоняемся только Богу, а в остальном служим вам с радостью, признавая царями и начальниками людей и молясь, чтобы кроме царского могущества оказался бы у вас еще и здравый рассудок. Если же, несмотря на наши молитвы и нашу открытость, вы начнете поступать неразумно, то нам не будет никакого вреда, потому что мы верим, а вернее, убеждены, что в вечном огне каждый несет достойное наказание за свои дела и что каждый даст Богу отчет в соответствии с полученной властью1347.
Иустин Мученик, Апология1348.
12:16 Чье это изображение и надпись?
Монеты и образ
Образ императора на монете отличен от его образа в его сыне: и здесь и там - образ, однако на монете он иной. Один в сыне, и другой на золотой чеканке. Вот и ты - монета Божия, однако насколько лучшая, ибо и разумением, и всей жизнью ты знаешь, Чей образ в себе несешь и по Чьему образу создан!1349 Обычная же монета не знает, что несет на себе образ Царя.
Августин Иппонский, Проповеди1350.
12:17а Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу
Отдать себя Богу
Господь просил показать Ему монету и спросил, кто на ней изображен. Когда же услышал, что это был кесарь, сказал: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Значит, кесарю, который изображен на монете, - монету; а Богу, образ Которого в человеке1351, - самого себя.
Тертуллиан, Об идолопоклонстве1352.
Молитва о властях
Во благо императоров призываем мы Бога вечного, Бога истинного, Бога живого, благоволения Которого желают и сами императоры... Мы, христиане, взирая на небо, простирая руки (ибо они невинны), с непокрытой головой (ибо мы не стыдимся)1353, без всякого напоминания (ибо от души молимся) станем постоянно молится за всех императоров, чтобы жизнь была долгой, власть крепкой, дом безопасным, воинство храбрым, сенат верным, народ честным, мир спокойным; и о всех желаниях, как человеческих, так и кесаревых1354.
Тертуллиан, Апологетик1355.
Божьи монеты
Мы - монеты Божьи; как монеты из сокровищницы, ушли мы в скитания. В блуждании истерлось то, что было на нас запечатлено1356. Однако явился Тот, Кто обновит нас, ибо Сам нас создал, и Он Сам ищет монету Свою, как ищет свою кесарь. Потому говорит: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу1357. Кесарю - монеты, Богу - самих себя.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1358.
Смирение Сына
Из-за них, из-за рабов, служба которых была подобна еврейскому рабству1359, Сын Божий принял образ раба1360, не совершив при этом никакой рабской или глиняной работы. Потому, как имеющий образ этого раба, Он платит подать и налог, не отличающийся от того, который дается учеником...
Итак, тот, у кого есть нечто, принадлежащее кесарю, пусть отдаст это кесарю, чтобы после этого быть в состоянии отдать Божие Богу... подобно тому, как Иисус заплатил долг, несмотря на то что в долг не брал, не увеличивал его, и никогда не делал его Своей собственностью.
Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея1361.
12:17б И дивились Ему
Позор клеветников
Кесарь ищет образ свой - возвращайте! Бог ищет образ свой - возвращайте! Да не потеряет в вас кесарь монету- свою, да не потеряет в вас Бог монету Свою. Они же не нашлись, что ответить: ведь посланы были, чтобы оклеветать Его. И ушли, говоря, что никто не смог Ему отвечать. Почему так? Потому что обломились зубы во рту их1362.
Августин Иппонский, Толкование Псалмов1363.
12:18-27 ВОПРОС САДДУКЕЕВ О БРАКЕ НА НЕБЕСАХ
18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
19 Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
22 Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою?
24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
27 Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
Обзор: Вступив в полемику с Иисусом, саддукеи обнаруживают свое незнание истин Писания и неверие в силу Божию (Тертуллиан). По воскресении тела людей приобретут те же качества, что и тело воскресшего Господа (Иоанн Дамаскин); в частности, они не будут испытывать физических нужд (Иоанн Дамаскин) и, подобно ангелам, будут избавлены от чувства ревности друг ко другу (Тертуллиан). Напротив, всякий земной союз укрепится, получив статус духовного (Тертуллиан), и надежда на это может утешать верных уже в настоящее время (Августин Иппонский).
12:18 Пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения
Неверие в воскресение
Полагаю, что причиной вопроса было неверие в воскресение: ведь саддукеи не принимали ни спасения души, ни спасения плоти...1364 Разногласие же сводится к следующему: в то время, как саддукеи отвергают воскресение, Господь его утверждает. При этом Он уличает их в незнании Писания, говорящего о воскресении1365, а также в неверии в силу Божию, которая воскрешает из мертвых. Кроме того, поскольку мертвые воскресают, несомненно, следует утверждать то, что они отрицали, то есть воскресение мертвых Богом живых. Это воскресение является именно таким, какое они отрицали, то есть относится как к душе, так и к телу человека.
Тертуллиан, О воскресении мертвых1366.
12:23 В воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она. женою?
Ангелоподобное состояние
Христианам, покинувшим мир сей, в день воскресения не обещается восстановление брака: приобретя состояние и святость ангелов1367, они не будут иметь забот, происходящих от ревности плоти. Так и эта женщина, на которой друг за другом женились семь братьев, в день воскресения не пострадает ни от кого из своих мужей и ни один из них не будет ожидать ее для воссоединения.
Тертуллиан, К жене1368.
12:24 Не зная Писаний, ни силы Божией
Сила надежды
У людей, не знающих ни Писания, ни силы Божией1369, нет этой надежды, которая восстанавливает утраченное, оживляет умершее, освежает испорченное, соединяет разделенное, бесконечно хранит тленное и бренное. Господь обещал это сделать и, уже совершив обещанное, дал нам веру. Так пусть говорит с тобой об этом твоя вера и не обманется надежда твоя, если даже любовь твоя изнывает ныне! Об этом размышляй, этим обильно и верно утешайся!
Августин Иппонский, Послания1370.
12:25 Когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы
Духовный союз
Мы еще крепче будем связаны, потому что предназначены для лучшего состояния: мы должны воскреснуть в духовном союзе, узнав как себя, так и наших близких. Кроме того, как воспоем мы хвалу Богу вечности, если в нас не останется чувств и памяти этих связей, если не только наше сознание, но и наша сущность изменятся? Так что, когда будем мы с Богом, будем мы вместе... В жизни вечной Бог более не разделит тех, кого сочетал и кому в этой жизни запретил разводиться1371.
Тертуллиан, О единобрачии1372.
Пример Воскресшего
Тело Господне после воскресения проходило через затворенные двери, не утомлялось, не имело нужды в пище, во сне и в питье. Ибо, говорит Господь, будут как ангелы, Божии1373. Уже не будет брака, не будет деторождения.
Иоанн Дамаскин, Изложение веры1374.
12:28-40 ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА
28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!
31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжении и жертв.
34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.
35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?
36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
37Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.
38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,
39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, -
40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
Обзор: Бог - один и наполняет Собой весь мир, так что в нем не остается места для других богов (Афанасий Александрийский). Это, однако, не означает отказа от божественности Сына, так как Сын и Отец - одно (Иларий Пиктавийский). Принимающие крещение исповедуют как единственность Бога, так и Единство Его Трёх Лиц (Ориген). Любовь к Богу объемлет всего человека (Григорий Нисский, Василий Кесарийский). Она неразрывно соединена с любовью к ближнему (Иоанн Златоуст, Беда Достопочтенный), которая состоит в отсечении неблаговидных поступков (Климент Римский) и в активных делах милосердия (Иоанн Златоуст), но для достижения совершенства в любви следует избавить себя от страстей (Василий Кесарийский). Бог является самым достойным объектом любви (Августин Иппонский), неподдельная любовь к Нему открывает врата Небесного Царства (Иоанн Златоуст). Ответ книжника свидетельствует о понимании им духа Писания (Иероним Стридонский, Иларий Пиктавийский), которое, в отличие от фарисеев (Гегемон), ставит милость выше различных ритуальных форм (Астерий Урбан). Тем не менее книжник ошибается, принимая Иисуса за обычного человека, сына Марии и потомка Давида (Иларий Пиктавийский), а не за Сына Божьего и Господина Давида, Которым Он на самом деле является (Григорий Назианзин, Августин Иппонский).
12:29 Господь единый
Бог всего
Если Бог един1375 и Он - Господь неба и земли, то как может быть другой бог, кроме Него?! И где место их богу, когда все небесное и земное объемлется и наполняется Богом единым и истинным?
Афанасии Александрийский, Против язычников1376.
Утверждение истины
Когда утверждается, что Бог един, а потому Сын Бога не есть Бог есть пример священной истины, попранной богохульством... Он же, однако, Сам свидетельствует о Себе как о Боге, через Которого проповедуется единый Бог.
Иларий Пиктавийский, О Троице1377.
12:30а Возлюби Господа Бога твоего
О подлинной любви
Достигнуть совершенства в любви и подлинно узнать Возлюбленного дано не всякому случайному человеку, а лишь тому, кто совлекся ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и облекся в нового человека, в котором возможно узнать образ Творца1378. Тот же, кто любит деньги, кто жаден до тленной телесной красоты и непомерно дорожит пустой славой, кто растратил силу любви на недолжное, - тот слеп к зрелищу подлинной любви.
Василий Кесарийский, Гомилии на Псалмы1379.
12:30б Всем сердцем твоим
Отвергая других богов
Когда ты решаешься следовать этой заповеди, и отвергнуть всех других богов и господ, и не иметь никого богом и господом, кроме единого Бога и Господа, то объявляешь беспощадную войну всем остальным богам и господам. Когда же мы приходим к благодати крещения и отрекаемся от всех других богов и господ, то исповедуем только Бога Отца, Сына и Святого Духа1380.
Ориген, Гомилии на Исход1381.
12:30в И всею душею твоего, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею
Три степени духовного устроения
В составе человека имеются три части. От апостола мы тоже узнаем об этом: из того, что он говорит ефесянам, молясь, чтобы всецелая благодать тела, души и духа сохранилась в них до пришествия Господа1382. Питательную часть он называет телом, чувствующую -душой, мыслящую - духом. Точно так же Господь наставляет евангельского книжника в том, что всякой заповеди предшествует заповедь о любви к Богу всем сердцем, душой и разумом. В этих словах, как мне кажется, дано разъяснение того же различия: наиболее телесное устроение именуется сердцем, среднее - душой, а высочайшая природа - разумом, умной и творящей силой1383.
Григорий Нисский, Об устроении человека1384.
 
Целостность души
Высказывание «всею душою» не признает разделения на части. Сколько любви ты растратишь на низкие дела, столько у тебя по необходимости не достанет из целого.
Василий Кесарийский, Гомилии на Псалмы1385.
12:31а Возлюби ближнего твоего
Дела любви
Братья, станем исповедовать Христа вот в каких делах: в том, чтобы любить друг друга1386, не прелюбодействовать1387, не хулить друг друга1388 и не завидовать1389, но быть воздержанными, милосердными, добрыми1390. Следует нам сострадать друг другу и не предаваться сребролюбию. Будем исповедовать Его в этих делах, а не в противоположных им. И бояться нам следует не людей, но Бога.
Климент Римский, Второе послание к Коринфянам1391.
Венец добродетелей
Вот венец всех добродетелей, вот основание всех Божьих заповедей: любовь к Богу, соединенная с любовью к ближнему1392. Ибо тот, кто любит Бога, не пренебрегает братом своим и не предпочитает ближнему деньги, но проявляет по отношению к нему великую щедрость, помня о сказанном: Так как вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне1393. Понимая, что Господь всяческих полагает сделанным как бы для Него Самого то, что делается из попечения о собрате, он трудится с великим усердием и щедро дает милостыню, и видит, глядя на бедняков, не ничтожность внешнего облика, но величие Того, Кто повелел любить ближнего1394.
Иоанн Златоуст, Гомилии на книгу Бытия1395.
Двуединая заповедь
Ни один из этих видов любви не бывает совершенным без другого, ибо нельзя любить Бога, не любя ближнего, как нельзя любить ближнего, не любя Бога1396. Потому Господь всякий раз, когда спрашивал Петра, любит ли тот Его, и в ответ слышал, что Он Сам -свидетель этой любви, всегда добавлял: Паси овец Моих, или: Паси агнцев Моих1397, будто ясно говоря этим, что единственное и истинное проявление незыблемой любви к Богу - это ради братьев стремиться разделить заботы тяжелых испытаний.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1398.
12:31б Иной большей сих заповеди нет
Большего не требуется
Ничего иного Христос не требует от тебя, как Он Сам говорит, как только любить Его от всего сердца и творить Его заповеди1399. Кто любит Его так, как должно, тот, конечно, старается и заповеди Его соблюдать. Ведь если человек искренне расположен к кому, то старается делать все, что может привлечь любовь его возлюбленного. Так и мы, если искренне возлюбим Господа, будем и заповеди Его исполнять и не станем делать ничего из того, что может огорчить Возлюбленного. Это есть Царство Небесное, это есть вкушение блаженства, это есть блага неисчислимые - удостоиться любить Его искренне и должным образом. Искренне же возлюбим мы Его тогда, когда по любви к Нему будем оказывать многую любовь своим ближним1400.
Иоанн Златоуст, Гомилии на книгу Бытия1401.
О приближении к Любви
В этой жизни нет более ценного качества, нежели любить то, что достойно любви. Избрать это - мудрость; ничем не отвернуться от этого -крепость; не соблазниться - воздержанность; не возгордиться - праведность. Почему мы выбираем то, что особенно любим, потому ли, что не находим ничего лучшего? Но это -Сам Бог, и если Ему мы предпочитаем или приравниваем кого-либо, то, любя их, мы ничего не знаем о любви к себе. Настолько лучше становится нам, насколько ближе мы подходим к Нему; лучше уже не бывает. Мы приближаемся не ногами, но любовью, и настолько воспринимаем Его присутствие, насколько чиста та любовь, через которую к Нему приближаемся. Ведь в физическом смысле Он никаким местом не удерживается, и, следовательно, к Нему, Который вездесущ и все наполняет1402, следует идти не ногами, но нравами. А нравы наши обыкновенно оцениваются не по тому, что человек знает, но по тому, что он любит: добрая или злая любовь рождает добрые или злые нравы1403.
Августин Иппонский, Послания1404.
12:32 Хорошо, Учитель! истину сказал Ты
Ответ книжника
Ответ книжника, по всей видимости. совпадает со словами Господа, ибо он исповедует любовь к Богу единому, принимает любовь к ближнему, как самому себе, ставит любовь к Богу и любовь к ближнему выше всех всесожжении и жертв.
Иларий Пиктавийский, О Троице1405.
12:33 Больше всех всесожжении и жертв
Заповедь милости
Предписаний, запрещающих милосердие, избегайте, братья, не только придерживаться, но и слушать, ибо милосердие сильнее всех всесоженний и жертв1406.
Астерий Урбан, Фрагменты1407.
12:34 Недалеко ты от Царствия Божия
Невежество и знание
И сказал ему Иисус: Недалеко ты от Царствия Божия. Почему недалеко от него тот, кто приходит ученым? Потому что невежество дальше от Царства Божьего, нежели знание.
Иероним Стридонский, Изложение Евангелия от Марка1408.
12:36 Как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?
Заблуждение книжника
Следовательно, недалеко этот книжник от Царствия Божия, поскольку исповедует единого Бога, Которого следует возлюбить прежде всего. Тем не менее самим высказыванием своим он выдает, что таинства закона не понимает и Иисуса Христа, Сына Божьего, несмотря на то что исповедует единого Бога, не знает... Книжник воспринимает Его как рожденного по плоти от Марии, которая восходит к Давиду1409.
Иларий Пиктавийский, О Троице1410.
12:37 Сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему?
О сыновстве Христа
В едином Господе более высокое приписывай Божеству и Его природе, которая сильнее страданий тела, в то время как более низкое - Его человеческому составу и тому, что ради нас Он уничижил Себя и облекся плотию.
Григорий Назиансин, О Сыне (Слово 29)1411.
Сын и Господь
Не умирало то, через что была создана Мария; умирало то, из чего она была создана. Не умирала вечность божественности, умирала немощь плоти. Он ответил так, чтобы верующие могли понять разницу: Кто и через кого пришел. А пришел через женщину-мать Бог и Господь неба и земли. Будучи Господом мира и Господом неба и земли, Он конечно же, и Господь Марии. Будучи Творцом неба и земли, Он является также и Творцом Марии. В соответствии же со сказанным: Родился от жены, подчинился закону1412, Он - Сын Марии. Господь Марии, Сын Марии, Марии Творец, рожден от Марии. Не удивляйся, что Он и Сын, и Господь, и не только Марии, но и, как сказано, Сын Давида; и потому Сын Давида, что Он - Сын Марии. Услышь апостола, сказавшего ясно: Который родился от семени Давида по плоти1413. Услышь и то, что Он Господь Давида, о чем пусть сам Давид здесь говорит: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня1414. Господь Сам говорил об этом иудеям, когда опровергал их1415. Как Давида Он Сын и Господь - Сын Давида по плоти, Господь же Давида по Божеству, - так же Марии Он Сын по плоти и Господь Марии по величию. То есть не была она матерью Его Божества, но через Его Божество должно было свершиться чудо, о котором она просила, а Он ей ответил: Что Мне и Тебе, Жено?1416 И чтобы не думала, что Я не принимаю Тебя как Мать: Еще не пришел час Мой1417. Я узнаю Тебя, когда немощь, которой Ты мать, окажется на кресте.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна1418.
Подлинное откровение о Мессии
Слова Господа, поставленные двумя евангелистами вслед за ответом книжника, следует понимать как произнесенные для того, чтобы слушающих наставить относительно Его власти и чтобы отвратить их от учения книжников, которые о Христе знали лишь то, что по плоти Он от семени Давида. Не ведали они, что Он - Бог и потому есть Господь даже Давида.
Августин Иппонский, О согласии евангелистов1419.
12:38 Остерегайтесь книжников
Внешнее и внутреннее
Фарисеи давали десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе1420. С особым старанием относясь к вещам внешним, они презрели то, что ведет ко спасению души. Они ожидали себе «приветствий в народных собраниях»1421 и любили «предвозлежания на пиршествах»1422. Об этом говорил им Господь Иисус, зная, что они потеряны. Он указывал им, что только внешнее принимают они во внимание; то же, что внутри, отвергают как чужеродное, не понимая, что сотворивший тело, сотворил также и душу.
Гегемон, Спор Архелая с манихеем1423.
12:41-44 ЖЕРТВА ВДОВЫ
41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.
Обзор: Дар вдовы ценен не весом и не стоимостью, но желанием, с которым она его принесла (Иероним Стридонский, Иоанн Златоуст, Цезарий Арльский, Беда Достопочтенный). Поэтому он заслуживает сравнения с персонажами и метафорами Царства, приводимыми в Писании (Августин Иппонский, Иероним Стридонский), и является примером для бедных, равно как для богатых (Иоанн Златоуст, Цезарий Арльский), тем более что материальные блага есть свойство только здешнего мира (Павлин Польский). Верующий же по определению богаче всех остальных (Иероним Стридонский), даже если он беден (Гегемон), однако в делах духовных важно двигаться постепенно: без переусердствования и постановки непосильных целей, что и будет принято, подобно дару вдовы (Евагрий Понтийский).
12:42 Одна бедная вдова положила две лепты
Стяжание Царства
Не отчаивайся, ибо не деньгами приобретается Царство Небесное, не деньгами оно стяжается... Ведь если бы оно покупалось за серебро, то вдова, принесшая две лепты, не много получила бы. Но поскольку ее сила заключалась не в серебре, а в намерении, то она, проявив его, получила все. Итак, утверждаю я, что не деньгами стяжается Царство, но склонностями души, которые обнаруживают себя через деньги. Так что же, скажут нам, деньги не нужны? Нужны не деньги, а намерение. Если имеешь его, то и за две лепты приобретешь Царство Небесное; если же не имеешь, то и за тысячу золотых талантов не купишь того, что дается за две лепты. Почему? Потому что если имеешь много и приносишь менее того, что имеешь, то хотя и творишь милостыню, но не такую, как вдова, ибо приносишь не с таким усердием, как она. Ибо она лишилась всего - но не лишилась, а все получила в дар.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Филиппийцам1424.
Дар Богу
Бедная вдова положила в сокровищницу только две лепты. Говорится о ней, что, отдав все, что имела, она превзошла богатых людей в своем даре Богу. Этот дар измеряется не весом своим, но желанием тех, кто его подает.
Иероним Стридонский, Послания1425.
Приношение серафимов
Обращаюсь к вдове из Евангелия, бедной вдове, которая богаче всего народа Израиля1426, которая, приняв зерно горчичное1427 и положив закваску в тесто1428, достаточное воздаяние принесла Троице - Отцу и Сыну и Святому Духу. Она положила в сокровищницу две лепты - все, что у нее было, все богатства, каждое из которых свидетельствовало о вере ее. Две лепты - это два серафима, троекратно восхваляющие Троицу1429 и помещенные в сокровищницу Церкви. Они - как те клещи с зажатым углем, который пламенем своим очищает уста беззаконника1430.
Иероним Стридонский, Послания1431.
12:43 Положила больше всех
Жертвуй по силам
Когда приходится давать милостыню, ничего другого не требуется, как иметь надлежащий строй мыслей. Если ты говоришь, что у тебя нет денег, домов, одежд и сандалий, вспомни слова Христа, которые Он сказал о вдове1432, и перестань беспокоиться. Даже если ты очень беден и нищенствуешь, но принесешь два обола1433, сделаешь все, что в твоих силах, дашь хотя бы ячменную лепешку, не имея ничего другого, - ты до конца исполнишь все, что необходимо.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея1434.
Царство праведных
Что может быть величественнее того, братья, что и Закхей войдет в Царство Небесное за половину своего состояния1435, и вдова за две лепты, и все равно станут владеть им? Что может быть значительнее того, что одно и то же Царство для богатого измеряется сокровищами, а для бедного - сосудом холодной воды?1436
Августин Иппонский, Толкования Псалмов1437.
О желании спастись
Все имеет тот, у кого есть добрая воля: ее одной может быть достаточно, если нет ничего другого. Но вот если и ее нет, то без пользы все, что бы ты ни имел. Она одна достаточна, если есть; все прочее ничего не дает, если нет любви1438.
Цезарий Арльский, Проповеди1439.
Сердцеведец Бог
Сокровище сердца - его помыслы, по которым внутренний судия судит о плодах дел. Часто бывает, что люди совершают добрые дела, но не такие значительные, и тем не менее получают большую награду небесной благодати за их сердечное намерение сделать больше, если бы только у них была такая возможность. Другие же и за великие дела благочестия удостаиваются от Господа меньшей награды, ибо сердце их полно безразличия и прохлады. Потому и поступок вдовы, которая отдала храму две лепты, предпочтительнее для Исследователя сердец, нежели бесчисленные подношения богачей1440.
Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия1441.
12:44а Все клали от избытка,
Мудрость жизни по вере
Древнее речение гласит: у скупого нет ни того, что он имеет, ни того, что он не имеет. У верующего богатство -весь мир, у неверующего - нет и обола. Будем же жить, как ничего не имеющие, но обладающие всем1442.
Иероним Стридонский, Послания1443.
От малого к великому
Лучше начать с малого и закончить великим, продвигаясь от меньшего к большему, чем с самого начала направить сердце на совершенный образ жизни, чтобы затем оставить его или придерживаться лишь время от времени, заботясь о том, что скажут другие, - в таком случае весь труд напрасен. Нечто подобное происходит с путешествующими: если они утомляются в первый же день, слишком торопливо пустившись в путь, то потом теряют много дней на восстановление сил. Но если они будут сначала идти неспешно, пока не привыкнут к ходьбе, то в конце уже не будут уставать, даже пройдя большое расстояние. Так и тот, кто хочет приступить к трудам добродетельной жизни, должен упражняться без спешки, пока постепенно не достигнет предела своих возможностей. Не смущайся множеством путей, пройденных нашими испытанными отцами: каждый из них не похож на другие. Не переусердствуй в стремлении подражать им во всем - это лишь расстроит твою жизнь. Лучше выбери такой жизненный путь, который сообразен твоей немощи; иди по нему, и ты будешь жив, ибо Господь наш милостив и примет тебя -не за успехи твои, а за старание, как принял дар неимущей вдовы1444.
Евагрий Понтийский, Послания1445.
12:44б От скудости своей положила все
В соработничестве с Богом
Нам было доверено распоряжаться и совместно пользоваться временным достоянием, а не вечно обладать частной собственностью. Если ты признаешь, что на земле обладаешь богатством временно, то на небе сможешь стяжать его навечно... Вспомним и ту вдову, которая, заботясь о бедных и не думая о себе, положила все, что имела, все пропитание свое, помня только о будущем достоянии, как о том свидетельствует Сам Судия. Ибо все прочие, говорит Он, клали от избытка своего; она же, нуждаясь, быть может, более иных бедняков и владея лишь двумя лептами, но изобилуя духовными богатствами и стремясь только к вечной милости, алкала небесных сокровищ и отказалась от всего, что приобретается и тратится на земле... Так воздадим Господу тем, что Он дал нам в дар, ибо без Его милости мы не обладаем ничем, без Его воли и сами не существуем... Принесем Господу Его дары; дадим Ему то, что Он принимает от любого бедняка. Дадим в радости, говорю я, и возрадуемся Его ответному даpу!
Павлин Нольский, Послания1446.
Более предписанного законом
Поистине, две лепты бедной вдовы принимаются благосклонно, в чем обнаруживается нечто большее, нежели то, что предписывал Моисей касательно принятия денег1447. Ведь он принимал от имущих, а Иисус принимает и от неимущих.
Гегемон, Спор Архелая с манихеем1448.
Сокровища души
За те два обола, что принесла вдова, Господь воздал ей не как за два обола1449. Почему же? Потому, что Он взирает не на количество денег, но на богатство души. Если ты считаешь деньги, то бедность ее велика, но если явишь на свет побуждение, то сокровища ее благородной души не описать словами.
Иоанн Златоуст, О блаженном Филогоне1450.