Справочник имен и названий2059
Августин Иппонский, или Гиппонский (354-430) - епископ г. Иппо/Гиппо в северной Африке. Латинский отец Церкви, богослов, экзегет, проповедник. Один из самых плодовитых христианских писателей Запада. Оказал решающее влияние на развитие богословия в западной Церкви. Сформулировал идеи предопределения и первородного греха в полемике с последователями Пелагия.
Александрийская школа богословия возникла во II-III вв. на основе огласительной школы, которую последовательно возглавляли Пантен, Климент и Ориген. Несмотря на то, что с нею связывают сильное влияние греческой философии и применение мистико-аллегорического метода к истолкованию Писания, из Александрии также вышли такие богословы, как Афанасий и Кирилл.
Амвросий Медиоланский (ок. 333-397) - епископ г. Медиолан (Милан). Латинский отец Церкви, учитель Августина, выдающийся латинский проповедник, гимнотворец, экзегет.
Антиохийская школа богословия сложилась в III-IV вв. в ходе борьбы с гностицизмом и оригенизмом. Для нее было характерно преобладание историко-филологического подхода к истолкованию Писания. Среди главных ее представителей можно назвать Диодора Тарсийского, Иоанна Златоуста, Феодора Мопсуестийского и Феодорита Кирского.
Апостольские постановления (IV-V вв.) - сочинение неизвестного происхождения, в основе которого лежат такие тексты как Дидахи, Дидаскалия, и др. На Трулльском соборе 692 г. было высказано сомнение в церковном происхождении А. п.
Арий/Арианство - александрийский пресвитер (ок. 256-336) и связанное с ним богословское направление. Арий учил, что Сын был «подобосущен» Богу Отцу, но не «единосущен» Ему, и считал, что Иисус был «творением» Отца, а не Богом, как верила Церковь. Арий и арианство были осуждены на Никейском соборе 325 г., но борьба Церкви с ересью продолжалась до конца IV в.
Астерий Урбан (?). В сочинениях А. У., о котором мало что известно, содержатся фрагменты сочинений Каллиста, еп. Римского.
Афанасий Александрийский, Великий, (ок. 295-373) - епископ г. Александрия (Северная Африка). Греческий отец Церкви, создал свои главные произведения в борьбе с последователями Ария, которых было большинство среди восточных епископов середины IV в. Провел многие годы в изгнании.
Афинагор (втор. пол. II в. н. э.) - греческий писатель-апологет из Афин. Использовал аргументы из античной философии, литературы и мифологии для защиты христианства перед императорами Марком Аврелием (161-180) и Коммодом (180-192).
Афраат, или Иаков Афраат (ум. ок. 350) - сирийский епископ-мученик, творения которого приписывались Иакову, епископу Низибии (ум. ок. 338).
Беда Достопочтенный (ок. 672-735) - латинский писатель, один из образованнейших людей своего времени; получил классическое образование и христианское воспитание в бенедиктинском монастыре в Нортумбрии (Британия). Автор сочинений по истории, экзегетике, хронологии.
Василий Кесарийский, Великий (ок. 330-380) - епископ Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Греческий отец Церкви, защитник тринитарного богословия, церковный деятель, экзегет. Старший брат Григория Нисского, друг и сподвижник Григория Назианзина.
Василий Селевкийский (ум. ок. 458/460) - епископ г. Селевкия (Исаврия, Малая Азия); греческий богослов антиохийского направления.
Викторин Петавийский, или Петовийский (ум. ок. 304) - епископ г. Петтау (Паннония), латинский богослов. Придерживался аллегорического метода в истолковании Писания, возможно, под влиянием Оригена. Замучен в правление императора Диоклетиана (284-305).
Гегемон (IV в. н.э.). Известен только как автор сочинения Спор Архелая с Манихеем.
Герма, или Ерма (II в. н. э.) - греческий писатель, автор книги Пастырь, нравственно-назидательного сочинения апокалиптического характера, пользовавшегося большим уважением в ранней Церкви.
Григорий Назианзин, Богослов (ок. 330-390) - епископ г. Назианз (Малая Азия). Греческий отец Церкви, выдающийся богослов, проповедник и поэт. Вместе с Василием Кесарийским и Григорием Нисским сыграл важную роль в развитии тринитарного богословия.
Григорий I, Великий, Двоеслов (540-604) - епископ Рима с 590 г. Латинский отец Церкви, сыграл значительную роль в сохранении единства Римской церкви, в организации миссионерства и проведении литургических реформ. Автор многих духовно-нравственных сочинений.
Григорий Неокесарийский, Чудотворец (ок. 210-270) - епископ Неокесарии Понтийской (Малая Азия). Греческий богослов, ученик Оригена.
Григорий Нисский (ок. 333-394) - епископ г. Нисса (Малая Азия). Греческий отец Церкви, выдающийся богослов, младший брат Василия Кесарийского. Автор библейских толкований, аскетических и догматических сочинений.
Демокрит (ок. 460 г. до н. э. - неизв.) - древнегреческий философ, который учил, что мир и все вещи состоят из разных конфигураций атомов - единых неделимых частиц бытия.
Деяния Пилата (Acta Pilati) - апокрифический текст (ок. II в.), представляющий собой так называемый «официальный отчет» прокуратора Иудеи Понтия Пилата относительно Иисуса, которого он приказал распять. Составляет первую часть Евангелия от Никодима.
Дидаскалия (Didascalia apostolorum) - анонимное сочинение, которое начинает циркулировать в христианской среде в IV в. Составляет значительную часть Апостольских постановлений. В книге главным образом описываются обязанности епископов, а также затрагиваются вопросы служения диаконов и диаконисе, помощь заключенным за веру христианам и некоторые другие темы.
Дидахи / Учение двенадцати апостолов (II в.) - анонимное сочинение, в котором описывается «путь жизни», состоящий из соблюдения правил веры, нравственной жизни и литургических предписаний.
Диоген (ок. 400-325 гг. до н. э.) - древнегреческий философ-киник, проповедовавший крайний аскетизм и называвший себя гражданином мира - «космополитом».
Дионисий Александрийский (ум. ок. 264) - епископ Александрии в 247-264 гг., ученик Оригена. Активно участвовал в богословских спорах своего времени.
Дионисий Ареопагит - имя члена Афинского ареопага, обращенного в христианство апостолом Павлом (см. Деян. 17:15-34), которое приписывалось автору корпуса мистических сочинений (так наз. Ареопагитик}, появившихся на рубеже V-VI вв.
Дионисий Бар-Салиби - епископ г. Амид (Сирия) в 1166-1171 гг. Сирийский писатель, толкователь Библии. В тексте его сочинений был обнаружен текст Ипполита Римского Против Гаия.
Донат / Донатизм - епископ и связанный с ним раскол в Северной Африке IV-V вв. Во время гонений начала IV в. некоторые карфагенские христиане пытались спровоцировать римские власти для того, чтобы попасть в число мучеников. Осуждение этих крайностей вызвало раскол, который возглавил Донат и его сторонники, учившие, что святость Церкви и ее таинств зависит от святости клириков. Несмотря на преследования, раскол сохранял силу до начала V в., но потерпел поражение в результате деятельности Августина Иппонского и осуждения на Карфагенском соборе 411г.
Евагрий Понтийский (ок. 345-399) - греческий аскетический писатель. Богословские взгляды Е. складывались под сильным влиянием Оригена. Автор многих произведений, которые или пропали, или до последнего времени приписывались другим авторам. Сочинения Е. оказали огромное влияние на аскетическую литературу Восточной Церкви.
Евангелие от Никодима (ок. II в.) - апокрифический текст, включающий в себя помимо двух других текстов так называемые Деяния Пилата.
Евсевий Кесарийский (ок. 260-340) - епископ Кесарии Палестинской с 313 г. Греческий богослов, историк, толкователь Писания. Сыграл значительную роль в формировании церковной политики императора Константина Великого (306-337).
Епифаний Кипрский (ок. 315-403) - епископ г. Саламин (Кипр) с 367 г. Греческий богослов, активно боровшийся с последователями Оригена. Борьбе с ересями посвящены главные сочинения Е. К.
Ефрем Сирин (ок. 306-373) - сирийский писатель, автор библейских комментариев. Особенную популярность получили его духовно-нравственные сочинения поэтического характера (гимны).
Иаков Саругский, или Серугский (ок. 450-520) - сирийский писатель, автор длинных серий гомилий, написанных метрическим размером. Стал епископом г. Саруг в конце жизни.
Игнатий Антиохийский, Богоносец (ок. 35-107/112) - епископ Антиохии Сирийской. Был арестован и отправлен в Рим для казни. По дороге Игнатий написал несколько посланий местным церквям, в которых учил о христологии, евхаристии, роли епископа в Церкви и предостерегал против ересей.
Иероним Стридонский (ок. 340-420) - латинский учитель Церкви. Выдающийся ученый-библеист; его перевод полной Библии на латинский язык (Вульгата) стал впоследствии официальным текстом Римской Церкви. Автор многих толкований на книги Библии, полемических и агиографических сочинений.
Иларий Пиктавийский (ок. 315-367) - епископ г. Пиктавия (ныне Пуатье, Франция). Латинский учитель Церкви. Активный борец с арианством, за что получил прозвище «Западный Афанасий». Автор богословских, экзегетических и исторических сочинений.
Иоанн Дамаскин (ок. 650-750) - греческий богослов, живший в Дамаске (Сирия) и позднее в Иерусалиме. Автор одного из самых влиятельных догматических сочинений в истории Церкви: Точное изложение православной веры (или Изложение веры), которое входило в книгу Источник знания, содержавшую в себе изложение также философии и описание ересей.
Иоанн Златоуст (ок. 344/354-407) - епископ Константинополя с 397 г. Греческий отец Церкви; выдающийся оратор, один из самых плодовитых христианских писателей. Автор толкований на многие книги Ветхого и Нового Заветов, в частности на все послания апостола Павла.
Иоанн Кассиан (360-432) - латинский аскетический писатель, оказавший значительное влияние на развитие западного монашества.
Ипполит Римский (ок. 170-235) - греческий писатель, ученик Иринея Лионского и, возможно, Оригена; пресвитер Римской церкви. Автор антиеретических и экзегетических сочинений.
Ириней Лионский (ок. 135-202) - епископ г. Лион (Франция). Греческий учитель Церкви; автор одного из самых влиятельных сочинений ранней Церкви Против ересей.
Исидор Севильский (ок. 570-633) - епископ г. Севилья (Испания). Латинский богослов, просветитель. Автор богословских, духовно-нравственных, исторических, дидактических и других сочинений.
Иустин Мученик, Философ (ок. 100/110-165)-греческий писатель-апологет, принявший христианство в ходе занятий философией. После переселения в Рим написал несколько апологетических сочинений против язычества и иудаизма.
Каллист - епископ Рима (217-223).
Киприан Карфагенский (ок. 200-258) - епископ г. Карфаген (Северная Африка). Латинский учитель Церкви. Автор богословских и полемических сочинений, созданных в борьбе за единство Церкви.
Кирилл Александрийский (ок. 375-444) - епископ Александрии. Греческий отец Церкви. Активный противник и инициатор осуждения Нестория и несторианства на Ефесском соборе 431 г. Автор многих полемических и экзегетических сочинений.
Кирилл Иерусалимский (ок. 315-386) - епископ Иерусалима. Греческий писатель-катехизатор, автор знаменитых катехизических поучений.
Климент Александрийский (ок. 150-215) - греческий писатель, учитель катехизической школы Александрии, знаток греческой философии. Автор таких влиятельных произведений, как Строматы, Педагог и Протрептик (Утешение эллинов).
Климент Римский (ум. 101) - епископ Рима. Ему приписывались несколько произведений, но достоверным считается лишь (Первое) Послание к Коринфянам - один из наиболее важных документов послеапостольского периода. Все остальные произведения: так называемое Второе послание к Коринфянам, Узнавания и т. д., - получили название «Климентины» (или «Псевдоклиментины»).
Лактанций (ок. 250-325) - латинский писатель-апологет, знаток греческой и римской литературы; после обращения в христианство написал ряд произведений в его защиту.
Лев I, Великий (ум. 461) - епископ Рима в 440-461 гг. Латинский отец Церкви, оказавший решающее влияние на решения Халкидонского собора 451 г. В письмах и речах Л. В. затрагиваются проблемы христологии, церковного права, дисциплины, литургических обрядов, борьбы с ересями.
Максим Турский, или Туринский (ок. 380-465) - епископ г. Турин (Италия); латинский церковный писатель-проповедник.
Манихейство - религиозно-философское учение, основателем которого был перс Мани (216 - ок. 277). Заимствуя идеи из зороастризма, буддизма и христианства, Мани учил, что мир дуалистичен: добро (свет) и зло (тьма, материя) проходят через стадии сосуществования, смешения и разделения. Победа добра над злом завершается гибелью остатков материи, лишенных света, в мировом пожаре.
Маркион (II в.) - христианский гностик, который после неудачных попыток навязать свое учение Римской Церкви, создал собственную общину в 140-е гг. М. учил о принадлежности Ветхого и Нового Заветов двум разным богам, дуалистической природе мира и призрачности тела Иисуса. Учение М. и его последователей было осуждено Церковью уже во II в., но продолжало существовать в течение нескольких веков.
Мефодий Патарский, или Олимпийский (III в.) - епископ Олимпии Ликийский (Малая Азия). Греческий писатель, автор Пира десяти дев - диалога в защиту девства, за образец которого взят Пир Платона.
Минуций Феликс (II/III в.) - латинский писатель-апологет. Автор диалога Октавий (Octavius), в котором монотеизм, бессмертие души и нравственное совершенство защищаются, в частности, с помощью аргументов из греческой и римской философии и литературы.
Новациан (ум. ок. 258) - римский пресвитер, богослов. В результате конфликта Н. с клиром Римской церкви возник раскол, просуществовавший до V в. Главное из его произведений - О Святой Троице - считается классикой латинской богословской литературы.
Ориген (185-254) - греческий богослов, библеист, катехизатор Александрийской школы. С 231 г. жил и учил в Кесарии Палестинской, умер от пыток в тюремном заключении. Из 6000 сочинений, приписываемых О., сохранились немногие, преимущественно в латинских переводах. О. оставил толкования на Священное Писание, догматические, аскетические, апологетические и другие сочинения. Несмотря на огромное влияние О. на последующее развитие христианского богословия, его взгляды были многократно осуждены на церковных соборах.
Павлин Нольский, или Ноланский (ок. 355-431) - епископ г. Нола (Италия). Состоял в переписке с Амвросием Медиоланским, Августином Иппонским, Мартином Турским, Пелагием и другими известными лицами своего времени.
Палладий Еленопольский (ок. 363-431) - епископ г. Еленополь (Малая Азия), ученик Евагрия Понтийского. Вел монашескую жизнь в Палестине и Египте, был сторонником Иоанна Златоуста в конфликте с императорским двором, за что был сослан, но затем возвращен на кафедру. Автор знаменитой Истории монахов, в которой подчеркивается важность аскетической духовной жизни.
Папий Иерапольский (ок. 60-130) - епископ г. Иераполь (Фригия, Малая Азия). По свидетельству ранней Церкви, Папий был слушателем евангелиста Иоанна и составил несколько книг, в которых изъяснялись изречения Иисуса.
Пелагий / Пелагианство - британский монах-богослов (ум. ок. 418) и движение, связанное с его именем. Пелагий учил, что грех Адама был лишь дурным примером и не имел онтологических последствий для природы человека, поскольку грех есть результат личной воли. П. верил, что каждый человек может стать безгрешным, если пожелает, и это то, чего ожидает от него Бог. П. и его последователи были осуждены Римской церковью в 411-418 гг.
Петр Хризолог (ок. 380-450) - епископ Равенны, латинский писатель.
Пифагор (2-я пол. VI - нач. V вв. до н. э.) - древнегреческий философ, создатель мистико-аллегорического учения и религиозно-философской общины, целью которой было достижения спасения через очищение и познание.
Платон (427-347 до н. э.) - древнегреческий философ, учение которого оказало решающее влияние на развитие идеализма.
Послание Смирнской Церкви о мученичестве святого Поликарпа - текст II в., в котором описывается смерть Поликарпа Смирнского в 167 г.
Пруденций (348-410) - латинский поэт и гимнограф, автор дидактических поэм богословского и духовно-назидательного характера.
Савеллий / Савеллианизм - римский пресвитер-еретик III в. и учение, носящее его имя. С. утверждал, что Отец, Сын и Святой Дух - не отдельные ипостаси Триединого Бога, а лишь формы (модусы), в которых Божество открывало себя в мире.
Сальвиан Пресвитер (ок. 400-480) - латинский церковный писатель из г. Марсель (Франция).
Тертуллиан (ок 160-240) - латинский апологет и полемист из г. Карфаген (Северная Африка). Заложил основы христологии и триадологии на латинском Западе.
Феодорит Кирский, или Киррский (ок. 393-466) - епископ г. Кир (Сирия). Принимал активное участие в подготовке богословия Халкидонского собора 451 г. Автор полемических, исторических и экзегетических сочинений (толкований на многие книги Ветхого Завета и все послания ап. Павла).
Феона Александрийский (ум. ок. 300) - епископ Александрии.
Цезарий Арльский (ок. 470-542) - епископ г. Арль (Франция) с 503; латинский писатель-проповедник.